ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
консультация по физике (8, 9 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Трудности в учебном процессе существенно мешают овладению школьниками обязательной школьной программой. У школьников закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в последующие годы обучения. Если не сформированы умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность, то в результате такие учащиеся нередко выпадают из обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Ю.Н. Третьяков

Трудности в учебном процессе существенно мешают овладению школьниками обязательной школьной программой. У школьников закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в последующие годы обучения. Если не сформированы умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность, то в результате такие учащиеся нередко выпадают из обучения.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся многие педагогики и психологи называют такие: неподготовленность к школьному обучению, ослабленность здоровья учащихся в результате длительных заболеваний, дефекты речи, недостатки зрения и слуха, умственная отсталость, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Помочь конкретному школьнику невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь в учебной деятельности, опираясь на психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.

Если говорить о психологических причинах трудностей школьников в учебной деятельности, следует отметить следующие: часть школьников страдают невнимательностью и рассеянностью; испытывают трудности при решении математических и физических задач; неусидчивость, трудности в понимании объяснения учителя с первого раза; плохо знают формулы   при   решении   физических   задач;   часто   не   справляются   с

заданиями для самостоятельной работы; плохо списывают с доски, не научились работать по образцу; постоянно переспрашивают, любое задание приходится повторять несколько раз; часто поднимают руку, а при ответе молчат и т.д.

Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ученика. Многие из них исправляются прежде всего в труде. Коллективная работа способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогают найти своё место в коллективе класса, учит целесообразному взаимодействию с другими учащимися.

Общее отставание в учении непосредственно обуславливается либо низкой интенсивностью, либо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий, либо несформированностью учебных умений и навыков, либо недостаточным развитием познавательных способностей.

Для учащихся с низким уровнем развития мыслительных способностей предусматривается комплекс формирования приемов анализа и синтеза при решении математических и физических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемых в процессе работы над задачей. Для более эффективного процесса преодоления неуспеваемости школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости школьников

Данная работа в форме презентации покажет причины неуспеваемости школьников,обратит внимание на пути решения данной проблемы....

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

Психолого-педагогические предпосылки повышения активности школьников

Задача учителя в современном обществе:- использовать  современные  педагогические технологии;- раскрыть  интеллектуальные, творческие  способности обучающихся;- повысить качество з...

Причины неуспеваемости школьников

Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Совре...