Значение электронных образовательных ресурсов при организации и проведении уроков в дистанционной форме.
статья на тему

Статья посвещена особенностиям организации дистанционных уроков, а так же рассматривается значение электронных образовательных ресурсво в процессе создания дистанционных уроков. Определены основные направления использования ЭОР на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vetchanova.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Значение электронных образовательных ресурсов при организации и проведении уроков в дистанционной форме.

Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Кемеровской области, методист

Ветчанова Татьяна Викторовна

Современные темпы развития образовательного процесса, а так же технологических возможностей подталкивают педагогов к поискам новых методов организации и проведения учебного процесса. В значительной степени, на учебной процесс и его организацию, оказывает влияние современная законодательная база, которая обязывает образовательные организации отвечать требованиям не только ФГОС, но и иметь возможность адаптироваться к особенным потребностям обучающихся, таких как, например, дети-инвалиды или дети с ОВЗ [1, 2].

Большим подспорьем в работе педагогов, как в школе, так и других образовательных организациях профессиональной направленности посредством дистанционного обучения стали электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Исходя из определения понятия «электронный образовательный ресурс», можно сделать вывод, о том, что информационно-технический прогресс достаточно глубоко проник не только в повседневную жизнь человека, но и в учебно-познавательный процесс. Соответственно под ЭОР в настоящее время принято понимать компоненты информационно-образовательной среды и средства информационно-коммуникативных технологий, на основе которых осуществляется образовательный процесс [2, 5].

Электронные образовательные ресурсы в первую очередь ориентированы на реализацию учебно-образовательного процесса с помощью технологических методов и форм обучения, таких как: мобильное обучение, дистанционное обучение, смешанное или сетевое обучение. То есть, на те, формы обучения, которые задействуют информационно-техническое оборудование и позволяют устранить конкретную привязку к месту обучения [3].

Следовательно, ЭОР по своей структуре и содержанию крайне многообразны и объемны. Например, ЭОР непосредственно в процессе обучения может быть представлен, как целый блок учебного или справочного материала, так и как малая часть информации представленной графиком или фрагментом иллюстрации. Выбор инструментов или содержание ЭОР определяется в соответствии с целью и ожидаемым результатом образовательной деятельности.

Рассматривая особенности организации дистанционного процесса обучения, стоит четко сформировать представление, о том, что подразумевается под понятием дистанционное обучение и дистанционный урок, а так же определить какие особенности эти понятия вносят в процесс организации учебной деятельности.

Дистанционное обучение (ДО), представляет собой совокупность информационно-технических средств, которые обеспечивают доставку объектам обучения, основной массы изучаемого материала, а так же интерактивное взаимодействие учащихся и педагогического состава в процессе обучения, в том числе предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала [4].

Так как в традиционной системе обучения урок является фундаментальной основой всей системы обучения и его составные части определяют приемы и методы работы, через которые реализуется процесс обучения. Соответственно на современном этапе развития информационно-технических средств и инклюзивности образовательной системы, урок должен быть социально направленным, отражать совокупность достижений научно-просветительской деятельности, быть ориентированным на интересы учащегося и его будущую практическую деятельность.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей [6].

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме [6].

Функциональные возможности применения ЭОР в дистанционном образовательном процессе в значительной степени определяются дидактическими свойствами ЭОР, такими как: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов, то есть наглядность (текст, графика, анимация, аудио, видео), средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, автоматизация различных видов учебных работ.

Применение ЭОР в правильно организованном дистанционном занятии в сочетании со специализированными системами управления учебным процессом, а так же с системами управления образовательным контентом позволяет наиболее полноценно реализовать следующие задачи:

  • организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • организация индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого ученика педагогом образовательной организации;
  • организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий;
  • повышение уровня социализации детей, посредством ИКТ.

Сетевые образовательные ресурсы, являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому [5].

При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Следовательно, учебные и справочные материалы, предоставленные педагогами, должны быть со всеми необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.

Выявлено, что систематическое использование качественных графических файлов, имеющих сопровождающие анимационные, видео или звуковое сопровождение имеют более высокий уровень усвоения представленного материала (усвоение до 65% для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5-10%).

К учебным средствам в рамках дистанционного урока, реализуемых через интегрирование ЭОР, в процесс обучения относятся:

1)  учебные книги (электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2)  сетевые учебно-методические пособия;

3)  компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

4)  аудио учебно-информационные материалы;

5)  видео учебно-информационные материалы;

6)  лабораторные дистанционные практикумы;

7)  учебные тренажеры с удаленным доступом;

8)  базы данных и знаний с удаленным доступом;

9)  электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д. [7].

Таким образом, можно говорить, о том, что использование современного многообразия ЭОР в составлении и реализации дистанционного обучения учащихся, на различных уровнях образовательной системы неразрывно связаны. Благодаря ЭОР были сформированы новые подходы и методы обучения, которые оказывают положительную динамику во включение детей в образовательный процесс, тем самым расширяя возможности интегрированного и инклюзивного образования, в первую очередь для лиц, которые ограничены в своих физических возможностях.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(изм. от 03.08.2018):  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/statya-18/  дата обращения: 15.12.2018 г.

2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. Режим доступа  http://www.consultant.ru/law/hotdocs/50949.html/ дата обращения: 12.12.2018 г.

3. Боброва, И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2009 – N 11 – С. 124-125.

4. Генне, О. В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004 – N 3 – С. 36-39.

5. Слободчикова, А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2008 – N 8 – С. 41-46.

6. Максимова, О. А.  Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока.– Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005 – 262 с.

7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. – М.: Академия, 2004. – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы областного Интернет- семинара "Электронные образовательные ресурсы как средство визуализации содержания урока математики"

Споры о необходимости использования электронных образовательных ресурсов - пусты. На современном этапе использование ЭОР- необходимость. Только таким образом обучение станет полным и ярким....

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на различных этапах урока.

Статья об использовании ЭОР на уроках русского языка и литературы...

Статья "Применение электронно-образовательных ресурсов и компьютерных технологий на уроках химии"

Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. В современных условиях решение этой проблемы органично связано с перспективой реализации научно обоснованных н...

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку....

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе....