МО классных руководителей
учебно-методический материал на тему
МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_klassnyh_rukovoditele12017.docx | 38.84 КБ |
mokr2016.docx | 25.23 КБ |
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx | 357.14 КБ |
Предварительный просмотр:
2 ноября 2017 года в МКОУ Венгеровская СОШ №2 прошло МО классных руководителей, по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО», где теоретическая часть МО была посвящена основным вопросам касающимся нормативно-правовой основы организации воспитательной деятельности в ОУ (такое МО проходило в феврале 2015г).
В работе МО приняли участие классные руководители 1-11-х классов.
Классные руководители еще раз обратились к ФЗ от 29.12.2012№273 «Об образовании в РФ», «Профессиональному стандарту педагога».
Заместитель директора по ВР- Русинова С.М. предложила поработать с цитатами из текста профессионального стандарта, проанализировать выдержки из текстов ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Педагоги сравнили требования к целям и задачам «Программы духовно-нравственного развития обучающихся» и «Программы воспитания и социализации».
Выясняли в чем отличия ООПООО от ООПООН в разделе воспитания.
Практическая работа позволила еще раз разобраться со всеми требованиями. Классные руководители нашего учреждения работают по предложенным схемам уже третий год.
Заместитель директора по ВР,
учитель обществознания
Предварительный просмотр:
Методическое объединение классных руководителей
МКОУ Венгеровской СОШ №2
по теме:
«Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе»
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А.Захаренко
Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:
- Публичная лекция – лекция, насыщенная яркой информацией с необычными примерами, фактами, позволяющая «высветить» отношение к рассматриваему явлению или событию.
- Открытий микрофон – ученикам предлагается обсудить события общественной жизни.
- «Сократовская беседа» – поиск истины, обсуждение поставленной проблемы с разных сторон с поочередным решением дополнительных вопросов.
- Философский стол – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками философской позиции.
- Дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы учеников.
- Разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.
Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Занимаясь поиском ответов, мною осознана необходимость оценить данную проблему с двух позиций: глазами классного руководителя и глазами ребенка.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру села, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.
Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?
Нами было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов, с целью определения мнения о роли классного руководителя.
Учащимся были предложены три вопроса.
- Нужен ли вам классный руководитель?
- Зачем?
- Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?
В результате анкетирования были получены следующие результаты.
На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.
На второй вопрос самая широкая палитра ответов: от него мы узнаем много нового, с ним посещаем театры, музеи, стадионы; классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни и т.д.
Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.
Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.
Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!
Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.
Словом, главная задача воспитания и воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.
Что же такое современное воспитание?
Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.
Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с вожатым. При поддержке заместителя директора по ВР классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника школы.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче.
И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Заместитель директора по ВР - С.М.Русинова
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа№2
с. Венгерово Венгеровского района Новосибирской области
«Мое призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами,
быть полезной, нести им любовь и радость»
подготовила
Русинова Светлана Михайловна
заместитель директора по ВР,
учитель обществознания
с. Венгерово 2018
Русинова Светлана Михайловна
заместитель директора по ВР,
учитель обществознания
высшей категории
МКОУ Венгеровской СОШ №2
с. Венгерово Венгеровского района
Новосибирской области
«Моё призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами,
быть полезной, нести им любовь и радость»
В разные периоды своей жизни каждый человек задается философскими вопросами: «Что я достиг в этой жизни? Каким путём идти дальше?» Вот так и я - чем ближе к дате -55 лет, тем чаще задаю себе эти же вопросы. Позади беззаботное детство, школьная жизнь, студенческие годы... И вот я в моей, такой уже родной школе.
Я заместитель директора по воспитательной работе, учитель экономики и обществознания. Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом.
Кем я стала для них? Кем стала я для педагогов - моих коллег? Вопросы, вопросы, вопросы... Жизнь задает их нам каждый день.
Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа?
Безусловно, с воспитания. «Дети - цветы земли», - слышим мы часто.
Я вижу в этой фразе более глубокий смысл. Не секрет, что красота и благоухание цветов во многом зависят от неустанного труда цветовода, так и духовный мир ребенка находится под пристальным вниманием учителя. Как и цветовод, использующий современные технологии выращивания, учитель должен стремиться к совершенным методам обучения и воспитания.
Профессионализм учителя, педагога - величина, складывающаяся из многих параметров.
Сегодня мало говорить о том, что учитель должен хорошо знать свой предмет, в совершенстве владеть методикой преподавания. Конечно же, это - основа основ учительской профессии. Но сегодня все более востребованными становятся такие качества педагога, как общая культура, нацеленность на духовное развитие подрастающего поколения.
На мой взгляд, важнейшая задача формирования личности - нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Безнравственный знаток физики и химии более опасен, чем работник, не владеющий этими знаниями.
А если таковым окажется руководитель?! В силу разных причин, большинство педагогов сегодня отдаляются от детей, стараясь взять большую учебную нагрузку, превращаются лишь в «урокодателей» (очень хороших). А статус классного руководителя упал до статуса «делопроизводителя»: журнал, личные дела, списки, отчеты и т.д. Очень часто забывается одно из правил педагогики: «Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем».
