Эссе "Домино успеха" ( профессиональные компетентности педагога: современные требования).
методическая разработка по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
«Домино успеха» ( профессиональные компетентности педагога: современные требования).
Жизнь – бесконечное познанье.
Бери свой посох и иди.
И я иду… И впереди –
Пустыня, ночь и звезд мерцанье.
М. Волошин
У каждого свой путь в профессию. У одних отправной точкой становится встреча -восторг от беседы с интересным и талантливым человеком, на которого хочется равняться, у других – встреча - удивление от того, как могут положительно меняться знакомые тебе люди, и ты отыскиваешь с надеждой в себе новые качества, у третьих - понимание лишь через определённое время причастности к призванию «Учитель».
Что такое быть учителем? Конечно, эта профессия требует психологических, физических и умственных усилий, полной самоотдачи. Не менее важной составляющей, по-моему, является понимание детей и доброе отношение к ним.
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие требования, такие как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, технологичность, умение проявлять творческие способности и продвигать свои идеи. Педагог должен в совершенстве владеть предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное, запоминающимся. Специфика урока информатики такова, что достичь желаемого результата невозможно без индивидуального подхода к каждому ученику. Дети остро реагируют на невнимание и ценят тех педагогов, которые относятся к ним с уважением и пониманием.
Понимание всего этого и привело меня в профессию. Трудно ответить однозначно, когда информатика стала частью моей жизни. Может быть, когда я впервые увидела восхищение в глазах детей от того, какие возможности несет в себе мой предмет. А может, когда я сама осознала, какая ответственность лежит на мне как на учителе. Ведь ребенок должен осознать с одной стороны важность предмета, а с другой – суметь правильно определить цели его использования в жизни и умение не потеряться в информационном пространстве.
Прежде всего я стараюсь донести до учеников, что курс информатики позволяет им освоить одно из фундаментальных понятий, активно проявивших себя в ХХ и ХХI веке, - понятие информации. Принципиально важно, чтобы ребята осознали, что решение любой задачи, возникающей в деятельности человека, начинается с решения этой задачи на информационном уровне. Такое решение обязательно проходит 3 этапа:
1 этап: определяется, какую исходную информацию необходимо иметь для решения задачи и как ее получить;
2 этап: привлекаются знания, позволяющие связать исходную информацию с результатами и определяющие, как именно получить требуемый результат;
3 этап: исходная информация извлекается и преобразуется в результат..
Успех урока обусловливается не только четкой формулировкой цели занятия и объяснением важности, в том числе и практической, изучаемого материала, но прежде всего подбором заданий. Я стараюсь подбирать доступные и увлекательные задачи, приемы работы, позволяющие даже в обычных классах использовать информатику для всестороннего развития учащихся. Например, создание проекта "Мой словесный портрет" (задание выполняется в текстовом редакторе), "Подсчет бюджета семьи" (задание выполняется в электронной таблице), "Разработка своей фирмы" (задание выполняется в электронной таблице), "Хобби учеников" (задание выполняется с использованием СУБД) и т.п.
Наблюдая за учениками во время уроков, поняла, что успешным урок будет только тогда, когда содержание и способы работы принадлежат ученикам. И это мне кажется самым главным. Они творят, и я вместе с ними…
«И только?» - спросите вы. Конечно же, нет.
На уроке я создаю такой мир, в котором каждому ребенку легко, и он получает истинное удовольствие от общения с одноклассниками на компьютерном сленге, но не забывает о манерах поведения. Ученик в таких условиях ощущает себя в безопасности от критики. Учитель получает истинное удовольствие от своей работы, когда от слов «Молодец! Умница! Ты сделал это!» ребенок «светится» от счастья. Да, это его маленький успех, вовремя замеченный и одобренный. Вроде бы пустяк, а ученик начинает чувствовать уверенность в своих силах, свою успешность. В такие моменты и осознаешь свою значимость как учителя, это и дает силы и желание искать новые пути и подходы в преподавании предмета.
Главный принцип в работе я для себя определила и стараюсь следовать ему: обучать и воспитывать собственным примером — учу других и учусь сама. Учусь непосредственности детей, их ясному, незамутнённому взгляду на вещи, учусь открывать для себя простые и столь забытые истины, доходить до самой сути.
Чтобы предъявлять требования к ученику, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я всегда искренна и доброжелательна с ними.
Каждый день я вхожу в класс и вижу десятки доверчивых, открытых глаз моих учеников. Как же не расплескать, не растерять доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Я беру детей за руки и веду их в удивительный мир знаний через препятствия, через решение проблем, «через тернии к звёздам», при этом ищу инновационные тропинки к их самостоятельности. Я стараюсь сделать так, чтобы ребята тянулись к знаниям, не изучали предмет ради самого предмета, а понимали его значимость и находили практическое применение в дальнейшей жизни. Ведь современное общество требует не просто исполнителей, а специалистов, способных постоянно развиваться и совершенствовать свои знания. Этому во многом способствует умение человека найти и грамотно применить нужную информацию. Именно это поможет моим ученикам стать востребованными и успешными в их дальнейшей взрослой жизни.
Для меня каждый ребёнок – маленькое «солнышко». Один горит ярче, другой стесняется раскрыться. И моя задача не пропустить яркую индивидуальность, достучаться до сокровенных уголков детской души, помочь поверить в себя, сохранить неповторимость и способствовать творческому и духовно – нравственному развитию каждого ребёнка.
Иногда я задаю своим ребятам вопрос: кем они хотели бы стать? Становится особенно приятно, когда слышишь, что некоторые ребята хотят стать учителями, а значит, на мне лежит огромная ответственность за будущее, именно я становлюсь той ниточкой, которая свяжет целые поколения будущих учеников. И вот тогда приходит понимание, что все-таки не зря выбрала именно этот путь в жизни. Для меня «учитель» — не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «учитель» — это смысл жизни. Моё призвание — дарить любовь и радость познания детям.
Говорят, что счастлив тот человек, у которого есть любимая семья, уютный дом и любимая работа.
Я – счастлива! Чего и Вам желаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг современных профессиональных компетентностей педагога, как один из аспектов коррекционно-развивающей работы.
Анализ и диагностика работы учителя швейного дела Осипенко М.Н....
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
Профессиональная компетентность педагога- требование времени.
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность....
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Из всех компетенций, необходим...
Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное форм...
Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.
В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...