Технологии формирования звукопроизношения
материал на тему

Егорова Екатерина Геннадьевна

Краткий алгоритм обучения звукопроизношению на занятиях по иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_formirovaniya_zvukoproiznosheniya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования звукопроизношения

Егорова Е.Г.

Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, как язык звуковой, то есть овладение звуковой стороной языка является обязательным условием применения языка как средства общения.

Таким образом, обязательным условием при обучении любому языку является становление произносительных навыков, поскольку их несовершенство тормозит развитие беглости чтения и нарушает акт коммуникации. Твердый произносительный навык обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности.

На занятиях учащиеся овладевают произносительными навыками через устную речь и чтение.

Принципы, лежащие в основе работы над произношением:

  1. Принцип одновременного создания слуховых и речемоторных образов;
  2. Принцип одновременного создания фонематического и интонационного слуха через аналитико-имитативный путь;
  3. Овладение произношением надо начинать от отдельного звука к овладению комплексом звуков, что облегчает знание и усвоение общих закономерностей произношения;
  4. Для создания долговременной звуковой памяти, а в частности, создания эталонов фонем и интонем необходимо постоянное использование ТСО;
  5. Принцип тренировки звуков для достижения автоматизированности навыков.

Главная цель обучения фонетике – формирование СПН. Упражнения на формирование СПН делятся на две группы: упражнения в слушании, упражнения в воспроизведении. Все упражнения по постановке произношения обычно сочетаются с обучением техники чтения вслух. В этом направлении есть две задачи:

  • Создание прочных зрительно-слухоречедвигательных связей, которые воссоздают правильную звуковую форму любого текста;
  • Накопление зрительных образов лексических единиц и развитие умения объединять их в текст.

Работа над произношением проверяется на протяжении всего обучения. Она меняется по характеру и месту в учебном процессе: на начальном этапе формируются СПН, на среднем и старшем этапах эти навыки совершенствуются и укрепляются.

Весь фонетический минимум разделяется на активный и пассивный и ему обучают одновременно.

При работе над произношением существуют два пути:

  1. Выделение звуков из речевого образца и отработка их изолированно, а затем в сочетании с другими звуками;
  2. Отработка звука в процессе имитации фонетического образца.

Упражнения на выработку СПН также представлены двумя видами: упражнения в слушании, осознанная имитация.

Организационными формами при обучении произношению являются хоровая, индивидуальная, парная.

Фонетические упражнения начального этапа:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Упражнения на развитие фонематического  и интонационного слуха;
  3. Упражнение на выделение долгих и кратких звуков;
  4. Упражнения на поиск заданного звука;
  5. Упражнения на простейшее ритмическое оформление;
  6. Упражнения на сходство звуков и т.д.

Психофизиологическая основа обучения произношению (ПФО)

ПФО – дыхание, голосообразование, артикуляция, речевой слух.

Постановка дыхания включает тренировку дыхательных мышц, работа которых создает опору речи.

Технику речи обеспечивают артикуляционные упражнения. Вместе с ними работают упражнения на дыхание и на голосообразование.

Дыхательные упражнения способствуют развитию сознательного управления дыханием.

Фонематический (речевой) слух – способность различать звуковой состав речи и синтезировать значения при ее восприятии. Речевой слух ограничен частотой звука в 1000 – 3000 Гц и силой звука в 40-80 децибел. В пределах указанного диапазона речевой слух развивается с помощью упражнений.

Развитие механизма слухового восприятия проводится с учетом следующих положений:

- соответствие звукового материала слуховым возможностям учащихся (четкость произношения), несколько замедленный темп;

-  опора на возрастные особенности и лингвистический опыт учащихся;

- постепенное нарастание трудностей (от простого к сложному).

- звуки на произношение тренируются на комплексе сопоставительных упражнений, построенных с использованием опорных артикуляций.

В указанных процессах необходимо не забывать о работе по профилактике и исправлению ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква «У»

Научить детей четко произносить звук «У»; учить определять позицию звука «У» в словах;познакомить с буквой «У»; развивать фонематический слух у детей....

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...

презентация Коррекционно-образовательные занятия по формированию звукопроизношения

презентация Коррекционно-образовательные занятия по формированию звукопроизношения...

Речевая гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения у дошкольников

Данная разработка адресована воспитателям детских садов и представляет собой систему специальных игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса, адаптированную для каждой возр...

Использование игровых технологий при построении коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ

2 слайд. Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данно...