Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования
статья на тему

Зверева Патимат Абдурахмановна

Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на  всестороннее развитие детей  с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа  личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение результативности                  обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования

                                                                           Зверева П. А., учитель русского

                                                                                        языка и литературы  филиала МБОУ                                                                                                                      Староюрьевской СОШ в с. Спасское                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Развитие дополнительного образования в наших  школах не случайно. Можно сказать таково требование времени.

Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на  всестороннее развитие детей  с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа  личности.

 Задачи дополнительного образования следующие:

  • развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
  • организация содержательного досуга;
  • укрепление здоровья;
  • удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности в естественных социальных и природных условиях;
  • профессиональное самоопределение детей;
  • организация творческого труда детей;
  • социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
  • социализация детей-инвалидов;

          - работа с семьей и др. 
          Интегрирование основного (общего) и дополнительного образования
.

Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип в обучении, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка.

Цель интеграции общего и дополнительного образования детей – это создание качественного и целостного образовательного пространства для развития личности ребенка.

Интеграция общего и дополнительного образования детей -  процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках  которого расширяется потенциал общего (школьного) образования за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения  детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности,  что позволяет более полно  использовать личностные ресурсы  детей.

 Преимущества процесса  интеграции общего и дополнительного образования детей:

    Дети могут выбирать свои индивидуальные образовательные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно  использовать личностные ресурсы  детей.

В настоящее время интеграция является одним из значимых методологических подходов, определяющих повышение качества результатов отечественного образования, ориентированного не только на усвоение обучающимися определенных знаний, но и на их личностное развитие. Интеграция общего и дополнительного образования детей в современных условиях позволяет наиболее полноценно решать поставленные перед образованием задачи личностного развития учащихся. Особую значимость приобретает проблема социокультурного развития подрастающих поколений. В условиях активной информатизации общества, которая, с одной стороны, предоставляет учащимся широкие возможности для познания окружающего мира, мы все чаще наблюдаем обращение школьников к информационным ресурсам в Интернете как единственному источнику знаний и снижение роли альтернативных форм познавательной деятельности. В то же время растущая популярность социальных сетей приводит к ослаблению традиционных связей внутри семьи и социума.

В настоящее время главной целью школы является воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью.

Обучение знаниям, умениям и навыкам является составной частью и основным средством воспитания.

Дополнительное образование детей – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование детей способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Элективная дифференциация дает возможность ученику познать себя в различных сферах познания, определить свои склонности и способности, развить познавательные интересы

Летние образовательные лагеря призваны сделать отдых детей интересным и познавательным, предоставляют максимальные условия развития творческих способностей, разнообразную общественно значимую досуговую деятельность, отличную от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности, в условиях природы и уникального летнего каникулярного времени. Лагерь ставит детей в равное положение, ибо учебной деятельности, которая «разводит» их по разные «стороны баррикад», нет. Напротив, лагерь дает любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.

 Каково место дополнительного образования в системе оценки качества образования?

 Дополнительное образование дополняет оценку качества образования учащихся через:

- предметные кружки, 

- факультативы, 

- образовательные лагеря, 

- элективные курсы,

- платные услуги.

Важнейшие отличия основного и дополнительного образования


Основное образование


Дополнительное образование


Удовлетворяет государственный (социальный заказ) на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан.


Дети обучаются главным образом «по интересам».


Обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности.

Познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.


Отсутствие обязательного образовательного стандарта дает преподавателю возможность не делать акцент на результативной стороне учебного процесса. Обучение строится исключительно на основе познавательного развития ребенка.


Используемые стандартные учебные программы, адаптированные учителем.


Преимущественное использование авторских учебных программ


Индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя


Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого учащегося


Не реализуется свободный выбор учащимися вида занятий и педагога


Ученик свободен в своем выборе


Акцент делается на информационном способе обучения


Процесс обучения носит неформальный характер, строится на общении, на передаче опыта от старшего к младшему.

                                             

Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного образования, в процессе практической апробации, как педагогам, так и методическому составу учреждения, необходимо система корректировки и обновления содержания интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно повысить уровень качества обучения систем общего и дополнительного образования.

Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти проблемы позволяет интеграция системы образования.

  Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...