Программа элективного курса по технологии "Волшебная соломка"
рабочая программа на тему
Программа элективного курса по технологии "Волшебная соломка" для предпрофильной подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv-solomka.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса по технологии « Волшебная соломка» для предпрофильной подготовки учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 36
Автор: - Морозова Елена Викторовна учитель технологии высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 36 города Тамбова.
Рецензисты:
Пояснительная записка
Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. Особая роль в этом отводится учителю технологии. Он должен обладать общей технологической культурой, иметь достаточно высокий уровень специальных знаний и умений, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе художественными, и, что очень важно, обладать творческой индивидуальностью. Это даст основу эффективной работе с детьми, позволит ему осуществлять педагогическое руководство формированием личности учащегося.
Важный аспект трудового обучения - соединения обучения конкретному технологическому мастерству с предметной деятельностью декоративно - прикладного характера. Организация прикладной художественно - творческой деятельности учащихся - одно из условий успешности формирования их технологической культуры.
Уроки ручного труда, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы в современной школе, в том числе в школах самых серьёзных образовательных ориентации.
Основным принципом в процессе разработки конкретных вещей является определенные правила и требования.
1. Композиционная целостность. Оно означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, т.е. единство.
2. Выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано.
3. Учёт декоративных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия. Различные цвета, а также их сочетания оказывают на человека определённое воздействие.
4. Уместность украшений на предмете. Любая отделка не должна мешать глазу наслаждаться формой предмета.
В наши дни учителю, родителям постоянно приходится самосовершенствоваться в выборе и подборе материалов по ручному труду, удовлетворяющих все нормы и параметры технологического образования.
Солома как материал для изготовления изделий различного назначения известна с древнейших времён. В жизни русского крестьянина, тесно связанного с поверьями и обычаями аграрного характера, солома присутствовала в качестве культового предмета. Из соломы делали и многие необходимые и в быту изделия - Кибелы для хранения муки и зерна, корзины, чаши для овощей и фруктов, головные уборы, сумки и др.
В народных, художественных промыслах солома представлена в основном в изделиях с инкрустацией: это сундучки, шкатулки, декоративные тарелки и панно. Используется соломка и для аппликации на ткани - изготовление картин. Плетением из соломки также изготавливают сувенирные фигурки, куклы, Сухарницы, коробочки разных форм и назначения. Для декорирования применяется солома натурального цвета и окрашенная в различные цвета. Современное направление работы с соломкой продолжается постоянно развиваться, - создание декоративных панно в технике аппликации.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, в подарок, использованы для оформления интерьера или коммерческих целей. Общественное значение результатов школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом подбирать высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ дети, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
1
В процессе творческой деятельности ребёнок вынужден постоянно сравнивать, сопоставлять разные элементы и детали, подмечать общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает.
Развивается наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания. Формируются творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию ребёнка.
Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим, она предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Творческий поиск, фантазия и чувство прекрасного, опыт работы с детьми на занятиях кружка и уроках технологии, а также выявление материала и технологии работы послужили основой разработки программы «Соломенная пластика». Программа курса « Соломенная пластика» способствует духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию ребенка. Выполнение композиций из соломки способствует установлению добрых отношений с детьми, созданию атмосферы открытости и доверия.
Наиболее целесообразно, когда каждая последующая работа дополняет, усложняет, предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу дальнейшего творческого развития.
Разработанная программа курса « Соломенная пластика» по своему тематическому содержанию применима как для обучения учителей технологии и педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации, так и для детей школьного возраста на уроках « Технология» и кружковых занятий.
В процессе обучения предусмотрено изготовление небольших по размеру работ с применением различных техник.
Цели обучения:
■ приобщение учащихся к духовной культуре;
■ пробуждение интереса к новым, современным направлениям народного творчества;
■ освоение специфики работы с материалом (солома), инструментами и приспособлениями;
■ формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с соломкой и другими природными материалами;
■ развитие творческого потенциала школьника;
■ личностное развитие ребёнка;
■ формирование основ культуры труда и представлений о народном мастере как творческой личности.
Задачи обучения:
■ познакомить с многообразием растительного материала, используемого для создания произведений декоративно - прикладного искусства, его особенностями и возможностями;
■ изучить принципы составления композиций;
■ изучить основы цветоведения, приёмы работы с цветом, тоном;
■ уметь рационально и творчески использовать материал и его свойства; развить пространственное воображение;
развить творческое мышление, способность создания и реализации образа;
2
■ развить интерес к изучению народных традиции, художественных традиции, ремёсел, архитектуры России;
■ сформировать и развить имеющиеся умения и навыки работы с различными инструментами, умения организовать своё рабочее место;
■ сформировать умения и навыки подготовки растительного материала для создания композиций;
обучить различным видам обработки соломки и других природных материалов;
■ обучить умению оформлять выполненные работы;
■ воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
воспитывать аккуратность.
