Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования
статья на тему
Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Зверева П. А., учитель русского
языка и литературы филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Спасское
Развитие дополнительного образования в наших школах не случайно. Можно сказать таково требование времени.
Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа личности.
Задачи дополнительного образования следующие:
- развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;
- организация содержательного досуга;
- укрепление здоровья;
- удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности в естественных социальных и природных условиях;
- профессиональное самоопределение детей;
- организация творческого труда детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
- социализация детей-инвалидов;
- работа с семьей и др.
Интегрирование основного (общего) и дополнительного образования.
Под интеграцией в образовании следует понимать процесс сближения и связи наук, состояние объединения отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Так же, необходимо рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип в обучении, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка.
Цель интеграции общего и дополнительного образования детей – это создание качественного и целостного образовательного пространства для развития личности ребенка.
Интеграция общего и дополнительного образования детей - процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках которого расширяется потенциал общего (школьного) образования за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых и факультативных форм освоения детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей.
Преимущества процесса интеграции общего и дополнительного образования детей:
Дети могут выбирать свои индивидуальные образовательные траектории освоения образовательных программ из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей.
В настоящее время интеграция является одним из значимых методологических подходов, определяющих повышение качества результатов отечественного образования, ориентированного не только на усвоение обучающимися определенных знаний, но и на их личностное развитие. Интеграция общего и дополнительного образования детей в современных условиях позволяет наиболее полноценно решать поставленные перед образованием задачи личностного развития учащихся. Особую значимость приобретает проблема социокультурного развития подрастающих поколений. В условиях активной информатизации общества, которая, с одной стороны, предоставляет учащимся широкие возможности для познания окружающего мира, мы все чаще наблюдаем обращение школьников к информационным ресурсам в Интернете как единственному источнику знаний и снижение роли альтернативных форм познавательной деятельности. В то же время растущая популярность социальных сетей приводит к ослаблению традиционных связей внутри семьи и социума.
В настоящее время главной целью школы является воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью.
Обучение знаниям, умениям и навыкам является составной частью и основным средством воспитания.
Дополнительное образование детей – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование детей способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Элективная дифференциация дает возможность ученику познать себя в различных сферах познания, определить свои склонности и способности, развить познавательные интересы
Летние образовательные лагеря призваны сделать отдых детей интересным и познавательным, предоставляют максимальные условия развития творческих способностей, разнообразную общественно значимую досуговую деятельность, отличную от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности, в условиях природы и уникального летнего каникулярного времени. Лагерь ставит детей в равное положение, ибо учебной деятельности, которая «разводит» их по разные «стороны баррикад», нет. Напротив, лагерь дает любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Каково место дополнительного образования в системе оценки качества образования?
Дополнительное образование дополняет оценку качества образования учащихся через:
- предметные кружки,
- факультативы,
- образовательные лагеря,
- элективные курсы,
- платные услуги.
Важнейшие отличия основного и дополнительного образования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, для повышения качества обучения и воспитания детей через развитие и совершенствование интеграции общего и дополнительного образования, в процессе практической апробации, как педагогам, так и методическому составу учреждения, необходимо система корректировки и обновления содержания интегрированных образовательных программ. Лишь в этом случае можно повысить уровень качества обучения систем общего и дополнительного образования.
Но, как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В большой степени решить эти проблемы позволяет интеграция системы образования.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представлена в журнале "Учитель Кузбасса"...
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...