Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЭВС
статья на тему

О психолого-педагогическом сопровождении детей с ЭВС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evs.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с

расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями

 поведения

Эмоциональные расстройства являются одной из частых причин, обусловливающих отклонение в психическом развитии ребенка. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды и при различных отклонениях в развитии и нервно – психических заболеваниях у детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства. Это не значит, что они не могут проявляться в более раннем или более старшем возрасте, но на этом возрастном этапе они обычно являются более выраженными.  Для аффективного уровня реагирования характерно появление страхов, повышенной аффективной возбудимости.

1.Разновидности детского аутизма:

     - Синдром Каннера  (недостаток социального взаимодействия, коммуникации, наличие стереотипных регрессивных форм поведения, негативизм, мышечная  дистания).

     - Синдром Аспергера  (невербальное поведение: жесты, мимика, больные не способны к эмоциональному сопереживанию).

     - Детское  дезинтегративное  расстройство (деменция Геллера)

 (утеря интереса к объектам и окружающему миру).

Термин «аутизм» в психиатрии используется для описания основного симптома шизофрении, проявляющегося в уходе в свой внутренний мир, в нарастающей изоляции от окружающих и погружением в мир фантазий.

В настоящее время РДА рассматривается как полигенное заболевание, в происхождении которого участвуют 6 – 10 генов, повреждения и нарушения функций головного мозга.

 2. Заболевания, сходные с аутизмом:

     - Аутистические особенности (люди с психическими особенностями, которые проявляют 3 или большее количество симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма).

3. Другие заболевания, связанные с аутистическими проявлениями:

    - Детский психоз (проявляется в первые 3 года жизни, когнитивный дизонтогенез с нарушением внимания, замедленностью мыслительных процессов, моторной неуклюжестью, при хорошей познавательной активности).

 - Атипичный  детский психоз эндогенный  (шизофрения)

 - Атипичные психозы в рамках выделенных генетических синдромов при умственной отсталости (прослеживаются при выделенных генетических хромосомных синдромах обменного происхождениях).

          - Синдром Ретта  (заболевание, обусловленное мутацией в гене – регуляторе, который находится на длинном плече хромосомы Х и ответственен за 60 – 90% случаев заболевания.

4. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

   - Нарушение активности и внимания (нарушения не имеют чётких патогномоничных признаков, явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или депрессивных расстройств, нарушений настроения).

   - Гиперкинетическое расстройство поведения (характерно наличие агрессивного или вызывающего поведения с выраженным поведением соответствующих возрастных и социальных норм, которое не является симптомами других психических состояний).

  - Расстройства поведения (характерно наличие асоциального или агрессивного поведения только в условиях семейной обстановки, за пределами семьи социальные взаимоотношения ребёнка в пределах возрастной нормы).

- Расстройства поведения (включают расстройства в виде деструктивного, агрессивного или асоциального поведения, с нарушением принятых в обществе норм и правил, с нанесением вреда другим людям. Нарушения более серьёзные, чем ссоры и шалости детей и подростков).

- Несоциализированное  расстройство поведения (характерно сочетание упорного диссоциального или агрессивного поведения и значительного нарушения взаимоотношений ребёнка с другими детьми, уединённый агрессивный тип).

- Социализированное расстройство поведения (характерно агрессивное поведение в виде групповой активности в компании друзей; групповое антисоциальное поведение обычно проявляется вне дома – это прогулы, вандализм, физическая агрессия).

 - Опозиционно – вызывающее  расстройство (характерно вызывающее, непослушное, провокационное поведение у детей, часто направленное против родителей, воспитателей, учителей;  отсутствуют: поведение, нарушающее законы и правила общества, воровство, жестокость, драки, вандализм).

- Расстройство поведения, неуточнённое (расстройства, которые не соответствуют критериям определённого подтипа, но удовлетворяют общим критериям; поведенческое расстройство детского возраста).

- Смешанные расстройства поведения и эмоций (эта группа расстройств характеризуется сочетанием стойкого агрессивного или  вызывающего поведения с явными симптомами тревоги, депрессии или другими эмоциональными нарушениями).

5. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста:

 - Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте (характерна выраженная тревога в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым дети привязаны; в большинстве случаев расстройство наиболее выражено в тех случаях, когда ребёнок отказывается идти в школу).

 - Фабическое тревожное расстройство детского возраста (при данной патологии отмечается наличие выраженных страхов, характерных для определённой фазы развития, например боязнь животных в дошкольный период).

