Доклад "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка."
методическая разработка

Сырлыбаева Алия Зуфаровна

Доклад "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_ped.opyt_.doc123.5 КБ
Файл dlya_kontseptsii.pptx2.99 МБ
Файл dlya_kontseptsii_-_kopiya.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

           При работе над произношением  на уроках я использую различные скороговорки, стихотворения, фонетические зарядки, песни, для релаксации я провожу физкультминутки, которые также являются эффективным способом совершенствования  произношения звуков  на иностранном языке.

             Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Чтобы это общение состоялось, необходимо в первую очередь овладение звуковой стороной иноязычной речи. В этом поможет скороговорка - неотъемлемый элемент детской поэтизации языка. Скороговорки на английском языке являются прекрасным средством для развития правильной артикуляции звуков английского языка

Никто не знает, когда появилась первая скороговорка, кто ее изобрел и на каком языке она была. Тем не менее, первые письменные свидетельства о скороговорках встречаются в Древнем Риме. Именно римляне были первыми людьми, употребившие  скороговорки для организации своей речи и обучения ораторскому искусству.

Скороговорки изобретали и учили для развлечения, но вскоре поняли их практическое значение: если их часто повторять - это помогает концентрации, да и речь становится чище и внятнее. Кроме того, они помогают при заикании, "каше во рту" и других проблемах с речью.

Постановку английских звуков можно начинать с русских скороговорок и стишков. Например, стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет» поможет произносить английские звуки [t], [n]. Попросите учащихся прочитать это стихотворение, как бы его прочитали английский мальчик или девочка. Так они придут к понятию «акцент».

Затем можно переходить непосредственно к английским скороговоркам. Можно выделить несколько этапов тренировки звука.

Первый этап - Учитель произносит скороговорку сначала в быстром темпе, как ее и следует произносить, затем – медленно, объясняя, что по-английски скороговорка – это ‘tongue-twister’, обозначает tongue - ‘язык ’и twist – ‘крутить, сплетать’. Учащиеся могут сделать открытие, что

1) в скороговорке слова похожи друг на друга. (Don’t trouble trouble until trouble troubles you. Ср. Не буди лихо, пока тихо.)

2) слова могут различаться одним звуком (She sells seashells on the seashore, the shells that she sells on the seashore are seashells I’m sure).

Второй этап – это работа над произношением. Трудные звуки можно произносить изолированно, затем в слогах, постепенно переходя к словам. Затем выполняется упражнение «конвейер». Учащиеся с помощью учителя постепенно «собирают» скороговорку из отдельных слов (либо сначала, либо с конца).

Скороговорка Oh, don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is будет выглядеть на этапе «конвейер» следующим образом: the road is; lonely the road is; how lonely the road is; knows how lonely the road is;  nobody knows how lonely the road is; home alone, nobody knows how lonely the road is; go home alone, nobody knows how lonely the road is; don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is; Oh, don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is.

Третий этап – это работа над содержанием скороговорки. Можно дать варианты перевода скороговорки, а учащиеся выбирают правильный вариант на их взгляд, или могут нарисовать рисунок по теме скороговорки. Так накапливается словарный запас.

Чтобы учащиеся не забывали скороговорки, можно устроить праздник «Скороговорки русские и английские». Или просто английские. К празднику повторяются все выученные скороговорки, а учитель готовит интересные задания, в которые включаются все выученные скороговорки. Например,

  1. Учитель произносит первое слово скороговорки, а учащиеся продолжают её.
  2. «Собери скороговорку» - слова даются вразброс, нужно собрать скороговорку.
  3. Учащиеся произносят скороговорку, увидев рисунок, иллюстрирующий её содержание.
  4. «Собери 2 скороговорки» - задание усложняется – из смешанных слов нужно собрать 2 скороговорки.
  5. Начало одной скороговорки соединено с концом другой. Назвать обе скороговорки правильно.
  6. Даются вперемежку слова одной скороговорки, но отсутствует одно слово. Назовите это слово.
  7. «Снежный ком» - учащиеся поочередно называют слова скороговорки, повторяя предыдущие. Последний учащийся должен произнести скороговорку целиком. Например, A black; a black cat; a black cat sat; a black cat sat on a mat; a black cat sat on a mat and; a black cat sat on a mat and ate; a black cat sat on a mat and ate a fat; a black cat sat on a mat and ate a fat rat;

  1. Пантомима – учащийся мимикой, жестами показывает содержание скороговорки, остальные должны угадать, что это за скороговорка.

      Одна из важнейших задач обучения английскому языку на всех этапах – сохранение и совершенствование произносительных навыков. В условиях неязыковой среды происходит быстрое снижение достигнутого уровня. В своей практике я использую упражнения, которые предупреждают забывание фонетического материала и препятствуют деавтоматизации навыков. Отработка фонетического материала вносит оживление в ход урока, очень нравится детям, носит характер игры и полезно с точки зрения сохранения и совершенствования произносительных навыков.

                                             Работа со скороговорками.

  1. Пояснительная работа: разбираем незнакомые слова, отрабатываемые звуки, вспоминаем известные детям слова с этими звуками, размечаем интонацию скороговорки.
  2. Выполняем упражнения на базе данной скороговорки.

            Упражнения могут быть различные:

  1. Игра-соревнование «Кто быстрее?»;
  2. Игра «Цепочка» - каждый участник произносит одно слово, в результате чего вся группа, последовательно называя каждый свое слово, должна постараться как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком;
  3. Игра «Эхо» - цепочка, в которой каждый последующий участник произносит свое слово тише, чем предыдущий.
  4. Ответы на вопросы к скороговорке. Причем вопросы я задаю так, чтобы при ответе учащиеся произносили скороговорку полностью:

          Who … (кто сделал это)

          What … (что он сделал)

          Where … (где он это сделал)  и т.д.

      Примеры скороговорок, которые я использовала в своей практике:

            Full moon is not a balloon. (хорошо использовать в игре «Цепочка»)

           

            Peter Piper picked a peck of pickled pepper. (подходит для работы по вопросам)

                 -Who picked a peck of pickled pepper?

                 -What did Peter Piper pick?

                 -What pepper did Peter Piper pick?

            

            Fat cat sat on a mat and ate a fat rat. (я использовала в игре «Кто быстрее?»)

 

            Fred found flowers in the forest. (подходит для работы по вопросам)

                  Kitty cooked a Christmas cake. (подходит для работы по вопросам)

            She sells sea-shells on the seashore. (хорошо использовать в игре «Эхо»)

     Скороговорок очень много. Можно даже попробовать придумать вместе с детьми свои собственные  скороговорки по следующей схеме: 1) Кто? 2) Что делает? 3) С чем он это делает? 4) Где это происходит?  Получается очень интересно.

     При подборе скороговорок я пользуюсь пособием «1000 английских и 1000 русских скороговорок для детей и взрослых».

Использование различных видов фонетической зарядки на уроках английского языка

      Как правило, обучение английскому языку в России начинается во втором классе. Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач.

     Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским. Кроме того, правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное значение: ship – sheep, fit – feet, send – sent, bed – bet и т.д.

       При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи , использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.

      Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он услышал звук.

Упражнения в активном слушании могут быть следующими:

- Я произношу вперемежку английские и русские звуки. Услышав английский звук, поднимите руку.

         -   Поднимите руку, когда в ряду слов услышите слово со звуком [i:].

         -   Поднимайте сигнальную карту всякий раз, когда услышите долгие (краткие,    лабиализированные и т.д.) гласные в следующих словах.

         -  Поднимите руку, когда услышите слова в предложении, на которое падает ударение и т.д.

Можно использовать упражнения с элементами театрализации:

- Дети отрабатывают звук [h], изображая, что они греют руки.

- Дети отрабатывают звуки [v-f], поют их на мотов «Чижик-пыжик».

- Дети отрабатывают звук [ei], представив, что они в лесу.

        Количество упражнений в воспроизведении должно быть больше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.

    Для осознанной имитации  рекомендуется  регулярно проводить фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.

 Так, например, звук [w], дети часто произносят как русский [в]. Я ввожу

его прибегая к несколько смешной рифмовке:

 Why do you cry, Willy?

 Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

 Why, Willy? Why?

Whenever we meet,

You always cry,

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Или тренировка звука [əu]: Oh, no, go home alone!

        Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися.

Звук [ ǽ ] – A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Звук  [ ð ] – This is the cat   

   This is the rat

   This is the dog

  This is the frog.               

  [ θ ]  - Three thick thieves  took thousand things.

                  

      Далее приведу примеры упражнений в имитации; осознанность имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:

-  Произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость).

-  Произнесите слова по образцу, обращая внимание на звук [а:].

-  Произнесите слова, обращая внимание на ударение.

