Мастер- класс Формирующее оценивание
методическая разработка на тему
Мастер- класс
Формирующее Оценивание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер- класс Формирующее оценивание | 85.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Формирующее Оценивание
Подготовила: Мурзиненко Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся.
В педагогической практике накоплен определенный опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности школьников. Так, в нашей образовательной системе используются вариативные формы и методы оценки достижений учащихся. В качестве одной из форм оценивания результатов школьники используют листы оценки (самооценки) индивидуальных достижений (образовательных результатов) чащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование УУД; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования; предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений школьников. Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого можно разработать листы оценки (самооценки) достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса. Некоторые формулировки критериев оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии.
Лист оценки знаний школьника (самооценки) необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать оценочные листы достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период. Оценочные листы достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений. Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП.
Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций
Чтение текстов влияет на развитие человека в том случае, если происходит процесс интерпретации и понимания текста. Таким чтением человек овладевает в течение всей жизни, однако закладываются его основы в школе. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»
Смысл, по замечанию Л.М.Баткина, может быть сотворён «усилием толкования, вопрошением, спором, удивлением, любым встречным откликом»1. Таким образом, смысловое чтение – это основа становления человека духовного, имеющего волю и способность к самостоятельным усилиям.
Чтение - метапредметный навык, его составляющие части входят в структуру всех универсальных действий:
- личностные УУД: мотивация чтения, накопление смыслов, оценок, формирование идентичности личности, самоопределение и самопознание личности и т.д.;
1Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя// Красная книга культуры. – М.: «Искусство», 1989.
-регулятивные УУД: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, операции анализа и синтеза, творческое воображение и т.д.
Интерпретация текста имеет сложный характер и в своём естественном протекании представляет собой достаточно интимный, психологически тонкий процесс. Любой текст человек понимает по-своему (прежде всего художественный текст) и создаёт свой текст – «текст интерпретации»2.
Для понимания текста необходимы три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Очень важен первый этап процесса интерпретации – предтекстовый этап формирования мотива чтения: пробуждение интереса, установка на известное, ожидание нового. На предтекстовом этапе эффективны такие методики, как «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем». До начала чтения ученики высказывают предположения, задают вопросы. Ответы на вопросы М.Бахтин назвал смыслами.
Оценка предметных результатов учащихся 5 класса по русскому языку
№ п/п | ФИ уч-ся | Текущая аттестация | Итоговая аттестация | ||||||||
устный опрос
| письменная контр.работа
| диктант
| тесты
| изложение
| сочинение, творч.работа
| контрольная работа
| диктант
| изложение
| тесты
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка личностных результатов учащихся 5 класса по русскому языку
№ п/п | ФИ учащегося | Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины
| Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России
| Определяет личностный смысл учения, выбирает дальнейший образовательный маршрут
| Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями .
| Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится к сохранению живой природы
| Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой .
| Ориентируется в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка метапредметных результатов учащихся 5 класса по русскому языку
ФИ уч-ся ______________________________________________________________________________
Образцы листов самооценивания:
Критерии оценивания проекта
по произведению Валентина Распутина «Уроки французского»:
«Используя пластилин, слепите то, что характеризует
учительницу как человека»
Фамилия имя ________________________________________________
Защита проекта | Максимальное количество баллов | Оценка ученика | Оценка учителя |
Правильность выполнения работы согласно полученному заданию | 10 | ||
Креативность (творчество) | 10 | ||
Эстетичность (оформление) | 10 | ||
Публичное представление (логичное, последовательное, интересное) | 10 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ | 40 |
Перевод баллов:
32б-40б= «5»
23б-31б= «4»
13б- 22б= «3»
0б-12б= «2»
Запишите свои впечатления: Рассказ В. Распутина помог мне
Открыть…
Почувствовать…
Узнать…
Понять…
Задуматься…
Испытать…
Маршрутный лист самооценки
ФИ________________________________________
Оцените работу над проектом:
Критерии оценивания сочинения-рассуждения | Моя оценка | Оценка группы |
С1К1- ответ-понимание-толкование-0-2 б | ||
С1К2 аргументы-0-3б | ||
С1К3-абзацы, речевая связность-0-2б | ||
С1К4-композиция-0-2б | ||
Итого -9 |
Оцените свою работу в группе:
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | |
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | |
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
Оцените работу группы:
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка |
Работали дружно, слушали друг друга | |
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
Оцените СВОЮ РАБОТУ на уроке:
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Осталось непонятным (ЧТО?)__________________________________
Вариант 1.
