Живое общение и погружение в текст на уроках литературы
проект по теме

Силинская Анастасия Александровна

Образовательный проект в рамках Окружного Конкурса "Педагог года - 2019" в Можайском ГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt._silinskaya_a.a.pptx1.36 МБ
Файл vystuplenie._proekt.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект Силинской А.А., учителя русского языка и литературы МОУ Гимназии №4 г.Можайска 2019г. «Живое общение» и погружение в текст на уроках литературы

Слайд 2

Цели и задачи проекта: Цель: Научить детей вдумчиво читать и анализировать художественные произведения. Задачи: 1) Выработать навыки внимательного чтения 2) Обучить анализу текстов различной сложности 3) Воспитывать в учащихся морально-нравственные ценности 4) Развивать эстетические представления и художественный вкус 5) Прививать учащимся коммуникативную культуру

Слайд 3

Концептуальные положения: Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления , обучение анализу текста по методике Е.Н.Ильина . Данный проект долгосрочный, с пятого по девятый класс( средняя школа). Проект организован по трем этапам: 1) Начальный этап 2) Основной этап 3) Заключительный этап

Слайд 4

Начальный этап Отбор произведений для анализа на программных уроках, уроках внеклассного чтения, уроках развития речи Выявление и учёт творческих способностей учащихся, их навыков чтения и анализа текста Разработка контрольных и тестовых работ для выявления результатов

Слайд 5

Основной этап 5-6 класс: Начальные сведения об анализе произведения, знакомство с терминами, изучение средств художественной выразительности. Групповые занятие, игры, литературные турниры, блиц, театральное инсценирование текста произведений. . Работа с проблемными вопросами, постоянный диалог ученика и учителя, ученика с автором, учителя с автором

Слайд 6

Основной этап 7-8 класс: Умение работать с тематикой, проблематикой, идеей произведения. Обучение основными приёмам анализа теста. Переход от игровой деятельности к исследовательской Работа с восприятием текста, привитие нравственных ориентиров Совершенствование речи учащихся

Слайд 7

Основной этап 9 класс: Умение обобщать и интерпретировать текст произведения Создавать художественные тексты разных жанров на основе литературных произведений ( сочинение) Работа в группах, создание ролевых игр, сценариев к спектаклям по литературным произведениям( линейных и комбинированных)

Слайд 8

Заключительный этап Обработка результатов, составление отчётов по результатам работы, самоанализ Сравнительный качественный анализ мотивации учащихся на каждом этапе работы. Работа над недостатками используемых методов, развитие технологий, разработка рекомендаций по анализу текста на уроках литературы.

Слайд 9

Итоги: В данный момент проект находится на начальном этапе работы. На уроках литературы в 5 и 6 классе предполагается использование описанных в проекте методов и приёмов работы. Основная задача учителя литературы в рамках проекта – обучить ребенка не только анализировать произведение, но делать это с азартом, сопереживать герою, проецировать чувства и эмоции литературного героя на себя.



Предварительный просмотр:

«Живое общение» и погружение в текст на уроках литературы

Образовательный проект Силинской А.А., учителя русского языка и литературы МОУ Гимназии №4 г.Можайска

Цель:

 Научить детей вдумчиво читать и анализировать художественные произведения.

Задачи:

1) Выработать навыки внимательного чтения

2) Обучить анализу текстов различной сложности

3) Воспитывать в учащихся морально-нравственные ценности

4) Развивать эстетические представления и художественный вкус

5) Прививать учащимся коммуникативную культуру

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, обучение анализу текста по методике Е.Н.Ильина.

Данный проект долгосрочный, с пятого по девятый класс( средняя школа).

Проект организован по трем этапам:

1) Начальный этап

2) Основной этап

3) Заключительный этап

Начальный этап

Отбор произведений для анализа на программных уроках, уроках внеклассного чтения, уроках развития речи

Выявление и учёт творческих способностей учащихся, их навыков чтения и анализа текста

Разработка контрольных и тестовых работ для выявления результатов

Основной этап

5-6 класс:

Начальные сведения об анализе произведения, знакомство с терминами, изучение средств художественной выразительности.

Групповые занятие, игры, литературные турниры, блиц, театральное инсценирование текста произведений.

. Работа с проблемными вопросами, постоянный диалог ученика и учителя, ученика с автором, учителя с автором

7-8 класс:

Умение работать с тематикой, проблематикой, идеей произведения. Обучение основными приёмам анализа теста.

Переход от игровой деятельности к исследовательской

Работа с восприятием текста, привитие нравственных ориентиров

Совершенствование речи учащихся

9 класс:

Умение обобщать и интерпретировать текст произведения

Создавать художественные тексты разных жанров на основе литературных произведений

( сочинение)

Работа в группах, создание ролевых игр, сценариев к спектаклям по литературным произведениям( линейных и комбинированных)

Заключительный этап

Обработка результатов, составление отчётов по результатам работы, самоанализ

Сравнительный качественный анализ мотивации учащихся на каждом этапе работы.

Работа над недостатками используемых методов, развитие технологий, разработка рекомендаций по анализу текста на уроках литературы.

В данный момент проект находится на начальном этапе работы.

На уроках литературы в 5 и 6 классе предполагается использование описанных в проекте методов и приёмов работы.

Основная задача учителя литературы в рамках проекта – обучить ребенка не только анализировать произведение, но делать это с азартом, сопереживать герою, проецировать чувства и эмоции литературного героя на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Пошаговая работа с текстом на уроках литературы

Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...