-  Произнесите предложения, обращая внимание на мелодику.

-  Произнесите словосочетания, не делая паузу между словами, из которых они состоят.

-  Произнесите предложения, обращая внимание на паузы.

-  Прочтите слова  про себя и исключите «лишнее» слово, которое не дает указанный звук.

-  Прослушайте текст, записанный с паузами, в паузы повторите предложения, обращая внимание на интонацию и звуки.

    Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения английскому языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

     В зависимости от того, на что они направлены, существует несколько видов фонетических зарядок: фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая, направленные на  ритм, мелодику и ударение. Ниже материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями коммуникации .Рассмотрим эти виды подробнее.

1.Фонематическая фонзарядка

     Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].

right – That’s right!                                    

wrong – That’s wrong!

Is it right? Is it wrong?

It is right! It is wrong!

Who is right? Who is wrong?

Peter is right. Peter is wrong.  

Или:   [r]

 The rain is raining all around,

It falls on field and tree.

It rains on the umbrella here,

And on the ships at sea.

2.Лексико-фонетическая зарядка. 

     Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку  вокабуляра  по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется:

        turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.

     В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся  запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.

3.Грамматико-фонетическая зарядка

     Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.

     Например, грамматико-фонетическая зарядка по закреплению употребления оборота  "There is/are " по теме "The living room”  выглядит следующим образом:

There is a sofa.                                         Is there a sofa?

There is a door.                                        Is there a door?

There is a carpet on the floor.                Is there a carpet on the floor?, т.д.

     По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру. 

4.Фонетические зарядки, которые мы рассмотрим ниже, относятся к интонационному оформлению речи, а значит, представляют определенные трудности при обучении.

      В программе средней школы предусмотрено овладение пятью видами английской интонации: высоко-восходящий тон, высоко-нисходящий тон, низко-восходящий тон, низко-нисходящий тон и нисходяще-восходящий тон.        Знакомство с ними начинается одновременно с изучением азов английского языка, учащиеся должны знать, какие предложения с каким тоном произносятся. Для закрепления этих структурных моделей интонации и предназначена фонетическая зарядка на мелодику. 

     Вначале предъявляются предложений различного типа, снимаются языковые трудности, учащихся просят с помощью жестов показать, поднимается ли голос вверх или падает вниз. Затем происходит индивидуальная и хоровая отработка интонационных моделей:

The town is ‘far from London .

How ‘far is it from ↓London?        

Is it ↑far from  London?

It is ↓far from London, ↑isn’t it?

Is it ↑far from London or ↓near it?

      Прежде чем проводить фонзарядку на ударение, следует познакомить учащихся с основными видами ударения в английском языке.

      Для английского языка характерны следующие виды ударения: фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других, и логическое ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы противопоставления в высказывании. Особенности этих двух видов ударения можно сначала продемонстрировать на примере русского предложения:

Катя заботилась о своей сестре.

Катя  заботилась о своей сестре.

Катя заботилась о своей  сестре.

Катя заботилась о своей сестре.

      В приведенном выше примере мы меняли логический центр высказывания и выделяли его интонационно. То же самое отрабатывается на примере английского предложения, причем логический центр высказывания в первом и последнем предложении должен совпадать. 

‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.

↓Kate took care of her sister.

‘Kate ↓took care of her sister.

‘Kate ‘took ↓care of her sister.

‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.

     При выполнении фонетической зарядки на ударение также рекомендуется записывать учащихся на магнитофон, а при предъявлении образца логический центр следует отбивать по столу рукой или ногой по полу, можно попросить учеников хлопать в ладоши.

      Последний вид фонетической зарядки, направленный на интонационное оформление речи, - это фонзарядка на ритм.

     Для английского языка характерно чередование ударных слогов через равные промежутки времени в определенной мелодической последовательности. Хорошими примерами английского ритма являются рифмовки или небольшие стихотворения.  При предъявлении стихов рекомендуется отбивать ритм. Желательно, чтобы учащиеся заучивали стихи с голоса учителя или с магнитной записи и тоже сопровождали их воспроизведение отбиванием ритма.

Good - better – the best

Never have a rest

Till good is better

And better is the best.

     Данное стихотворение может быть использовано в качестве грамматико- фонетической  зарядки для отработки  запоминания степеней сравнения прилагательных, составляющих исключение из правил.

     Таким образом, мы рассмотрели несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

  • регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
  •  ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;
  • учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;
  •  фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

     Приведенные  фонетические зарядки можно рекомендовать для использования в процессе обучения английскому языку, как на начальной ступени, так и на средней ступени обучения английскому языку.

Проведение физкультминуток на уроке английского языка

Здоровье - не всё,

но всё без здоровья – ничто.

Сократ

       Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

       Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устная речь.

       Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

       На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить.

       Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки. Время начала физкультминутки определяется самим учителем - при появлении первых признаков утомления, примерно через 20 - 25 минут после начала урока.

Уже несколько лет я провожу короткие физкультминутки с использованием различного вида движений, песен.

Использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления.

     Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  1. важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
  2. преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  3. текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в 5х и 6х классах, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Hands up, hands down,        Two little feet go tap, tap, tap.

Hands on hips, sit down.        Two little hands go clap, clap, clap.

Hands up, to the sides,        One little leap up from the chair,

Bend left, bend right.        Two little arms go up in the air.

        One, two three, hop!        Two little hands go thump, thump, thump

   One, two, three, stop!        Two little feet go jump, jump, jump.

              Stand still.                                     One little body goes round and round.

One little child sits quietly down.

Touch your shoulder

Touch your knee

Raise your arms

Then drop them, please!

Touch your ankles

Pull your ears

Then touch your nose

With your toes go

Tap, tap, tap

Now your fingers

Snap, snap, snap!

       Музыкальные физкультминутки делают урок насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся. Они не только знакомят детей с новой лексикой, а также способствуют развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

Come, my friend and dance with me

(Дети выполняют танцевальные движения)

It is easy, you can see

 One step back, one step out

(один шаг назад, один шаг вперед)

Then you turn yourself about

(поворачиваются вокруг себя)

It is fun to dance with you

(Любые танцевальные движения)

And it isn't hard to do.

One step back. One step out

(один шаг назад, один шаг вперед) Then you turn yourself about (поворачиваются вокруг себя)

       Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная основа игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.

(Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)

Tommy Thumbs, up!

(Большие пальцы поднимаем вверх)

Tommy Thumbs, down!

(Большие пальцы опускаем вниз)

Tommy Thumbs are dancing around the town!

(Встряхиваем кисти рук в воздухе)

Dancing on your shoulders,

(Большие пальцы «танцуют» на руках)

Dancing on your knees,

(Большие пальцы «танцуют» на коленях)

Dancing on your head

(Большие пальцы «танцуют» на голове)

And tuck them into bed!

(Прячем ладошки подмышки)

       Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например:

  • при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе.
  • при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.

      Песня на уроке - хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».

I have a father,

I have a mother,

I have a sister,

 I have a brother

Father, mother, sister, brother

Hand in hand with one another.

Look at the boy-

he has a toy.

Look at the girl-

she has a doll

Look at the cat-

it has a hat,

Look at the pig-

it is very big.

     Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Пение на иностранном языке снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несет огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения.  Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка.

Например:

The Wicky, Wacky, Wocky Bird,

He sings a song that cannot be heard,

He sings it high he sings it low,

He sings it fast he sings it slow,

He sings a song that cannot be heard,

The Wicky, Wacky, Wocky Bird.         

Очень полезно использовать песни с движениями и  танцами на уроке английского языка.

"If you are happy".

1. If you are happy, and you know it,

 Clap your hands! (хлопают в ладоши)

 If you are happy, and you know it,

 Clap your hands! (хлопают в ладоши)

 If you happy, and you know it,

 Then you really want to show it,

 If you are happy, and you know it?

 Clap your hands! (хлопают в ладоши)

2. Stamp your feet.

3. Snap your fingers.

4. Say "We are!"

5.  Do all four!  

Школьные нагрузки влияют на успешность обучения и являются причиной ухудшения здоровья и успеваемости. Физминутки на уроках английского языка обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики, активизации лексического, грамматического материала по темам, согласно программе по английскому языку.

Нередко ученик проявляет на уроке «двигательное беспокойство»: стремится изменить позу, отвлекается, не может сосредоточиться. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут, только тогда физические упражнения способны улучшить кровообращение, работу сердца, легких, восстановить эмоционально положительное состояние. Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений. Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее.

Физминутки повышают интерес к овладению определенными знаниями и способствуют развитию фонетических, лексических и грамматических навыков.

        При проведении физминуток на уроках английского языка на начальном этапе ставятся следующие цели и задачи.

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития фонетических, лексических навыков на уроке английского языка через использование физминуток.

Задачи:

- повысить мотивацию к изучению английского языка;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- способствовать созданию комфортных условий на уроках английского языка;

- изучить влияние физминуток на развитие умений младших школьников.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Как показала практика, сами дети могут сочинять физминутки и проводить их. Результатом может быть сборник физминуток, которые способствуют облегчению усвоения фонетических, грамматических правил.

На средней и старшей ступенях обучения для разрядки используются считалки - фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют облегчению усвоения фонетических и грамматических правил.

        Грамматические рифмовки:

I sail on the ocean,                         Jimmy often rides his bike.

I swim in the sea,                          Peter sometimes walks his dogs.

I fly in the air,                             Wendy seldom cleans her room.

And the world's all for me.                 Big storks always hunt green frogs.

        Фонетические рифмовки:

Peter Piper picked a pack of pickled pepper.        

A pack of pickled pepper Peter Piper picked.  

If Peter Piper picked a pack of pickled pepper,  

Where is a pack of pickled pepper Peter Piper picked?

Betty bought a bit of  butter,

But the butter Betty bought was bitter.

So Betty bought a bit of bitter butter.

   Своеобразной разрядкой является смена деятельности. Например, рисование способствует не только отдыху,  но и запоминанию сказанного, так как при этом происходит соединение образного и понятийного в познавательной деятельности учащихся.

       

Так же поддержанию высокого эмоционального тонуса учащихся способствует юмор. Опыт показывает, что короткие, интересные, остроумные и занимательные тексты находят самый живой отклик у учащихся. Шутка, юмор оживляют занятие. Смех является необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся, снимает усталость, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала.

   "I don't understand why I must wash my hands before school?"

   "Why not?"

   "I never put them up in class"

   Teacher: John, why should we eat carrots?

   John: Because they are good for our eyes.

   Teacher: How do we know?

   John: Did you ever see a rabbit wearing glasses?

 

   Little Mary: What is your brother's name?

   Little Sally: I don't know yet. I can't understand a word he says.

   Father: You know that mother is very angry when you get bad marks at school.

   Son: Well, it's not me who is to blame for, it's the teacher who gives bad marks.

Хотелось бы так же отметить, что эмоциональный настрой учителя, его тон, создание благоприятной дружеской обстановки, партнерских отношений играют немаловажную роль в снятии напряжения на уроке.

На начальном этапе обучения иностранному языку я использую такой вид разрядки, как выполнение команд.

Например:

You put your right foot in,

You put your right foot out,

You put your right foot in,

And you shake it all about;

You do the hokey pokey,

And you turn yourself around;

That is what it is all about.

Физминутки подразделяются на имитативные, ритмические и танцевальные. Во время имитативной физминутки ученики повторяют за учителем текст, повторяя в точности жесты и движения.

Например:

I can show you my face

(обводим пальцем несколько раз вокруг лица)

Where everything is on it's place

With my nose I can smell

(нюхаем носом)

Many objects very well.

(показываем на предметы вокруг себя)

With my eyes I look around,

(прикладываем ладонь ко лбу козырьком и всматриваемся вдаль)

Watch my feet and stamp the ground.

(смотрим, как топают наши ноги)

With my ear I can hear

(прикладываем ладонь к уху и прислушиваемся, что делает наш сосед рядом)

What my friend is doing near.

With my mouth I can eat

(движение, как будто едим ложкой суп)

Everything that’s very sweet.

(улыбаемся довольно и гладим рукой по животу, как будто съели что-то вкусное)

Для проведения ритмических физминуток используются на уроках короткие стихи, которые сопровождаются движениями.

Например:

I like the sun,

I like the spring,

I like the birds,

That fly and sing.

Танцевальные физминутки проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение делает их интереснее, положительно влияет на настроение, повышают работоспособность организма. Учащиеся исполняют английские песни, сопровождая их танцевальными движениями.

Например:

I can play the piano,

Piano, piano,

I can play the piano,

And you can play with me!

I can sing and I can dance,

Sing and dance, sing and dance,

I can sing and I can dance,

And you can dance with me!

На средней и старшей ступенях обучения для разрядки используются считалки – фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют облегчению усвоения фонетических и грамматических правил.

Например:

Can I, can I, can I have a pen?

Sure, sure, sure, sure.

Here is a pen.

Can I, can I, can I have a book?

Sure, sure, sure, sure.