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Вариант 2.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
|
|
|
|
При разногласиях я принимаю другое решение |
|
|
|
|
Большинство решений предложено мной |
|
|
|
|
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
|
|
|
|
Работать в паре труднее, чем одному |
|
|
|
|
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
|
|
|
|
Вариант 3.
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка | ||
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) | ||
1 | Найти информацию самостоятельно |
|
|
|
2 | Выбрать самое основное для сообщения |
|
|
|
3 | Оформить работу |
|
|
|
4 | Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. | Почти Без всё сделали меня без меня работа бы не получилась |
Вариант 4.
Маршрутный лист самооценки
Оцените работу своей группы.
№ заданий | Показатель | Самооценка |
1.Найдите родственные слова в стихотворении. | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
2.С каким определением согласны? | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
3.Составляем модель | Все работали одинаково |
|
Работал только один |
| |
Кто-то работал больше, кто-то меньше других |
| |
4. Приглашаем «родственников» в гости | Работали дружно, слушали друг друга |
|
Высказывали свою точку зрения, не ссорились |
| |
Трудно было договориться. |
| |
Результат работы группы. | За весь урок |
|
«Отличная работа! Молодцы!» -
«Хорошая работа!» -
«Не очень получилось» -
Вариант 5.
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Вариант 6.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
|
|
|
Вариант 7.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________-
Вариант 8.
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
Вариант 9.
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
|
Еще придется потрудиться. |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
|
Вариант 10.
Лист успеха _________________________________________
Пример по теме «Безличные глаголы» | Мои достижения | Сомневаюсь | Планирую | |
Знаю | Умею | |||
Значения |
|
|
|
|
Формы |
|
|
|
|
Личные глаголы в значении безличных |
|
|
|
|
Употребление в речи |
|
|
|
|
Нахождение в тексте |
|
|
|
|
Вывод |
|
Вариант 11.
Лист самооценки
Критерии | Показатели | Оценка успешности | ||||
«Я» | себя чувствовал в процессе учения | было ли мне комфортно | с каким настроением я работал | доволен ли собой | 5 4 3 2 1 | |
«Мы» | насколько мне было комфортно работать в составе малой группы | какие у меня были затруднения в общении с группой. | смог ли я помочь товарищам | смогли ли они мне помочь | 5 4 3 2 1 | |
«Дело» | я достиг цели учения | учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен | в чем я затруднялся, почему | как мне преодолеть свои проблемы | 5 4 3 2 1 |
Вариант 12.
Маршрутный лист
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена):_______________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
Этап | Учебная деятельность | Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока | Настрой на урок | включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг | Повторение пройденного материала | получил правильный результат, работаяиндивидуально и в паре получил правильный результат, работаяиндивидуально передал инициативу партнеру, работая в паре |
2 шаг | Выполнение пробного задания - действия | попробовал выполнить задание, но не смог обосноватькак попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не попробовал выполнить задание |
3 шаг | Построение проекта выхода из затруднения | активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта с интересом участвовал в обсуждении построения проекта согласился с большинством при обсуждении построения проекта |
4 шаг | Реализация проекта выхода из затруднения | успешно работал в группе работа в группе принесла удовлетворение передал инициативу партнерам в группе |
5 шаг | Первичное закрепление | отвечал у доски, применяя новое знание получил результат схожий с образцом, работая на месте списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание |
6 шаг | Самостоятельная работа с самопроверкой | выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом |
7 шаг | Применение нового материала в системе знаний | принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе |
8 - 9 шаги | Инструктаж по домашнему заданию и итог урока | мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Вариант 13.