Организация рабочего места.
- На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
- Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе. То, что следует брать левой рукой - расположить слева.
- Во время работы следует соблюдать порядок на рабочем месте.
- быть внимательным при работе с колющими и режущими предметами.
- Не забывать об осанке, держать спину прямо.
- После работы обязательно убирать за собой.
В результате изучения курса слушатели должны знать:
■ история возникновения;
необходимые материалы, инструменты и приспособления:
■ основу цветовых сочетаний; принципы составления композиций;
■ заготовку растительного материала;
■ виды обработки соломки;
■ отбеливание и крашение соломки;
■ различные виды техник;
В результате изучения курса должны уметь: подбирать эскизы рисунков;
■ изготавливать детали из соломенных лент; соединять элементы между собой;
■ составлять из различных элементов готовых частей аппликацию;
■ выполнять разнообразные виды техник;
Изучение курса, в основном, осуществляется на практических занятиях. Закрепление знаний и умений выполнять технологию изготовления изделий из соломки осуществляется при выполнении самостоятельных практических работ. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
3
Содержание программы
Тема 1. Введение. Из истории соломки. Инструменты и приспособления.
Новые направления декоративно - прикладного творчества. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с учебным планом. Правила техники безопасности при работе. Инструменты и приспособления для работы.
Тема 2. Технология подготовки природного материала к работе.
Качество и свойства различных видов соломы ( рожь, пшеница, ячмень, овёс). Заготовка соломы. Правила хранения. Отбеливание и крашение соломы. Холодный способ заготовки соломенных лент. Горячий способ заготовки.
Практическая работа.
одготовка инструментов к работе. Заготовка соломенных лент.
Тема 3. Основы композиции.
Понятие композиции. Композиция - соотношение и взаимное расположение частей. Именно у природы учатся великие художники и мастера, придумывая красивые изделия и отражая в условной или причудливой форме деталей бесконечное разнообразие. Главный закон композиции заключается в согласовании частей целого. Основной закон композиции - продолжение всех линий должно сходиться в одной точке ( центр композиции), тогда в любой работе будет ощущаться гармония.
При составлении эскизов рисунков аппликации необходимо учитывать следующее:
■ самым ярким и выразительным должны быть главные детали рисунка; слишком маленький рисунок потеряется на большом листе;
■ деталям рисунка недолжно быть тесно;
экономное использование основного и вспомогательного материала, простота композиции;
■ использование наряду с соломкой и различного природного материала (колоски, листья, сухоцветы, веточки и т.д.);
соблюдение масштабов и других основных, выразительных средств композиции - пропорции, равновесия, контраста, акцента;
Практическая работа.
Составление эскизов композиций. Перевод рисунков на кальку.
Тема 4. Элементы цветоведения. Фон для аппликации.
Применение законов контраста, воздушной перспективы и движение цвета в воображаемом пространстве картинной плоскости. Гармония цветов. Гармония родственных цветов: одноцветная, смежная и тональная. Влияние света на восприятие цвета. Подбор тканей по цвету для фона. Прежде всего, материал для фона должен быть плотным: доски, срезы дерева, фанера, картон, бархатная бумага, картон обтянутый тканью и т.д. Цвет фона может быть различным: чёрным, тёмно-вишнёвым, зелёным, коричневым и т.д.
Практическая работа.
Подготовка основы для аппликации. Подбор рамочки для работы.
4
Тема 5. Виды техники соломенной пластики.
Понятие аппликации. Аппликация - жанр декоративно - прикладного искусства. Техника его проста и доступна всем: вырезание и закрепление на определённом фоне различных фигур. Аппликация выполняется в несколько этапов: выполнение эскизов, наклеивание соломенных лент, заготовка деталей, составление композиции, приклеивание на основу.
1. Композиция с растительным орнаментом.
Аппликации могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. При разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.
2. Пейзаж в смешанной технике.
Сюжетная композиция. Примерные темы : «Родная природа», «Деревенский пейзаж», «Домик в деревне», «У мельницы» и т.д. Применение техники «чёсанной» соломки.
3. Композиция в анималистическом жанре.
Изображение животных, птиц, насекомых и т.д. Возможны различные способы оформления работ.
4. Архитектурные композиции.
Сюжетные, декоративные композиции - соборов, зданий и т.д.
Практическая работа.
Составление эскизов композиций. Подготовка к изготовлению зачётной работы.
Тема 6. Оформление готовых изделий.
Для основы обычно берут тёмный фон. Картон, бархатную бумагу, фанеру подготавливают в соответствии с размерами выбранной рамочки. Переведение эскиза на фон - очень ответственный момент в работе над аппликацией. Монтирование непосредственно на основу при помощи клея ПВА всех заготовленных деталей с учётом приготовленного эскиза.
В процессе самостоятельной учебно -творческой работы ребята не выполняют тренировочные упражнения, а сразу работают над созданием законченной композиции. Работая по готовому рисунку они самостоятельно при желании могут изменить контуры деталей и саму композицию. Для развития творческих способностей используется метод творческого задания по разработке композиции на заданную тему.
Практическая работа.
Выполнить аппликацию в соответствии с эскизом. Изготовить панно. Оформить работу.
Тема 7. Изготовление зачётной работы.
Просмотр готовых изделий. Анализ работ и их полезной направленности.
Практическая работа.
Самостоятельный выбор техники выполнения. Разработка композиции, выполнение зачётной работы. Оформление тематической выставки зачётных работ.
5
Учебно — тематический план
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Лекции | Практика | ||
1. | Введение. Из истории соломы. Инструменты и приспособления. | 1 | 1 | |
2. | Технология подготовки природного материала к работе | 3 | 1 | 2 |
3. | Основы композиции. | 3 | 1 | 2 |
4. | Элементы цветоведения. Фон для аппликации. | 1 | 1 | |
5. | Виды техники соломенной пластики: - композиция с растительным орнаментом; - пейзаж в смешанной технике; - композиция в анималистическом жанре; - архитектурные композиции; | 20 | 20 | |
6. | Оформление готовых изделий. | 2 | 1 | 1 |
7. | Изготовление зачётной работы. | 4 | 4 | |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Итого 34 часа, в том числе теоретических занятий 5, практических
6
Технология изготовления декоративного панно из соломки.
Прежде чем приступить к изготовлению таких панно, надо выбрать рисунок и подготовить необходимый материал. Главный материал - это солома. Для картин - панно необходима самая нежная эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.
Соломка состоит из узлов и междоузлий. Для работы необходимо вырезать междоузлия и очистить солому от листьев), а затем изготовить соломенные ленты холодным или горячим способом. Холодный способ лучше сохраняет яркость и блеск, удобен для коллективных работ.
Подготовительные соломки вспариваем или разрываем вдоль острием ножниц, тонким шилом или толстой иглой. Затем раздвигаем края в обе стороны и проглаживаем с лица. Разглаженные соломинки, которые стали лентами, можно сложить в коробки или закрепить с помощью резинок на специально приспособленные плотные картонные основы.
Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезаем, как при холодном способе, вдоль, но разглаживаем горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой.
Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов несмотря на богатство природных тонов требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д. Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.
Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.
Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку. Соломка готова.
Теперь надо приготовить основу, чтобы создать картину-панно. Для основы лучше всего взять плотный картон, обтянуть его тканью, бархатной бумагой или искусственной замшей. Эту сторону и следует использовать как фон картины. Особенно эффектно соломка смотрится на черном фоне.
Техника выполнения картин из соломки несложна. Сначала нужно перевести весь рисунок на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка. Каждую деталь необходимо перевести на тонкую бумагу отдельно, особенно, если направление соломинок у них различное. Если много одинаковых деталей в картинке, не забудьте пронумеровать каждую деталь. Нумерация деталей очень хорошо помогает при компоновке деталей.
Прежде чем наклеивать соломку на бумагу, надо определить в каком направлении располагать соломку на различных частях элементов картин.
Детали все пересняты. Каждая деталь должна иметь свою окраску. В зависимости от окраски детали подбирается соответствующий тон соломки (цветы три белых, три ярко-желтых, чашечка цветков - коричневые , листья - подтонированы и ваза тоже).
Подобранную по тону соломку наклеиваем на детали рисунка с помощью клея ПВА. Соломенная лента , подобранная по цвету , смазывается клеем и наклеивается на рисунок ; при этом важно точно подгонять края соломок друг к другу, соблюдая направление на всех элементах картины. Правильно выбранное направление придает большую выразительность всей картине.
Наклеенные соломины надо плотно прижать и если выступит клей - убрать его чистой тряпочкой. Иначе работа будет иметь очень неаккуратный, неряшливый вид, а соломка , испачканная клеем, потеряет блеск. 7
Заклеенные соломкой детали необходимо подсушить под прессом, а затем уже вырезать и положить под стекло, до сборки.
Если все детали переведены правильно и вырезаны точно по линиям, то сложить из таких линий полный рисунок будет легко. Мелкие детали какого-либо элемента рисунка, прежде чем наклеивать на фон надо наклеить еще раз на белую бумагу (кальку) - как бы собрать воедино (картин "Лилии").
В начале надо все детали разложить на фоне, тщательно проверить правильность их расположения, а потом уж начинать приклеивать их.
Рисунок переведен на материал (через копировальную цветную бумагу), что облегчит компоновку картин-панно.
Когда все детали будут приклеены, надо на картину положить груз или стопку журналов и так держать до высыхания клея. Готовую картину желательно заключить под стекло в рамку ("Ирисы") или сделать окантовку. Под стеклом тон соломки значительно выигрывает и дольше сохраняет яркость и блеск соломки. (Для тонирования мелких деталей можно использовать прибор для выжигания "Узор").
Аналогично выполняется любая картина-панно с применением следующих материалов и инструментов:
■ для работы применяется стебли разных злаковых культур - ржи, ячменя, пшеницы, овса, риса и стебли травянистых луговых злаков;
■ основа - картон, цветная бархатная бумага, хлопчатая или льняная ткань, мешковина;
клей - ПВА, БФ-2, бумага, калька, кисти;
■ ножницы (большие и маленькие маникюрные), острый нож, пинцет, утюг, гладилка из твердых пород дерева (для разглаживания соломенных лент) или вальцовочный станочек.
Заготовка материала.
Аппликации можно составлять из любой соломы, но лучше всего подходит солома ржаная, проса, ячменя, пшеницы и овса. Некоторые дикорастущие растения - тимофеевка, куриная слепота, пырей, мятлик, имеющие в строении сходство с соломой, могут также служить материалом для аппликаций. В качестве материала для аппликации может быть использована и стерня (небольшая часть соломы, оставшаяся в земле после уборки урожая).
Заготовку соломы лучше начинать в конце лета, до обмолота зерна, когда она становится золотистой. Средняя часть соломы — наилучший материал. Стебель соломины округлый, внутри полый, разделён прочными перегородками (узлами) на междоузлия. При заготовке соломы узлы срезают, а междоузлия складывают в специальную, отведённую для них коробку. Около узлов располагаются листья, их тоже можно сохранять, так как в последствии они могут быть использованы в качестве фона.
Цветовая гамма соломки велика - до 100 оттенков. Ржаная солома незрелая с зеленоватым оттенком, ближе к покосу - серебристая, перезрелая - с красноватым оттенком. Если росла в затенённом месте - фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу - коричневый. Различная и плотность соломы. Ржаная солома плотная, прочная, пшеничная - мене прочная, мягкая. Ещё мягче солома овса. Разрезанные и очищенные от листьев соломинки сразу сортируют по толщине и длине. Рассортированную соломку хранят в картонных коробках.
Для аппликации употребляют соломенные ленты, которые можно приготовить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ. Прокипятить 20 - 30 минут солому в воде. Разрезать ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом на стопке газет. При таком способе заготовки соломенные ленты станут более эластичными, широкими и в работе более податливыми. 8
Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают ещё большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Крашение соломы.
При окраске соломы пользуются горячим способом. Для получения отбеленной соломы в домашних условиях используют отбеливатели для хлопчатобумажных тканей. Для отбеливания используют таблетки гидропирита. Можно использовать анилиновые красители (способ окраски указан на пакете с красителем), морилку, луковую шелуху, зелёнку, раствор питьевой соды придаст соломе ярко жёлтый цвет.
9
Литература.
1. Сельскохозяйственное пособие по обработке соломы для учителей. М., Просвещение, 1988 г.
2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, корня, рогоза: Пособие для учителей. М.:Просвещение,1979 г.
3. Каченаускайте.Л. Аппликация. М.,2003 г.
4. Лобачевская О.А., Плетение из соломки. М., Культура и традиции. 2000 г.
5. НагибинаМ.И., Природные дары для поделок и игры. 2001 г.
6. Романюк М.Ф. Художественная соломка белорусии. Творчество В.И. Гаврилюк и Л.Г.Головацкой.М.: Изобразительное искусство, 1985г.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...