Here is a book.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, учителю необходимо проводить разрядку в виде упражнений для глаз, выполняя такие команды:

Например:

Look left, right

Look up look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.


 

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка Выполнила: Учитель МАОУ « Северо-Плетневская СОШ» Сырлыбаева Алия Зуфаровна

Слайд 2

Цель концепции: Комплексное решение проблемы использования скороговорок, фонетической зарядки и физкультминуток на уроках английского языка как способу повышения эффективности обучения

Слайд 3

Разнообразие форм использования скороговорок, фонетической зарядки и физкультминуток на уроках иностранного языка могут способствовать повышению эффективности обучения, если: 1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка; 2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся; 3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений.

Слайд 4

Задачи: 1) изучить научно-исследовательские и дидактические источники по данной проблеме; 2) рассмотреть методику и особенности работы со скороговорками, фонетическими зарядками и физкультминутками при обучении английскому языку; 3) рассмотреть специфику работы со скороговорками, фонетическими зарядками и физкультминутками, как одними из стимулирующими факторами в обучении иностранному языку; 4) выявить результаты использования скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток на уроках иностранного языка.

Слайд 5

ОБЩЕНИЕ ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Слайд 6

СКОРОГОВОРКИ Прекрасное средство для развития правильной артикуляции звуков английского языка.

Слайд 7

Ораторское искусство. Древний Рим

Слайд 8

Практическое значение скороговорок помогает концентрации речь становится чище и внятнее помогают при заикании "каше во рту" других проблемах с речью.

Слайд 9

Русские скороговорки и стишки А. Барто «Наша Таня громко плачет» [n],[t] Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Слайд 10

I этап – чтение учителя Быстрый темп чтения Как следует читать Медленный темп чтения

Слайд 11

Открытия учащихся 1) в скороговорке слова похожи друг на друга. Don’t trouble trouble until trouble troubles you. 2) слова могут различаться одним звуком She sells seashells on the seashore, the shells that she sells on the seashore are seashells I’m sure .

Слайд 12

II этап – работа над произношением Oh, don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is « конвейер » the road is; lonely the road is; how lonely the road is; knows how lonely the road is; nobody knows how lonely the road is; home alone, nobody knows how lonely the road is; go home alone, nobody knows how lonely the road is; don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is; Oh, don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is.

Слайд 13

III этап – работа над содержанием Можно дать варианты перевода скороговорки учащиеся выбирают правильный вариант на их взгляд могут нарисовать рисунок по теме скороговорки накапливается словарный запас.

Слайд 14

Одна из важнейших задач обучению иностранному языку сохранение и совершенствование произносительных навыков

Слайд 15

Отработка фонетического материала оживление в ход урока очень нравится детям носит характер игры полезно с точки зрения сохранения и совершенствования произносительных навыков.

Слайд 16

Обучение иностранному языку во 2 классе

Слайд 17

Аналитико-имитативный подход Аналитический Звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила Имитативный Звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом

Слайд 18

Тренировка активное слушание образца осознанная имитация потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению

Слайд 19

Виды фонетических зарядок Фонематическая Лексико-фонетическая Грамматико-фонетическая Направленные на ритм, мелодику и ударение.

Слайд 20

Фонематическая фонзарядка тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. [r] right – That’s right! wrong – That’s wrong! Is it right? Is it wrong? It is right! It is wrong! Who is right? Who is wrong? Peter is right. Peter is wrong.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексико-фонетическая зарядка фонетическая отработка вокабуляра по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left .

Слайд 2

Грамматико-фонетическая зарядка отработка различных грамматических структур и явлений There is a sofa. Is there a sofa? There is a door. Is there a door? There is a carpet on the floor. Is there a carpet on the floor?

Слайд 3

Фонетические зарядки, которые относятся к интонационному оформлению речи пять видов английской интонации: высоко-восходящий тон высоко-нисходящий тон низко-восходящий тон низко-нисходящий тон нисходяще-восходящий тон.

Слайд 4

Фонетическая зарядка на мелодику The town is ‘far from London . How ‘far is it from ↓London? Is it ↑far from London? It is ↓far from London, ↑isn’t it? Is it ↑far from London or ↓near it?

Слайд 5

Виды ударения Фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других Катя заботилась о своей сестре. Катя заботилась о своей сестре. Катя заботилась о своей сестре. Катя заботилась о своей сестре. Логическое ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы противопоставления в высказывании ‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister. ↓Kate took care of her sister. ‘Kate ↓took care of her sister. ‘Kate ‘took ↓care of her sister. ‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.

Слайд 6

Фонзарядка на ритм Good - better – the best Never have a rest Till good is better And better is the best.

Слайд 7

Преимущества проведения фонетических зарядок регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся; ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки; учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом; фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

Слайд 8

Использование физкультминуток на английском языке повышение творческого потенциала учащихся осмысленное и быстрое освоение лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) позволяет компенсировать негативные последствия переутомления.

Слайд 9

Музыкальные физкультминутки урок становится насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся знакомят детей с новой лексикой способствуют развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений

Слайд 10

Музыкальная физминутка в 5 классе

Слайд 11

Пальчиковые игры Прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, Сюжетная основа игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.

Слайд 12

Игра Одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Игры, способствующие отдыху.

Слайд 13

Песня на уроке хороший вид релаксации, которая представляет возможность отдохнуть способ для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков

Слайд 14

Цель проведения физминуток создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся развития фонетических, лексических навыков на уроке английского языка через использование физминуток .

Слайд 15

Задачи: - повысить мотивацию к изучению английского языка; - развивать коммуникативные навыки учащихся; - способствовать созданию комфортных условий на уроках английского языка; - изучить влияние физминуток на развитие умений младших школьников.

Слайд 16

Ожидаемые результаты: повышение активности на уроках; - улучшение результатов обучения; - развитие творчества у учащихся

Слайд 17

Грамматические рифмовки : I sail on the ocean, Jimmy often rides his bike. I swim in the sea, Peter sometimes walks his dogs. I fly in the air, Wendy seldom cleans her room. And the world's all for me. Big storks always hunt green frogs.

Слайд 18

Фонетические рифмовки Peter Piper picked a pack of pickled pepper. A pack of pickled pepper Peter Piper picked. If Peter Piper picked a pack of pickled pepper, Where is a pack of pickled pepper Peter Piper picked?

Слайд 19

Юмор Teacher: John, why should we eat carrots? John: Because they are good for our eyes. Teacher: How do we know? John: Did you ever see a rabbit wearing glasses?

Слайд 20

Физминутки Имитативные Ритмические Танцевальные .

Слайд 21

Имитативные физминутки I can show you my face (обводим пальцем несколько раз вокруг лица) Where everything is on it's place With my nose I can smell ( нюхаем носом ) Many objects very well. (показываем на предметы вокруг себя) With my eyes I look around, (прикладываем ладонь ко лбу козырьком и всматриваемся вдаль) Watch my feet and stamp the ground. (смотрим, как топают наши ноги) With my ear I can hear (прикладываем ладонь к уху и прислушиваемся, что делает наш сосед рядом) What my friend is doing near. With my mouth I can eat (движение, как будто едим ложкой суп) Everything that’s very sweet .

Слайд 22

Ритмические физминутки I like the sun, I like the spring, I like the birds, That fly and sing .

Слайд 23

Танцевальные физминутки I can play the piano , Piano, piano, I can play the piano, And you can play with me! I can sing and I can dance, Sing and dance, sing and dance, I can sing and I can dance, And you can dance with me!

Слайд 24

Физминутки для глаз Look left, right Look up look down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. Your eyes are happy again.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование скороговорок на уроках английского языка

Скороговорки на английском языке можно применять на уроках в качестве фонетической зарядки....

Разработка речевых зарядок на уроке английского языка.

В этом пособии рассматривается важный этап урока -начало урока. С помощью регулярно проводимых речевых зарядок без особых усилий и больших затрат можно повторить и прочно усвоить лексику, закрепить гр...

Использование скороговорок на уроках английского языка

Значение скороговорок в изучении иностранного языка. Их применение на разных этапах процесса обучения. Примеры использования скороговорок при изучении отдельных звуков. Развитие творческого начала с и...

Использование скороговорок, поговорок и стихов на уроке английского языка

Данная статья о преимуществах использования скороговорок, поговорок и стихов на уроке английского языка....

Совершенствование фонетических навыков в процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорок на уроках английского языка.

Совершенствование фонетических навыковв процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорокна уроках английского языка....

Доклад. Использование скороговорок, фонетических зарядок и физминуток для совершенствования произношения на уроках французского языка.

Мастер-класс по теме "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физминуток для совершенствования произношения на уроках французского языка"...