Требования к компетентности педагога
материал на тему

Логунова Ольга Николаевна

Выступление на методическом семинаре  «Актуальные требования к профессиональным компетенциям учителя»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

 «Основная общеобразовательная школа села Благословенное имени

 Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина»  

«ООШ» с. Нагибово

Выступление к методическому семинару

«Актуальные требования к профессиональным компетенциям учителя»

Учитель математики Логунова О.Н.

Декабрь 2018

   Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности.

 Виды компетентности педагога:

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;
  • компетентность в целеполагании учебной деятельности;
  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;
  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);
  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;
  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;  
  • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);
  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

   Этот макет профессионального стандарта может конкретизироваться по уровням образования, в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

  Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела: обучение и воспитание. Несомненно, что эти процессы взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Но в целях данной работы их целесообразно разделить, так как различные виды педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях, при реализации образовательных программ разного уровня акцентированы на обучение или воспитание. Так, например, в дошкольных учреждениях образовательный процесс больше направлен на воспитание, а в старших классах - больше внимания уделяют обучению, освоению программного материала, подготовке к обучению в профессиональной школе.

Остановимся на основных определениях.

 1.Деятельность - человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

2.Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.

3.Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

4. Профессиональный стандарт-система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенному к определённой деятельности.

5.Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

6. Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

   Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам учителя, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности.

  Таким образом, можно сказать, что профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

« Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» В. А. Сластенин.

  Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности учителей и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.

Теоретическая готовность учителя предполагает определенную совокупность психолого-педагогических, специальных знаний и проявляется в обобщенном умении теоретически мыслить. В ее состав входят аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

Аналитические умения - это умения:

  • расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
  • осмысливать каждую часть в связи с целым;
  • находить в теории обучения и воспитания цели, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
  •  правильно диагностировать педагогическое явление;
  • находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения:

  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • отбор способов достижения педагогических целей;
  • предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
  • определение этапов (или стадий) педагогического процесса;
  • распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Проективные умения:

  • перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
  • учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся, их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;
  • определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
  • отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
  • планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
  • отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • планирование системы приемов стимулирования активности школьников и коррекции их поведения;
  • планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Рефлексия предполагает наличие умений анализировать правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие при менявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях, которые можно наблюдать), к которым относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторских умения

мобилизационные                   информационные                     развивающие    

Мобилизационные умения - это умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.

Умения общения в педагогическом процессе - это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и общения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.

  Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом.

  Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмическое дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляций.

Совершенное владение всей совокупностью педагогических умений и навыков, высокая степень педагогической умелости характеризуется понятием педагогическое мастерство.

Источник: center-yf.ru

Декабрь 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.

Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов.         Из всех компетенций, необходим...

Эссе. Компетентный педагог - требование ФГОС…

Размышления о том, каким мы видим учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС....

Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях

    Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное форм...