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
Начало урока | Настрой на урок |
|
|
|
1 шаг | Повторение пройденного материала |
|
|
|
2 шаг | Выполнение пробного задания - действия |
|
|
|
3 шаг | Построение проекта выхода из затруднения |
|
|
|
4 шаг | Реализация проекта выхода из затруднения |
|
|
|
5 шаг | Первичное закрепление |
|
|
|
6 шаг | Самостоятельная работа с самопроверкой |
|
|
|
7 шаг | Применение нового материала в системе знаний |
|
|
|
8 - 9 шаги | Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
|
|
|
Вариант 14.
Карта самонаблюдения.
Деятельность | Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
- |
Вариант 15.
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель |
1 | Знаю тему урока |
|
|
2 | Знаю цель урока |
|
|
3 | Знаю план достижения цели |
|
|
4 | Могу работать по плану |
|
|
5 | Могу хорошо читать текст |
|
|
6 | Умею отвечать на вопросы по тексту |
|
|
7 | Сам могу составить вопрос к тексту |
|
|
8 | Умею работать в группе |
|
|
9 | Могу доказать свои высказывания |
|
|
10 | Могу оценить свою работу на уроке |
|
|
11 | Могу оценить работу своих товарищей |
|
|
12 | Могу сказать что урок прошел с пользой |
|
|
Вариант 16.
Лист самооценки.
Критерии: | Да + нет - |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. |
|
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу. |
|
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. |
|
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др. |
|
Вариант 17.
Лист самооценки
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Работал активно, результатом доволен.
Вариант 18.
Деятельность за урок | Сумма баллов | Оценка | ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Пример
д/з | Работа в группах | Устные ответы | Фиксирование результатов в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-4 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-4 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
Вариант 19.
Лист самооценки
Ф.И. ученика___________________________________________
Вариант 20.
Лист самооценки
Ф.И. ученика___________________________________________
|
Вариант 21.
Лист самооценки
Ф.И. ученика ____________________________________
У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).
ПРАВИЛЬНОСТЬ КРАСОТА
|
|
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
- Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв.
- А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.
Вариант 22.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
«Дерево роста» есть у каждого ученика. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы. Например, «Устная нумерация в пределах 100». |
Вариант 23.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________
| СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
я научился ... | |
было интересно | |
было трудно ... | |
могу похвалить себя за то, что ... | |
могу похвалить одноклассников за то, что ... | |
больше всего мне понравилось ... | |
мне показалось важным ... | |
для меня было открытием то, что ... |
Вариант 24.
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Ф.И. ученика _____________________________________
Критерии | Моя оценка | Оценка группы | Оценка учителя |
1. Я составил вопросы к проекту |
|
|
|
2. Я проводил исследования |
|
|
|
3. Я подбирал нужные задачи и картинки |
|
|
|
4. Я работал на ПК |
|
|
|
5. Я активно работал с участниками проекта |
|
|
|
6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно |
|
|
|
7. Я решал проблемные ситуации |
|
|
|
8. Я помогал своим одноклассником при решении задач |
|
|
|
9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться |
|
|
|
| Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов |
Составьте, пожалуйста, критерии оценивания по любой теме из вашего урока в группе.
Представление листов самооценивания.
А теперь оцените работу вашу в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Система оценивания"
Мастер-класс для учителей для иллюстрации примера самооценивания учащихся на уроке математики...
Мастер – класс: «Включение в технологическую карту урока формирующего оценивания»
Использование методики «составление тестов» как одной из методик формирующего оценивания на уроках истории....
Мастер-класс на тему "Технология формирующего оценивания. Чек-листы как средство самооценки обучающихся и инструментарий обратной связи."
Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части мастер-класса дает возможность сообщест...
мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"
Данный урок входит в циклл уроков по УМК "English" автор В.П. Кузовлев, 6 класс. Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....
Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...
Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"
Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка» Цели и задачи мастер-класса- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского ...
Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"
Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка» Цели и задачи мастер-класса- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского ...