ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Портфолио можно рассматривать не только как эффективный способ и средство фиксации достигнутых результатов, но как способ самопрезентации и самомотивации личностного развития.
В целях обеспечения всестороннего развития личности ребенка предусматривается «взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования» [3, с.5].
Важным условием обеспечения результативности обучения является преемственность программ общего школьного и дополнительного образования, которая может быть параллельной и последовательной. (Рис. 1, 2).
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в данной системе позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление и развитие творческих способностей детей.
Портфолио является открытой, динамической системой, позволяющей работать в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Данная технология позволяет ребенку качественно углубить знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей профилю деятельности.
Портфолио можно рассматривать не только как эффективный способ и средство фиксации достигнутых результатов, но как способ самопрезентации и самомотивации личностного развития.
Технология работы над портфолио подразумевает следующие этапы:
1. Мотивация. Каждый обучающийся должен осознавать, что портфолио:
1) выполняет накопительную и модельную функции, отражая динамику развития ребенка и результатов его самореализации вне прямого сравнения с другими воспитанниками;
2) помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы и установить связи между предыдущими и новыми знаниями;
3) является критерием подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности;
4) служит предметом обсуждения и фактором самооценки (оценки) результатов работы ребенка на итоговом занятии.
2. Определение вида портфолио. В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
а) портфолио достижений;
б) рефлексивное портфолио;
в) тематическое портфолио;
г) экспресс-портфолио.
3. Сроки сдачи и время работы над портфолио (на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки).
4. Разделы портфолио. Общепринятой и чаще всего использующейся является структура, включающая следующие разделы:
- Портрет. Раздел отражает особенности личности автора портфолио.
- Коллектор. Этот раздел представляет собой накопитель, в который помещается любая новая для обучающегося информация (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, тексты, таблицы, образцы, алгоритмы, видео и фото записи и т.п.).
- Рабочие материалы. Раздел включает информацию, которая может быть использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий.
- Мои достижения. Данный раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении.
Модель портфолио должна включать обязательную и вариативную части. Обязательная часть содержит информацию, обеспечивающую достижение образовательного стандарта по профилю всех обучающихся, но при этом может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы. Вариативная часть предполагает проявления креативных свойств ребенка, которые могут проявляться в ведении дополнительных рубрик, разрабатываемых детьми самостоятельно.
5. Критерии оценивания портфолио:
а) наличие обязательных разделов, рубрик и выводов;
б) использование исследовательских методов;
в) креативный характер портфолио;
г) наличие личностного компонента;
д) качество оформления;
е) анализ полезности портфолио для самого обучающегося,
ж) наличие рефлексии собственной деятельности (самооценка работы над портфолио);
6. Презентация портфолио. Педагогическая практика показывает, что дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности (творческой, интеллектуальной, технической), не всегда могут публично представить себя и продукты своей деятельности, рассказать о себе. Данный этап работы над портфолио помогает ребенку овладеть самоанализом и опытом самопрезентации.
Таким образом, портфолио в условиях интеграции общего и дополнительного образования дает возможность обучающемуся самостоятельно сконструировать структуру и содержание портфолио, выбрать способ оценивания и презентации готовых материалов, что позволяет выявить мотивационные (инициативность, интересы, настойчивость) и собственно личностные (доверие к себе, уверенность в своих силах) факторы развития личности.
Литература
- Кузнецов, А. А. О стандарте второго поколения / А.А.Кузнецов // Русская словесность. – 2009. – № 2. – С. 3-7.
- Фролова, Н.З. Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе / Н.З. Фролова // Методист. – 2007. – №2. – С. 32-37.
- Яковлев, Е. В., Яковлева, Н. О. Одаренность как педагогический феномен / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 2. – С. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"
Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....
ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представлена в журнале "Учитель Кузбасса"...
Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, тех...
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»
Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...