Доклад на тему:«Определение физической нагрузки на организм через оценку самочувствия»
материал по теме

Федотов Сергей Анатольевич

Занятия физическими упражнениями и спортом принесут большую пользу, если вы будете следить за тем, какое воздействие оказывают физические нагрузки на ваш организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: « Определение физической нагрузки на организм через оценку самочувствия »

Занятия физическими упражнениями и спортом принесут большую пользу, если занимающиеся будут следить за тем, какое воздействие оказывают физические нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность отражают общее состояние здоровья организма.

Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что организм справляется с нагрузкой и ее можно постепенно увеличивать.

При чрезмерной нагрузке, утомлении организма может появиться вялость, раздражительность, одышка, боли в сердце, головокружение, нарушиться сон. Поэтому нагрузку на тренировке необходимо снизить.

Самоконтроль - обязательное требование для занимающихся физическими упражнениями, поэтому на уроках физической культуры  объясняем основные формы и приемы самоконтроля и учим и умению пользоваться ими.

 Предварительный самоконтроль.

Применяется в начале учебного года. Оцениваются готовность к занятиям физическими упражнениями, уровень физического здоровья и физической подготовленности. Данные после медицинского осмотра в поликлинике  можно использовать для методики самоконтроля, так рассчитав пять показателей, необходимо сложить набранные баллы. Полученная сумма будет характеризовать  исходный  уровень «Физическое здоровье » ученика.

Показатели и функциональные уровни физического здоровья (по методике Г.Л.Апанасенко)

Для мужчин

Показатели

Баллы

Масса тела (кг)


рост2 (м)

18,9 и менее
-2 балла

19.0 - 20.0
-1 балл

20.1 - 25.0
0 баллов

25.1 - 28.0
-1 балл

28.1 и более
-2 балла

ЖЕЛ (мл)


масса тела (кг)

50 и менее
-1 балл

51 - 55
0 баллов

56 - 60
1 балл

61 - 65
2 балла

66 и более
3 балла

ДМК (кг) х 100


масса тела (кг)

60 и менее
-1 балл

61 - 65
0 баллов

66 - 70
1 балл

71 - 80
2 балла

81 и более
3 балла

ЧСС х АДсист


100

111 и более
-2 балла

95 - 110
-1 балл

85 - 94
0 баллов

70 - 84
3 балла

69 и менее
5 баллов

Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек.

3 и более
-2 балла

2 - 3
1 балл

1.30 - 1.59
3 балла

1.00 - 1.29
5 баллов

0.59 и менее
7 баллов

Для женщин

Показатели

Баллы

Масса тела (кг)


рост2 (м)

16,9 и менее
-2 балла

17.0 - 18.0
-1 балл

18.1 - 23.8
0 баллов

23.9 - 26.0
-1 балл

26.1 и более
-2 балла

ЖЕЛ (мл)


масса тела (кг)

40 и менее
-1 балл

41 - 45
0 баллов

46 - 50
1 балл

51 - 55
2 балла

56 и более
3 балла

ДМК (кг) х 100


масса тела (кг)

40 и менее
-1 балл

41 - 50
0 баллов

51 - 55
1 балл

56 - 60
2 балла

61 и более
3 балла

ЧСС х АДсист


100

111 и более
-2 балла

95 - 110
-1 балл

85 - 94
0 баллов

70 - 84
3 балла

69 и менее
5 баллов

Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек.

3 и более
-2 балла

2 - 3
1 балл

1.30 - 1.59
3 балла

1.00 - 1.29
5 баллов

0.59 и менее
7 баллов

ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ БАЛЛОВ УРОВНЯМ ЗДОРОВЬЯ


Уровни Здоровья

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Общая оценка
уровня
здоровья

3 и менее баллов

4 - 6 баллов

7 - 11 баллов

12 - 15 баллов

16 - 18 баллов



Безопасному уровню здоровья соответствует 9 и более баллов (т.е. "средний" уровень здоровья и выше). Согласно приведенным ниже таблицам можно самостоятельно вычислить свой уровень Здоровья: по каждому показателю получить балл и просуммировать по всем показателям.
Кроме того, можно проанализировать низкие баллы в полученном расчете результата и понять, 
какой параметр работы Вашего организма ухудшает резервы Вашего Здоровья

При уровне физического здоровья выше среднего и высоком можно заниматься самостоятельно, а при низком уровне занятия должны проходить под контролем врача. При среднем и ниже среднего уровнях – занятия по индивидуальной программе предварительной физической подготовки, которую разрабатывает ученик под руководством учителя.

  1. Этапный самоконтроль.

Его задача – в конце каждой учебной четверти оценка эффективности самостоятельных и обязательных занятий. Для этого учащиеся могут использовать результаты тестов школьной программы, выполняемых в конце каждой учебной четверти. Дополнительно для этапного самоконтроля можно рекомендовать комплексы-тесты для оценки скоростно-силовой выносливости. Приведем пример такого комплекса-теста:

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа-юноши, то же, но на повышенной опоре – девушки
  2. Глубокие приседания на обеих ногах.
  3. Из положения лежа на спине с согнутыми ногами, руки за головой, поднимание и опускание туловища медленное или рывком до касания коленей локтями.
  4. Бег на месте, руки согнуты вперед; высоко поднимая бедро, касаться коленом ладони.
  5. Каждое упражнение теста выполняется  в течение15 сек. Отдых  - 45 сек. Очередность выполнения упражнений должна соответствовать записи.

