Особенности работы с детьми с ОВЗ в средней школе.
статья на тему
В настоящее время большую актуальность приобретает работа социального педагога с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.Ухудшается экологическая обстановка, возрастает уровень заболеваемости родителей, возникают многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_rabotu_s_ovz_may_2016.docx | 446.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с ОВЗ в средней школе.
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми-инвалидами. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы - все это ведет к увеличению детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Дети – это чудо природы и работая с ними, мы получаем радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в них уверенность в собственные силы, в свою победу и успех. Первые представления ребенка о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми складываются в семье. Именно семья является первым социальным институтом, который формирует нравственные качества ребенка, его мировоззрение. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить потребности ребенка. Это может возникнуть в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии зачастую является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в неоднозначной ситуации – это и радость рождения на свет малыша; и боль, чувство вины за то, что родился такой ребенок. Нередко семья как бы «закрывается в себе» - отдаляется от окружения. Рождение ребенка-инвалида может привести к распаду семьи.
Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Семьи с детьми с особыми потребностями переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье, имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но, вместе с тем, развитие ребенка с ограниченными возможностями невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды, как и здоровые дети, нуждаются в общении. Зачастую, опасаясь, что отношения ребенка-инвалида с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, родители стараются оградить круг его общения. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, как нужно устанавливать контакт, строить дружеские отношения.
Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальным педагогом, психологом, детским коллективом, что помогает социальной адаптации ребенка в обществе.
Школа – это не только учреждение, где ребёнок получает знания, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.
Очень важна при работе с такими детьми роль педагога, создающего «ситуацию успеха», которая позволила бы детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок должен быть настроен на положительный результат, уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
Из опыта работы в нашей школе, мне хотелось бы отметить следующее: одной из основных форм работы социального педагога является взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. Социальный педагог изучает семейную микросреду ребенка-инвалида. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение семьи позволяет социальному педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять особенности их характера, искать новые пути воспитания ребенка. Консультируя родителей, социальный педагог дает ответы на интересующие вопросы, стараясь сам погрузиться в проблему и дать квалифицированный совет.
Следует отметить, что очень действенна работа по вовлечению таких детей в дополнительное образование. Они легко, открыто идут на контакт. Наши детки из 6 класса занимаются в театральной студии. Ребята участвуют в спектаклях, готовят концерты, повышается их самооценка, снижается уровень личностной тревожности, они учатся быть коммуникабельными и открытыми миру.
В 7 классе учиться мальчик, имеющий большие проблемы со зрением, обладающий прекрасными вокальными данными. Он участвовал в городских, областных и всероссийских конкурсах вокального мастерства. В май 2016 года принимал участие во всероссийском вокальном конкурсе «Таланты России», награжден дипломом за 2 место.
В 8 классе есть мальчик, которому именно в школе помогли раскрыть вокальный талант. Сегодня подросток посещает областную детскую филармонию, на протяжении 4-х лет принимает участие в школьных, городских и областных мероприятиях.
В заключении хочется сказать, что парадигма, где инвалид воспринимается как человек «непригодный», сегодня изменилась на «человек с ограниченными возможностями». В нашей школе ведется активная работа по интеграции детей-инвалидов в социум, приспособление к ним условий жизни в обществе. С детьми–инвалидами проводится психолого-педагогическая реабилитация, помогающая стать им полноценными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки зрения, ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
Выступление по теме «Особенности работы с детьми с ОВЗ в начальной школе».
Опят работы с ребенком с ОВЗ на домашнем обучении...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната.
Что подразумевается под "кохлеарной имплантацией"(КИ)? Как работает кохлеарный имплант? И о необходимых условиях для развития устной речи детей после кохлеарной имплантации вы сможите узнать...
Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)
В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация специальной исследовательской деятельности учащихс...