Выступление по теме «Особенности работы с детьми с ОВЗ в начальной школе».
материал на тему
Опят работы с ребенком с ОВЗ на домашнем обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 40.97 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Зиновьева Светлана Владимировна
Учитель нач. классрв МОАУ СОШ с. Томское
Тема: «Особенности работы с детьми с ОВЗ в начальной школе».
Цель: познакомить с особенностями развития детей с ОВЗ, из опыта работы.
Задачи:
- узнать, о подходах в обучении;
-познакомить с особенностями работы с детьми с ОВЗ;
- научится применять приемы и методы в своей работе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
(слайд 1)Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведения. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 2)
В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. (слайд 3)
Несмотря на мой не большой опыт работы в начальных классах, мне тоже пришлось столкнутся с этой проблемой. В первый класс ко мне пришли два ребенка, которые практически не говорили. И один ребенок инвалид. Сказать, что было легко- ничего не сказать. (слайд 4) В первом классе мы узнавали и адаптировались к друг другу. Я старалась найти индивидуальный подход к каждому из них, расположить к себе, чтобы ребята доверяли мне. Привыкли к школьным требованиям и нормам. Велась большая работа с родителями. (слайд 5)
Ко второму класс получилось по списку 27 человек, 2 ребенка на домашнем обучении, 1 ребенок учится в классе по коррекционной программе 8 вида и 1 ребенок по коррекционной программе 7 вида. То есть состав класса однозначно можно сказать разноуровневый. Мне приходится готовить три рабочие программы: общеобразовательную, коррекционную для ребенка посещающего школу и коррекционную для ребенка на домашнем обучении. (слайд 6)
На своих уроках работаю в трех направлениях: совместно с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно под руководством учителя. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению. (слайд 7) Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. У многих здесь сидящих учителей есть такие особенные дети, и говорить об инклюзивном образовании можно много, но мне бы хотелось рассказать о конкретном ребенке обучающемся на домашнее обучение. (слайд 8)
Эта девочка по имени Екатерина пришла ко мне в 1 класс в свои полные 7 лет. В этой семье 6 детей. Семья многодетная и малообеспеченная. У ребенка большие проблемы с речью, Катя почти не разговаривала, когда переступила порог школы. Она напоминала мне маугли. На протяжении всего первого класса было много пропусков, мама объясняла это признаками психоза и агрессивного состояния, нежеланием ходить в школу. Ей не под силу было усваивать учебную программу. После пол года обучения в первом классе, девочка адаптировалась в классе к ребятам, стала более самостоятельной. Год Катерина училась, как обычный ребёнок. Общаться было сложно, многого я не могла понять, и на помощь приходил ее старший брат Костя, ученик 7 класс. Первые два месяца он каждую перемену приходил в класс готовил ей следующий урок и переодевал на физкультуру. Сложностей в обучении хватала. Было очень трудно и ей, и мне. Поэтому проведя беседу с мамой, было принято решение отправить ребенка на ПМПК. После чего мама оформила инвалидность. (слайд 9)Так второй класс, Катя, по рекомендациям комиссии ПМПК и желанию мамы начала обучатся на дому.
(слайд 10). Для Кати было составлено расписание и рабочая программа 8 вида под редакцией Воронкова. В библиотеке были взяты специальные учебники (слайд 11). В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. обогащение знаниями об окружающем мире;
5. проявление педагогического такта.
Свою работу строю на индивидуальном подходе. Так же стараюсь использовать опыт своих коллег. Я понимаю, что обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. (слайд 12) На своих занятиях я использую медленный темп обучения, к изученному материалу неоднократно возвращаемся. То есть на каждом следующем уроке, закрепляем предыдущие знания. Любую деятельность осуществляю поэтапно, выделяю составные элементы и части, чтобы девочка могла осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе занятий использую упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Во время образовательного процесса стараюсь помочь Кате осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением. Постоянно слежу за тем, чтобы у нее не было перегрузки, планирую время для отдыха во время учебного процесса. Строю свои занятия, исходя из возможностей ребенка.
Хочется отметить, что ребенок всегда рад моему приезду. Встречает с улыбкой, делится своими эмоциями, рассказывает новостями. Конечно это не предложения, а отдельные слова и чаще не всегда полные, но я уже стала ее понимать. На занятиях ребенок старается, но у Кати есть такая черта характера как лень. Поэтому каждое занятие придумываю что-то новое, чтоб поднять интерес к учебе.
Например, положительную роль в развитии внимания и памяти играют упражнения, которые я провожу на занятия. (слайд 13)
- В тексте из нескольких строк сосчитать количество букв «а», или «б» или «о» и т.д.
- (слайд 14)Запоминание в течение нескольких секунд рисунка, изображенного на листе с последующим воспроизведением его в тетради.
- (слайд 15)Прием «Найди пару» (например одни карточки с примерами, а другие с ответами или на одних карточках буквы, на других картинки, надо соединить букву с картинкой на которую начинается это слово)
- Прием «лови ошибку» (например, сочитание жи в слове написано с буквой ы найти ошибку. Или предложен ряд имен собственных, а одно с маленькой буквы.)
- Применяю дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
- Важным приемом является словесная поддержка, т.е. использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее качественнее», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сама».
(слайд 16)В семье нет компьютера, поэтому и использование ИКТ не возможно, поэтому использую наглядность (кубики, цифры, таблицы, схемы и т.д.). (слайд 17)Чему мы научились: освоили алфавит, соединяем буквы в слог, пытаемся читать, начали списывать с печатного текста, считаем в пределах 20 по линейки. Прививаю навыки трудового курса (вырезать, шить, приклеивать, рисовать и т.д.). (слайд 18,19,20) Конечно, не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения, но для Кати это уже большой результат. Готовлюсь к занятиям долго, тщательно отбираю материал, всегда имею запасной вариант. С таким ребенком никогда заранее нельзя быть уверенным в успехе. То, что вчера доставляло удовольствие, сегодня может уже не работать.
Так же важным аспектом является работа с родителями особенных детей. Провожу систематические консультации с конкретными рекомендациями. Приглашаю Катю с мамой на школьные мероприятия.
Рассказывая об этой девочке, мне приходит на ум пословица «Один в поле не воин». Ребенку необходимы другие специалисты (например: логопед, дефектолог и другие) и об этом должны подумать в первую очередь родители, которые, к сожалению, не готовы тратить свои деньги и время на развитие своего же ребенка, что бы он стал полноценным членом общества. (слайд 21)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три подхода: дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов; интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях; инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Учащиеся работают в трёх режимах : совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя.
Екатерина 1 класс
2 класс Обучение на дому
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы: 1. индивидуальный подход; 2. предотвращение наступления утомляемости; 3. активизация познавательной деятельности; 4. обогащение знаниями об окружающем мире; 5. проявление педагогического такта .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми с ОВЗ в средней школе.
В настоящее время большую актуальность приобретает работа социального педагога с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.Ухудшается экологическая обстановка, возрастает уровень заболеваемости родителей...
Статья на тему:" Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема воспитания и обучения детей -инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист....
Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»
В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития....
Статья по теме : Особенности работы с детьми с ОВЗ
Основные подходы к работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя математики)...
Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"
1. Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...
Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...