Целевая установка: выполнить максимальное число повторений в отпущенное для каждого упражнения время. По увеличению повторений можно судить об увеличении скоростно-силовой выносливости. Выполняя тест необходимо соблюдать очередность времени работы и отдыха.

Показателем оздоровительного воздействия обязательных и самостоятельных занятий физическими упражнениями служит максимальное потребление кислорода (МПК).  Его можно оценить с помощью 6 минутного бегового теста с установкой на максимальный результат. Чем выше результат, показанный в беге, тем выше потребление кислорода.

  1. Текущий самоконтроль.

В задачу текущего самоконтроля входит ежедневная оценка своего самочувствия и желания заниматься. Субъективно это можно оценить с помощью «шкалы-градусника». Высшей оценке соответствует 100, низший – 0, а средней-около 50. Самочувствие отличное -100, хорошее -75, плохое - 25, очень плохое- 0.

Наиболее точно отражает состояние человека частота пульса - (ЧП). Этот показатель достаточно просто измеряется. Пульс надо измерять утром, сразу после пробуждения, в положении сидя. Перед измерением надо посидеть 2-3 мин. Полученный результат записывается в дневник. У каждого человека ЧП индивидуальна.  Поэтому при оценке своего состояния надо  ориетироваться  на обычную для себя величину этого показателя. Вся процедура записи занимает не более 3 мин.

Если показатели самочувствия снижены и это сопровождается незначительными изменениями ЧП, необходимо несколько уменьшить нагрузку.

  1. Оперативный самоконтроль.

Это оценка состояния занимающихся  на занятии и регулирование на этой основе тренировочной нагрузки во время занятия. Состояние занимающегося оценивается перед занятием, во время занятия и после него.

До занятия оцениваются самочувствие, желание заниматься, измеряется ЧП. Во время занятий ЧП следует измерять в характерных точках занятия, когда может возникнуть превышение рекомендованной нагрузки. Допустимая величина нагрузки определяется вычитанием числа своего возраста из числа 220. Рекомендованная нагрузка для юноши в возрасте 16 лет составит( (220-16)  80): 100= 163,2 . Практически это будет ЧСС, не превышающая 160-165уд./мин.

Во время занятий утренней гимнастикой можно измерять ЧП перед занятием, после беговой нагрузки, перед общеразвивающими упражнениями и после них. Для контроля над нагрузкой можно измерять ЧП несколько раз при выполнении общеразвивающих упражнений во время регламентированного отдыха.

На совместных занятиях можно взаимно контролировать состояние друг друга. Это можно сделать даже по внешнему виду товарища.

Внешние признаки утомления

Признаки

Степень утомления

легкая

значительная

очень большая

Окраска кожи лица и туловища

небольшое покраснение

значительное покраснение

резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ

Потливость

небольшая, чаще на лице

большая, головы и туловища

очень сильная, выступание соли

Дыхание

учащенное ровное

значительное учащение, периодически через рот

резко учащенное, поверхностное, появление одышки

Движения

не нарушены

неуверенные

покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное

неточность выполнения команд

замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду

Самочувствие

жалоб нет

жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д.

сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.

  1. Итоговый самоконтроль.

Проводится один раз в году по программе предварительного самоконтроля. Сравнение результатов предварительного и итогового самоконтроля дает возможность оценить эффективность занятий. Одновременно данные итогового самоконтроля служат исходными для дальнейших занятий.

  1. Карта самоконтроля.

Ведение карты самоконтроля- обязательное условие самостоятельных занятий. Карту изготавливают сами учащиеся. Она рассчитана на ежемесячный контроль. В ней отмечаются (по датам) самочувствие, желание заниматься, ЧСС, в покое после сна, масса тела, ЧСС перед занятием и после занятия, величина нагрузки на занятии (большая, средняя, малая) продолжительность занятий (мин).

Содержание занятий (бег кроссовый, общеразвивающие упражнения, атлетическая гимнастика, плавание, спортивная игра и др.) и другие данные заполняются по усмотрению учащегося.

Результаты самоконтроля – это основа для оценки содержания занятий и регулирования нагрузки.

  Привитие навыков и умений самоконтроля позволит обучающимся:

– лучше познавать самих себя; 

– научиться следить за собственным здоровьем; 

– своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания; 

– определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил.

Литература:

1. В.Н.Кряж  «Самоконтроль в процессе воспитания» статья в журнале «Физическая культура в школе» №8, 2008

2. Евгений Литвинов «Контроль за нагрузками», к.п.н.- Москва, 2010

3. Л.Б.Кофман, В.И.Лях, Г.Б.Мейксон «Физическая культура», М., «Просвещение»,1998

4. Интернет ресурсы https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bd69b4d43b88421206d36_0.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Методы релаксации и ее влияние на восстановление организма после физической нагрузки."

В работе рассматривается роль подвижной игры в формировании  интереса детей к релаксации. Приведенные в данной работе результаты экспериментадают мне основание утверждать, что для резу...

Доклад на тему: "Дозирование физической нагрузки школьников"

Данный доклад будет полезен для учителей физкультуры. Для того чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и...

Лекция по физиологии спорта. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма

Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма...

Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

Влияние физической нагрузки на организм учащихся

В данной презентации представлена работа, в которой учащиеся провели исследовательскую работу по физической культуре.  Мы с учащимися провели иссследование как влияет физическая нагрузка на наш о...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...