Методическая разработка по теме: «Использование скороговорок и фонетических зарядок для совершенствования произношения на уроках французского языка.»
методическая разработка по французскому языку (5, 6, 7 класс)
В своей методтческой разработке я объясняю, почему так важно использовать скороговорки на уроках францкзского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skorogovorok.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия №586 города Санкт-Петербурга
Учитель французского языка Рыбакова Елена Савельевна
Методическая разработка по теме:
«Использование скороговорок и фонетических зарядок для совершенствования произношения на уроках французского языка.»
Каждый день мы общаемся. В среднем человек за сутки говорит около 10 000 слов. Общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы общаемся дома, на работе, в магазине, мы общаемся посредством мобильной связи.
Общение – это потребность человека, и если он вдруг перестаёт говорить, в его организме происходят некоторые изменения: уменьшается число активных нейронов, задействованных в процессе речи, что может привести к затруднениям в артикуляции, проблемам в построении предложений, из-за ослабления голосовых связок ухудшается тембр голоса.
Скороговорки придумали для развития речи, и от их повторения мозг учится быстро находить нужные слова, а язык во рту и губы тренируются выполнять чёткие движения по качественному произнесению звуков.
Скороговорки полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
Зачем надо учить скороговорки? Почему их учат не только дети, но и взрослые? Чтобы стать актером, диктором на радио, политиком, рекламным агентом, учителем, менеджером, телеведущим, певцом, экскурсоводом и т. д., публичных профессий множество, надо иметь красивую речь и четкую дикцию. Без этого трудно добиться успеха. Ведущий на телевидении или политик с дефектами речи и дикции будет вызывать только смех. Еще Константин Сергеевич Станиславский говорил, что при плохой дикции «слова и слоги размываются, обваливаются и сползают как рыхлый грунт, вязнет язык».
Скороговорки – это самый простой способ исправить свою речь. Любой человек, имеющий проблемы с дикцией может ее улучшить, используя как инструмент скороговорки. Это поможет ему и при изучении иностранных языков. Работа с французскими скороговорками на уроках французского языка позволяет улучшить дикцию учеников, совершенствует произношение, развивает фонематический слух. Кроме того, эту работу можно сделать веселой и интересной и в любом возрасте учащиеся занимаются этим с удовольствием. Надо показать детям, что ничего сложного в этом нет, любой человек может этому научиться. Яркий пример этому история жизни древнегреческого оратора Демосфена. Еще ребенком он случайно услышал выступление одного оратора и понял, что сила слова - это серьезное оружие. И Демосфен стал упорно тренироваться, чтобы со временем и самому стать выдающимся оратором. Вот как пишет об этом Плутарх: «Упражнениями он старался исправить свои изъяны и слабости, неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов. Голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фраз».
Вы думаете, что учить скороговорки скучно и неинтересно? Вовсе нет. Это забавная форма тренировки мускулов артикуляционного аппарата. Занимаясь спортом, мы тренируем мышцы рук, ног и т.п., а тут мы будем тренировать наши челюсти, губы и язык, чтобы даже при самом быстром темпе речи во рту не было «каши» и речь не становилась неразборчивой и невнятной. Скороговорки – это лучшее средство достижения четкости речи, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка.
Скороговорки – это жанр устного народного творчества, придумали их для обучения. Раньше скороговорки назывались «чистоговорки».
Надо сказать, что сложные скороговорки – это отличная тренировка и для взрослых. Люди, профессия которых связана с публичными выступлениями, постоянно используют их в качестве речевых упражнений. Иногда, чтобы выучить скороговорку, надо очень постараться. Не случайно по-английски скороговорка – это «tongue twister», что означает «то, что мучает язык». По-французски «virelangue» переводится точно также.
Скороговорка – это, как правило, короткая синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложненной артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию звуки, например, трудные для произношения сочетания звуков, в них может многократно повторяться один и тот же согласный звук, может использоваться рифма, омонимы, игра слов. Обычно скороговорки имеют забавное содержание.
Работать с французскими скороговорками можно практически на каждом уроке французского языка, уделив этой работе всего несколько минут. Ученики обычно быстро усваивают этапы работы над скороговоркой и с удовольствием демонстрируют результат.
Основываясь на теоретических положениях, касающихся фонемного состава французского и русского языков, сравнив их артикуляционные базы, выявив основные сходства и различия в их звуковом строе, можно предположить, что как французские, так и русские скороговорки подлежат классификации в зависимости от того, какие в них содержатся звуки. Так как во французском языке преобладают гласные фонемы, рассмотрим в первую очередь классификацию французских скороговорок с точки зрения содержащихся в них гласных звуков.
Французские скороговорки могут быть подобраны так, что в одной скороговорке почти в каждом слове повторяется один и тот же гласный звук. Именно частота повторения какого-либо звука в словах скороговорок дает возможность классифицировать их таким образом. При таком построении фразы французская скороговорка будет труднопроизносимой для русских учащихся, так как необходимо сохранять уклад органов речи, соответствующий произнесению того или иного звука на протяжении всей фразы. Приведем примеры:
скороговорки с различными фонемами:
| i |:
L’analise chimique est dificile.
