ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
статья на тему
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО»
Козырь Людмила Николаевна
Симферопольский Государственный Университет
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.
Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Эти идеи широко представлены в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.
Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно других задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личностью, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе.
Эта современная теория личностно-ориентированного обучения, разработанная теоретически и, в принципе, уже запущенная в практику имеет основу. Это идея всестороннего развития личности в её историческом развитии В.А. Сухомлинского. Он писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей. Рассуждать о всестороннем развитии нельзя без исключительной оговорки: подлинное всестороннее развитие - это гармония того, что он получает, потребляет». Далее великий педагог подчеркивает, что выбор специальности на всю жизнь - одна из самых ванных задач школы и родителей. Ведь гармония личности заключается в том, чтобы каждый человек, зная свое дело, принес максимальную пользу обществу и получил при этом удовольствие от своего труда, его результатов.
Внедряя эту важнейшую идею в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.
Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.
В каждом наследии наиболее ценным считается то, что будет актуальным и востребованным и спустя многие годы. В творчестве В.А. Сухомлинского и в настоящее время востребованы его взгляды и идеи о формировании и воспитании нравственных чувств в человеке, «культуры желаний», «культуры чувств». Глубоким прорывом называют исследователи его систему нравственного, ценностного воспитания. «Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» . Самой насущной проблемой в воспитании он считал воспитание души.
В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования является воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России.
По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.
Выделим идеи В.А. Сухомлинского, которые в современных условиях развития школы приобретают особую значимость: ориентация содержания образования на потребности развития села; создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; становление профильного обучения; реализация в образовательном процессе метода проекта, который синтезирует в себе самостоятельность учащихся, их активность, творческий поиск, ориентацию на разрешение насущных проблем города, села; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; идея постепенности, последовательности в вопросах обучения и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж.Ж. Руссо, пронизывающая все составные части педагогики В.А. Сухомлинского, который следовал его совету: «Дайте детству созреть в детях».
Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.
В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.
Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.
Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.
В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.
Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.
Роль семь может быть различна: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Особенностью положительного воздействия на детскую личность является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Воспитание нравственной личности, формирование здоровой психики ребенка возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.
Взаимодействие школы и семьи содействует нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Такое взаимодействие представляет собой современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.
Воспитание для В.А. Сухомлинского это, прежде всего, постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.
Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".
Основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ. Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66104.jpg)
Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"
Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160270-1354967138.jpg)
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873325-1483884515.jpg)
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского
Данный материал был представлен на районных педагогических чтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071398-1539861828.jpg)
тест по теме "Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского"
Вам предлагается пройти краткий тест из 12 вопросов. Каждый ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 15. (Есть вопросы, которые оцениваются 2 баллами)....
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1203970-1578388370.jpg)
Педагогическая идея В.А. Сухомлинского: обучение и воспитание ребенка через игру
Выступление на районных педагогических чтениях, посвящённых юбилейным датам великих русских и советских педагогов, 23.11.2018...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1189273-1573979535.jpg)
Сборник "Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)"
Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)....