Именно эту аксиому ставлю во главу угла в своей работе и стараюсь донести ее до каждого из своих коллег – педагогов.
Я очень часто вглядываюсь в лица наших учеников, люблю по утрам наблюдать, как входят они один за другим в школу, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует их настроение, тот вопрос, который они зададут мне сегодня, смогу ли оправдать их ожидания. Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной.
В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.
Обсуждая в коллективе вопросы развития воспитательной работы, мы говорим не о мероприятийной деятельности, а о деятельности, воспитывающей, о человеческом общении, формировании межличностных отношений, благоприятного микроклимата. Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Так к чему же я пришла к своим неполным 55 годам? Могу ли я сейчас сказать судьбе «спасибо»?
Наверное, да. Спасибо за нравственные открытия, которые помогли мне по - настоящему полюбить детей. Спасибо моим первым руководителям: Гербер Александру Иосифовичу и Хлестуновой Рите Ульяновне. Это Педагоги – с большой буквы, мудрые наставники, которые научили меня любить свою профессию и учеников, такими, какие они есть, найти лучшее в каждом своём ученике. Они навсегда останутся в сердце, ведь они помогали стать тем, кем мы являемся сейчас.
Спасибо за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. Выпускники моих классов - мои друзья, они доверяют мне самое сокровенное, просят советов.
Теперь я знаю: моё призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость!
«Уча, учись сам». Не останавливаться на достигнутом, икать, учиться каждый час и у каждого, творить и изобретать, идти вперед там успех.
Организация проектной деятельности, использование компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Школа – это зеркало нашей жизни, нашей жизненной позиции. И то, какими будут наши дети, зависит, главным образом, от нас.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это.
И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание моё – нести любовь и радость».
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс - вот те задачи, которые я поставила перед собой, вот моё педагогическое кредо.
.
«Мой 10 «б» класс - моя гордость!» Шестой год мы шагаем вместе.
Отзыв о моем любимом учителе
Не хочу, чтобы это было формальностью. Не хочу, чтобы это было «отпиской». А скажу очень искренние слова не только о моем учителе экономики, не только о моем классном руководителе, но и о настоящем и добром друге – Светлане Михайловне Русиновой.
Именно слово «друг» является ключевым в моем понимании педагогического труда. Казалось бы, что главная функция учителя – передать своим учениками – будущему поколению – знания. Но как это сделать, в какой форме донести до ребенка то самое светлое и подлинное, что осталось бы в его сердце на века? Ответ прост: быть другом. И Светлана Михайловна – это именно тот педагог, который заряжает своим общением, который вдохновляет на творчество и учебу, который, будучи старшим товарищем, может помочь в трудную минуту не только советом, но и конкретным делом.
Могу я и не понаслышке сказать о тех профессиональных знаниях, методах обучения, навыках владения учебным материалом, которыми обладает Светлана Михайловна в области преподавания экономики. Пожалуй, лучший пример и подтверждение высочайшей компетентности С.М. Русиновой – мой отличный балл ЕГЭ по обществознанию в школе и моя отличная оценка по экономической теории в красном дипломе МГИМО (У) МИД России. Так, уроки Светланы Михайловны — это бесконечное творчество, а значит и свободное выражение своего мнения по различным вопросам изучаемого предмета, которые зачастую не имеют однозначного ответа. Такой метод проведения занятий позволяет ребенку размышлять вне каких-либо навязанных рамок и приходить к собственным выводам.
Кроме того, что С.М. Русинова преподавала мне экономику, она также являлась и моим классным руководителем в 10-11 классах. Сейчас порой и представить непросто, сколько проблем легло на плечи Светланы Михайловны с таким классом как наш. Очень разные характеры, а соответственно и очень разное поведение – вот что ярко выделялось в этом подростковом коллективе. Но Светлане Михайловне удалось найти подход к каждому. И двоечник, и отличник, и бунтарь, и тихоня чувствовали себя комфортно, когда рядом был их классный руководитель – С.М. Русинова, дарившая нам искреннюю заботу и свою улыбку. Лично я почувствовал колоссальную поддержку Светланы Михайловны, когда принимал участие в телеолимпиаде «Первого канала» и МГИМО (У) МИД России «Умники и умницы». Немногие верили, что мой подобный шаг будет иметь какой-либо успех, однако со стороны С.М. Русиновой я встретил только полное одобрение и понимание сделанного, что во многом придало мне уверенности в таком выборе и в конечном итоге сыграло значимую роль в прохождении всех этапов олимпиады и получении диплома призера.
И теперь, приезжая в родное село и встречая С.М. Русинову, я всегда от чистого сердца говорю, может быть и простые, но нужные слова: «Спасибо!».
С уважением Урмас Ояберь,
выпускник Венгеровской средней школы №2,
выпускник МГИМО (У) МИД России,
преподаватель английского языка
Список использованной литературы
Использованные дополнительные материалы
Интернет-источники
1.личный сайт: https://nsportal.ru/rsm-ven «Мое педагогическое кредо»
Источники иллюстраций
- Фотографии из личного архива
- Отзыв выпускника - личный сайт: https://nsportal.ru/rsm-ven
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...