Доклад "Методы и приёмы воспитательной работы с детьми с ОВЗ"
статья на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Методы  и  приёмы  воспитательной  работы  с детьми  с ОВЗ

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, дети  данной  категории  включились   в  массовые  школы( отсюда  и  произошёл научный  термин – инклюзия-включение, инклюзивное  обучение)   и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с такими детьми, так  как  большинство  педагогов  не  имеет  опыта   работы  с детьми  данной категории.

Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми  имеющими  интеллектуальные  нарушения:

их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Нравственное воспитание, формирование у учащихся  правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание. Овладение специальностью.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Допускается усвоение :академические  знания  30%, профессионально-трудовые 70%

Трудности  возникающие  в  процессе  воспитательной  работы  с  детьми имеющими  интеллектуальные  нарушения

1.Нарушения умственного развития  ребенка значительно затрудняют правильное самостоятельное овладение правилами  и  нормами  общественного  поведения.

2.Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого человека часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей.

3.Незрелость эмоций умственно отсталых детей, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание учащихся

4.Нарушение самокритичности у учащихся отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требует к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

5.Для учащихся вспомогательной школы характерны значительные нарушения в развитии воли, что также затрудняет их воспитание.

6.Следует отметить, что, например для интеллектуально неполноценного ребенка характерна АСИНЕРГИЯ, т.е. отсутствие способности к совместной деятельности. Особенно это  прослеживается у  учащихся  начальной  школы, вот  что сейчас  я  наблюдаю  у  учащихся  2  класса. В дальнейшем происходит формирование действий и параллельно  развитие функций внимания.

Особенности  воспитательной  работы  с  детьми  имеющими  интеллектуальные  нарушения

В воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками следует учитывать, что у некоторых из них наблюдается психопатоподобное поведение проявляющееся в выраженной  аффективности,  paсторможенности   влечений,

Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания, это общественно-полезный труд ,дежурство  в  классе, классные  поручения,  поручения  учителя.

Педагоги  должны   предъявлять  детям  этой  категории  единые  педагогические  требования , что  помогает  выработать  у  учащихся дисциплинированность, чёткого  понимания  ситуации,  и  непосредственно понимания  требований учителя. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него, при этом следует учесть, что многим умственно отсталым детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений  или  обязанностей.

Умственно отсталые школьники очень чутко реагируют на поощрения, заслуженные при проявлении своих положительных качеств, что следует постоянно помнить. Л.С. Выготский, справедливо критиковал современную ему теорию и практику дефектологии, который говорил: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями. А эти  дети  бывают  очень  талантливы  в  различных  областях.

Не менее важно ориентироваться на возрастные особенности умственно отсталых школьников. Так, например, меняется продолжительность воспитательного мероприятия, соотношение убеждения и приучения, различное содержание отрабатываемых норм поведения и их формулировки.

Воспитательная работа  с  детьми  имеюшими  интеллектуальные  нарушения, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему:

- методы, основное назначение которых заключается в формировании  у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие, правильное поведение в различных ситуациях.

- методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

- средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативнoe поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

-методы, направленные на формирование   правовых  норм  и   ответственности за их  (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.)

Из опыта  работы  с детьми:

В формировании правильного поведения учащихся можно использовать методы:

1 «Сказкотерапия» - это  способ передачи ребёнку моральных  норм  и правил, даёт  очень  эффективный  результат.

2.Релаксационные  упражнения -  помогает  снять  мышечное, эмоциональное  напряжение. ( представьте  себе, что вы в  воде, в самолёте и т д.)

3.Психогимнастика.Изобразите  капризного  ребёнка -  посмотрите это  красиво?   Изобразите  вежливого  ученика и т. д.

4.Игра, очень действенный метод, где  можно  варьировать задания: ученик является  участником  действия, ученик  в  роли  учителя или ведущего.

Из опыта  работы  с  трудными  детьми:

1.Игнорируем  плохое  поведение

2.Обязательно  хвалим за  хороший  поступок, за хорошее  поведение.

3.Осуждаем  только  на  фоне положительных  поступков.

4.Предьявляем  единые  педагогические  требования.

5.Спокойным ,чётким,  требовательным  тоном  добиваемся  выполнения  требований.

6.Осуществляем  регулярный, систематический контроль за  всеми видами деятельности учащегося  

       Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов вспомогательной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в классе  на  уроке, в столовой, при встрече со взрослыми и т.д)

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении следует обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды, используя  вышеперечисленные  методы.

       Для правильного выбора средств педагогических воздействий и построения системы воспитания умственно отсталых школьников  учителю необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков  учащихся, и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. Важно, конечно, учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...