Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"
материал по русскому языку
Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка»
Цели и задачи мастер-класса
- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского языка;
- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Мастер- класс является обобщением опыта работы учителя русского языка и литературы . Работая в 5 классах , в соответствии с ФГОС востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Один из приемов такого оценивания- ромашка Блума , и представлен в данном мастер-классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashka_bluma.doc | 158 КБ |
skazka_repka.doc | 35.5 КБ |
prezentatsiya_nikolskoy_n.a._27.04.17.ppt | 2.91 МБ |
master_klass_nikolskaya_n.a.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирующее оценивание - это оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик. Л.Н.Толстой
получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед Для учителя Для ученика получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Техники оценивания мини( минутный ) обзор недельный отчет направленная расшифровка, кубик Блума оценочный лист лэпбук ромашка Блума Древо Знаний техника «Лесенка» таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и др.
мини обзор, недельный отчет пока непродуктивны Оценочный лист, Таблица «ЗХУ» Знакомы, мобильны, не требуют разъяснений
Ромашка Блума Шесть лепестков — шесть типов вопросов. Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты. Уточняющие вопросы , задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы . Обычно с частицей «бы». Оценочные вопросы . Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко? Практические вопросы . Формулируются при условии, если речь на уроке идет о связи теории и практики.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Благодарю за работу!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему
«Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка»
Цели и задачи мастер-класса
- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского языка;
- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Ожидаемый результат:Научатся на практических примерах использованию формирующего оценивания на разных этапах урока.
Ход мастер-класса:
Вводное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги, те кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать побольше. Добро пожаловать на мастер-класс «Техники формирующего оценивания на уроках русского языка».
Сегодня на уроке востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Формирующее оценивание - это оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Великий Л.Толстой говорил:
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.
В руководстве для учителя написано «Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи»
Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. Почему?
Наверное, потому что обратная связь:
для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;
для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Техник по самооценке и получению обратной связи существует немало ( таблица на экране)- мини( минутный ) обзор, недельный отчет, направленная расшифровка, кубик Блума, ромашка Блума, оценочные листы , лэпбук, техника «Лесенка» и т.д. Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от характера подачи материала и настроя учащихся .
Работая с учащимися 5 класса, я пробовала некоторые техники( например, мини обзор, недельный отчет), которые для данного возраста и состава класса оказались пока маловыполнимыми. Наиболее приемлемыми формами, достаточно знакомыми учащимся из курса начальной школы , оказались «Индивидуальная карта оценки деятельности» и таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Легко справляются учащиеся и с техникой предварительного оценивания своих знаний под названием «Древо знаний», когда каждый из учащихся может самостоятельно определить свое место на древе знаний по данной теме . Интересным опытом для учащихся стало создание лэпбука по теме «Имя существительное»( Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.) Но данный вид работы достаточно трудоемкий, финансово затратный, долог по временным рамкам, требует наличия творческого начала и умения работать в группе у учащихся и может быть использован как проектная работа на обобщающих уроках или на начальных уроках по теме.
Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с таким приемом формирующего (внутриклассного) оценивания, как прием «Ромашка Блума». Данный прием чем-то очень похож на приемы критического мышления и используется для обучения учащихся составлять тонкие и толстые вопросы, вопросы низкого или высокого порядка на разных этапах урока.
Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
Уточняющие вопросы, задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
Оценочные вопросы. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Формулируются при условии, если речь на уроке идет о связи теории и практики.
Предлагаю вас выполнить следующее задание: группы- пары выбирают по 2 лепестка и на основе всем известной сказки «Репка» составляют вопросы .
Спасибо за ваш творческий подход к изучению такой знакомой всем сказки.
Предлагаю вам проверить свои знания по теме мастер- класса
- Что же такое формирующее оценивание?
- Технический прием
- Оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, обеспеченивающая эффективную обратную связь с учащимися
- Оценивание обучения
- Целью формирующего оценивания является:
- корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов
- регистрация продвижения обучения
- подведение итогов для выставления отметок
- Что играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных достижений в обучении учащихся ?
- внутренняя мотивация
- самореализация учеников
- Осведомление ученика о том,что он достиг определенного уровня в обучении.
- Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно учитывать
- предыдущий опыт их достижений,
- целенаправленную организацию активной деятельности на уроке с обеспечением обратной связи с учащимися
- все перечисленное
- Основная роль учителя в процессе обучения:
- Быть консультантом и наставником
- Быть другом
- Объяснять критерии оценивания
Рефлексия:
Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников.
Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».
- Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня. Почему вы выбрали именно этот цвет?
- Кто возил камни, поднимают красные жетоны.
- Кто добросовестно работал, поднимают желтые жетоны.
- А кто принимал участие в «строительстве храма»-зелёные жетоны.
Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с учащимися не все критерии получаются четкими и конкретными.
Но вместе с этим, замечу, что привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторые умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность.
Подводя итог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому формирующее оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.
Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...
Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение», «Оценка...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...
Формирующее оценивание на уроках русского языка
Формирующее оценивание на уроках русского языка...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...
Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"
Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка» Цели и задачи мастер-класса- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского ...