Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologiii.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №130»
города Н.Новгорода
Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах
Автор Фомина Наталья Григорьевна, учитель физической культуры МБОУ «Школа №130» города Н.Новгорода
Н.Новгород
2018
Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.
Сухомлинский В.А.
Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз.
Проблема здоровья учащихся злободневна и для нашей школы. В первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем. Медицинские показатели свидетельствуют о росте количества детей с различными хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает тревогу.
Для решения проблемы сохранения здоровья учащихся в школе реализуется проект «Мы за здоровый образ жизни», направленный на создание здоровьесберегающей среды.
На мой взгляд, основными факторами ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма являются:
- учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
- малоподвижный образ жизни (гиподинамия);
- распространение среди школьников вредных привычек;
- накопление отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость;
- неумение управлять своими эмоциями при стремлении к достижению высоких результатов (тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам).
Из перечисленных факторов видно, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В условиях реализации ФГОС начальной школы акцент ставится на применении здоровьесберегающих технологий, позволяющих не только сохранить здоровье учащихся, но и создать безопасную среду.
Условия реализации здоровьесберегающего пространства:
- гигиенический режим;
- использование оздоровительных сил природы;
- двигательный режим.
Новый стандарт требует обновления методов, приемов и способов организации уроков и внеурочной деятельности.
Обучение – самый значительный фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. При использовании новых форм и технологий обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенностями детей.
Исходя из этого, основными направлениями моей работы в области ЗОТ стали:
- увеличение объема двигательной активности
- увеличение количества занятий спортивных секций
- проведение спортивных соревнований
- мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни
- музыкальное сопровождение занятий
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
Свою миссию как учителя физической культуры я вижу в том, чтобы обеспечить учащихся необходимым количеством движений в их учебной и внеклассной повседневной жизнедеятельности, научить культуре и технике выполнения упражнений, убедить учащихся в необходимости ежедневных занятий различного рода физическими упражнениями.
Отсюда, главная цель всей моей работы – сохранить здоровье учащихся на основе повышения мотивации к двигательной активности.
Для решения поставленной цели я применяю:
- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);
- вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);
- развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);
- провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок - турнир, урок- конкурс).
На занятиях я в целом руководствуюсь следующими педагогическими принципами:
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В нашей школе в течение года осуществляется контроль медсестрой.
Учет возрастных и индивидуальных возможностей – это техника безопасности, строгий контроль нагрузки, медицинский контроль. В подготовке к урокам обязательно учитываю результаты медицинского обследования каждого учащегося. При необходимости уменьшаю количество упражнений и число повторений, облегчаю условия выполнения.
- Принцип оздоровительной направленности.
Особое внимание уделяю дыхательной системе и опорно-двигательному аппарату. Существует несколько типов дыхания, которыми мы пользуемся в течение жизни. Задача учителя научить ребенка полному дыханию. Вдох – через нос, выдох – через нос или рот. При этом работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы, легкие полностью заполняются воздухом и весь организм насыщается кислородом. Такое дыхание способствует выведению шлаков и токсинов, благотворно влияет на функции нервной системы, оказывает успокаивающее действие.
- Принцип активного обучения.
Все уроки – это активные формы и методы обучения.
Игровая технология – это основной вид деятельности учащегося на уроке. Урок-игра как нельзя лучше подходит для учащихся младшего возраста, создает условия для появления у учащихся мотива к занятиям физическими упражнениями. Задания, выполненные на уроке с интересом и фантазией, подталкивают к занятиям вне урока, что увеличивают объем двигательной активности младших школьников. Трудности, проблемы, поставленные перед учащимися, решаются с увлечением в форме игры, а это условия развития не только двигательных качеств, но и условия для формирования интереса на уроке. Успешная реализация заданий игры вызывает на уроке восторг, вдохновение, желание продолжать занятие по собственной инициативе. Для поддержания активного интереса к физической культуре на оздоровительном уроке я даю информацию, раскрывающую значение того или другого упражнения. Атмосфера заинтересованности на уроке – это и инициатива самих детей, часто они сами начинают придумывать упражнения, которые начинают выполнять все дети.
- Принцип связи теории с практикой.
Этот принцип помогает применять знания, умения и навыки, полученные на оздоровительном уроке для сохранения и укрепления здоровья на практике. Помощь в осуществлении этого принципа оказывают классные руководители и родители.
Практическая реализация вышеуказанных принципов положительно повлияла на результаты моей преподавательской деятельности. Все учащиеся занимаются уроками физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, а это значит, что у учащихся есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.
Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.
Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Я добиваюсь, чтобы спортивный зал отвечал санитарно-гигиеническим нормам: достаточная освещённость, свежий воздух, комфортный температурный режим.
Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.
Развитие основных движений - одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре.
В педагогической деятельности я применяю разнообразные формы работы:
- Учет состояния детей
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
- Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
- индивидуальные занятия;
- дни здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни;
- Урочная и внеурочная работа;
- открытые уроки учителей физической культуры;
- открытые общешкольные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, русская лапта.
В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Объясняю учащимся, что систематичность упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к самим занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно. Так, например, мои ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений.
В завершении хочу отметить, что своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.
Мой педагогический опыт показывает, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Литература:
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.―М.,2005
- Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе.―Ростов н/Д 2005 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры
Раскрывается значимостьздоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.Раскрыты валеологические принципы в работе со студентами на уркоах физической культуры в СПО...
здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям г...
здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритет...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальных классах
В презентации использованы новые педагогические технологии для проведения уроков фиической культуры в начальных классах...
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...