Использование компьютера на уроках биологии.
статья на тему
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский:
Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyutera_na_urokah_biologii.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютера на уроках биологии.
Введение
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, справедливо писал А. Тарковский:
Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…
И это естественно. На смену «тем вещам» пришли другие. Жизнь требует новых подходов, иных решений.
Большую помощь в повышении эффективности образования оказывает компьютер.
В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением стала и биология.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Обучение с использованием компьютера является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений.
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала; персональный компьютер, как средство самообразования.
Ответим на вопрос: « Для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие цели и методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?»
Компьютер на уроке дает:
• интерактив;
• мультимедиа;
• коммуникативность;
• производительность.
По способу использования информационных технологий (по А.Г. Козленко) [12] выделяю один из типов уроков:
уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор. Использование проектора и экрана дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности: ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране, обсудить просмотренный материал с классом, совместно решить предлагаемые задания, индивидуально работать в тетради, альбоме и др.
Использование компьютера на различныхэтапах урока биологии
Особенностью преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. В начале работы по данной теме я использовала компьютер на уроках фрагментарно, пользуясь готовыми электронными ресурсами и презентациями, изготовленными другими педагогами. Затем сама научилась готовить презентации к урокам. После этого начала использовать электронные ресурсы по биологии, но систематического и осознанного использования добилась позже, когда начала ориентироваться во всем этом множестве и научилась отбирать необходимые ресурсы для каждого этапа урока. Впоследствии учащиеся на моих уроках и внеклассных мероприятиях стали использовать свои презентации, которые иллюстрировали их ответ, сообщение. Компьютер применяю на различных этапах урока:
- при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные вспомогательный материал, электронные презентации);
- для закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа, тренажеры биологические лабиринты,);
- для контроля знаний (компьютерное тестирование).
Также компьютер используется при проведении внеклассных мероприятий по предмету. С максимальной возможностью стараюсь использовать все ЭОР.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
2) в составлении опорных схем и конспектов;
3) в подготовке различных сообщений и докладов
4) в создании презентаций и др.
Использование компьютера на этапе объяснения нового материала
На этапе объяснения нового материала я использую следующие виды учебной детельности:
1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал,. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.
На уроках биологии в 6, 7, 8 классах
2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
Так, например, на уроке в 7 классе по теме «Многообразие насекомых», «Отряды птиц» я демонстрирую учащимся слайд-шоу [2]:
Все это позволяет экономить время на уроке и наглядно иллюстрирует многообразие животных.
3.Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень:
Использование компьютера
на этапе закрепления полученных знаний
На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на «бумажную» работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.
На этапе закрепления материала я использую следующие виды учебной деятельности.
1.Работа с заданиями с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют
анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.
Существуют различные задания с выбором ответа, например, на уроке «Класс Ракообразные» в 7 классе, с целью закрепления знаний о внешнем строении рака я использую задание «Строение рака».Учащиеся должны из предложенных вариантов названий органов рака выбрать правильные
2. Работа с биологическими лабиринтами – позволяют в игровой, привлекательной
для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме.
Это задание позволяет учащимся отвечать на вопросы как индивидуально (один ученик у компьютера), так и работать фронтально. Кроме того данный вид работы удобен при групповой работе.
В процессе работы с лабиринтами у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатывать навыки работы в группах. Лабиринты вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
Биологические лабиринты я применяю на следующих уроках в 7 классе:
- Распространение и многообразие пресмыкающихся.
- Многообразие и значение насекомых.
- Особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные.
- Многообразие кольчатых червей. Значение кольчатых червей.
- Особенности организации круглых червей.
- Многообразие, распространенность голосеменных.
- Общая характеристика лишайников.
- Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение и др.
Использование компьютера на этапе контроля знаний
В своей практике я использую компьютер и на этапе контроля знаний учащихся. При этом использование компьютерных программ решает ряд задач:
- повышает объективность оценки ответов;
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
- сокращает время проверки знаний учащихся.
Для контроля знаний использую тесты, форму организации которых условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов». Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера.
Использование ЭОР позволяет практически каждый урок завершить тестированием. Иногда это тестирование учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, тогда тест просто демонстрируется на доске. Можно использовать его для групповой работы. В этом случае группа учащихся совместно выполняют тест у компьютера. И третий вид работы – это самостоятельная работа учащихся за компьютером. К сожалению, наличие одного компьютера в кабинете усложняет последний вид работы.
Заключение.
Использование компьютера на уроках биологии позволило мне повысить заинтересованность учащихся, сделать свою работу и работу учащихся более активной, а изучение биологических объектов более наглядным. Это в конечном результате повысило качество обучения предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютера на уроках технологии
Презентация по использованию компьютера на уроках технологии....
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
использование компьютеров на уроках русского языка
использование компьютеров на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование компьютера на уроках математики
В современном обществе совокупность знаний и навыков работы с вычислит ельной техникой ценится особенно высоко. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на ра...
Cтатья "ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ В ШКОЛАХ VIII ВИДА"
В последнее время много говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Отечественные и зарубежные исс...