Lisez le titre de ce chapitre: «Visitez la ville de Paris.
| e |:
Révisez et écrivez les dictées de l’anneé passée.
Le bébé de Pépé a le nez épaté.
| ε |:
Germaine est très frêle, mais elle est plus belle qu’Adèle.
Odette aime la Seine et ses quais, elle s’y promène en jaquette de laine.
| a |:
Mardi papa va à Paris et samedi papa a à aller à Arles.
Jeanne apporta une banane à sa cane.
| y |:
A l’université Lucie a vu une minuscule statue étrusque.
Arthur admire la nature: la brume, la lune, la verdure.
Очевидно, что французские скороговорки такого типа служат для автоматизации произнесения различных гласных звуков.
Разнообразие и особенности артикуляции французских гласных позволяют классифицировать скороговорки и с другой точки зрения, а именно, основываясь на противопоставлении уклада органов речи для произнесения тех или иных гласных звуков. В этом случае можно выделить скороговорки, основанные на дифференциации открытых и закрытых гласных, гласных переднего и заднего ряда, огубленных и неогубленных гласных, носовых и неносовых (ротовых) гласных.
Приведем примеры французских скороговорок на дифференциацию открытых | ε |, | a | и закрытых | i | | e | гласных переднего ряда (неогубленных):
Un ananas n’as ni nid ni ninas.
Ta Cathy t’a quitté ?
Va vite à Nice, Alice!
Béatrice réfléchit et répète ses idées.
Cette taxe fixe excessive est fixée exprès à AIX par le fisc.
As tu été à Tahiti?
Отрабатывая эти скороговорки, учащиеся должны научиться различать степень раствора рта для открытых и закрытых гласных.
Исследование скороговорок позволяет решить целый комплекс важных методических задач конкретного урока:
1. Презентация нового звука, его произношения (скороговорка сначала предъявляется устно) и графического обозначения.
2. Отработка изучаемого фонетического явления при чтении и заучивании скороговорки.
3. Самостоятельный вывод правила на основе полученной информации.
4. Ввод нового лексического материала - слова, содержащиеся в скороговорке, могут быть частью изучаемого на уроке словаря. Будучи предъявленными в форме скороговорки, они запоминаются быстрее.
5. При постоянном применении скороговорок для проведения фонетической зарядки в начале урока, можно повторить ранее изученный языковой материал, представляющий трудность для учащихся.
Можно выделить следующие этапы работы над скороговоркой:
Первый этап – презентация.
Сначала нужно произнести скороговорку в естественном быстром темпе, а затем – медленно.
Второй этап – работа над содержанием.
При необходимости снимаются трудности в произношении. Значение некоторых слов можно раскрыть с помощью комментария, перевода или синонимов. Далее можно предложить учащимся определить, о чем идет речь в скороговорке. В случае затруднения предлагается выбрать правильный ответ из нескольких вариантов.
Третий этап – работа над произношением.
Трудные звуки необходимо произнести изолированно, затем соответственно слово с этим звуком, словосочетание, предложение. Вначале проводится хоровая работа, затем индивидуальная.
Каждая новая скороговорка должна вводиться после повторения уже выученных. Чтобы сохранить интерес к скороговоркам, можно использовать различные задания, например:
1. Учащиеся должны отгадать скороговорку по одному названному слову.
2. Один учащийся (или учитель) начинает произносить скороговорку, все хором ее заканчивают.
3. Слова из нескольких известных скороговорок даются учащимся вперемешку, необходимо объединить слова в правильном порядке и произнести скороговорку полностью. Это задание можно выполнять в парах и группах.
4. Скороговорка по цепочке. Учащиеся по очереди должны назвать одно за другим слова скороговорки, стараясь не ошибаться. При этом можно начинать как с первого слова, так и с последнего.
5. Учащиеся по кругу называют по одной скороговорке.
6. Кто быстрее произнесет одну и ту же скороговорку.
7. Кто больше назовет скороговорок.
8. Соревнование в командах. Называются поочередно по одной скороговорке. Выигрывает та команда, которая последней называет скороговорку.
Таким образом, скороговорки можно использовать, как на начальном этапе обучения французскому языку, когда у учащихся формируются произносительные навыки, так и на среднем этапе обучения, когда использование скороговорок не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков учащихся, но и стимулирует их речевую деятельность. Заучивание скороговорок не только развивает память учащихся, но и позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности».
Из опыта работы учителя. Содержит тексты инсценировок по мотвам народных сказок в стихах(автор Голиченко Е.В.)...
методическая разработка по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка"
Данная разработка посвящена целесообразности использования ИКТ на уроках. Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активиз...
Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"
Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...
Доклад "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка."
Доклад "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физкультминуток для совершенствования произношения на уроках английского языка."...
Доклад. Использование скороговорок, фонетических зарядок и физминуток для совершенствования произношения на уроках французского языка.
Мастер-класс по теме "Использование скороговорок, фонетических зарядок и физминуток для совершенствования произношения на уроках французского языка"...
Методическая разработка на тему: «Использование музыки на уроках английского языка»
В этой методической разработке я хочу поделиться опытом использования музыки на уроках английского языка....
Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)
Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...