 - Социальное тревожное расстройство (характерно устойчивое чрезмерное избегание контактов с незнакомыми людьми и сверстниками,  мешающее социальному взаимодействию и сочетающееся с отчётливым желанием общаться).

 - Другие эмоциональные расстройства детского возраста (существенной особенностью является чрезмерная тревога, не имеющая реальных оснований; в целом характерна картина застенчивого, боязливого и чрезмерно беспокойного поведения)

  Обучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения в специальных образовательных учреждениях

    Согласно теории периодизации индивидуального психического развития (Г.К.   Ушаков, 1973; В.В.Ковалев, 1979), аффективный уровень реагирования имеет место у детей дошкольного и младшего уровня. Поэтому под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды и при различных отклонениях в развитии и нервно-психических заболеваниях на этом возрастном этапе наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства. Это не значит, что они не могут проявляться в более раннем или в более старшем возрасте, но на этом возрастном этапе они обычно являются более выраженными.

При нарушениях психического и особенно эмоционального развития у ребёнка наблюдаются характерные эмоционально-поведенческие расстройства в виде страхов при изменении привычной для него обстановки, изменений режима, расширения круга общения.  Наблюдаемые у ребенка эмоциональные расстройства могут быть обусловлены дисфункцией этого уровня. При этом ребенок вырабатывает привычку сосредотачиваться на этих ощущениях и начинает меньше реагировать на внешние стимулы, что неуклонно приводит к отставанию в развитии. Дисфункция на этом уровне характерна для педагогически запущенных детей, особенно когда у ребенка развивается склонность к раскачиванию, сосанию пальца и т.п. Наблюдается она и у детей с ранним детским аутизмом.

Готовность к совместной игровой деятельности ребенка проявляется в том, что он в ответ на заигрывание с ним оживляется, начинает произносить отдельные звуки, смеется. Новым компонентом в общении со взрослым становится протягивание рук, показывая, что он хочет на руки, или он тянется к далекому предмету, показывая, что хочет, чтобы к нему приблизили этот предмет. Постепенно у ребенка все больше и больше развивается ориентация на эмоциональную оценку взрослого его поведении.  

 Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда у ребенка возникает дифференциация себя от других людей и дифференциация людей своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице.

Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых. Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Психо - коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов воспитателей, музыкального работника и других специалистов.

 Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов.

 Необходима строгая организация режима в группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы.

 Итак, основной задачей психологической коррекции детей с ЭВС является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности.

 Сложившиеся отношения с учителем – мощный стимул в обучении, эмоциональном и социальном развитии.  

 Перспективы развития детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и нарушениями поведения в современном пространстве образования.

Необходима не только медикаментозная терапия, но и психотерапия.

Положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям. Целесообразна рациональная психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач в жизни. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют эффективности лечения. Однако как метод радикального лечения нарушений активности и внимания психотерапия неэффективна.

На что необходимо обращать внимание при нарушенном поведении, сочетающимся с умственной отсталостью.

Правильное воспитание и выбор типа учебного заведения позволяют этим детям оптимальным образом реализовать имеющиеся психические возможности и впоследствии достаточно успешно адаптироваться в обычных социальных условиях — в быту, в трудовом коллективе и т. д.

Однако при ряде отрицательных факторов как биологического характера (дополнительные инфекционные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы), так и социального (конфликтные ситуации в семье, неправильное воспитание), социальный прогноз в отношении этих детей может быть менее благоприятным.

Подростковый возраст, особенно в период полового созревания с его сложной перестройкой всего организма, является наиболее уязвимым как в биологическом, так и в социальном плане для различных неблагоприятных воздействий.

Значительная роль в нарушениях поведения подростков-олигофренов принадлежит психотравмирующим факторам, в частности переживаниям, связанным с безуспешным пребыванием в массовой школе, пренебрежительным отношением сверстников и взрослых, обидным прозвищем и т. п.

Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков - олигофренов, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, препятствующие успешной социальной адаптации, а нередко способствующие формированию асоциального поведения вплоть до правонарушений и преступлений.

Психическая декомпенсация невротического типа связана в основном с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается тяжелая психическая ранимость, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание неудач. Значительно снижается продуктивность учебной деятельности. Во время устных ответов, контрольных работ возникают состояния страха, растерянности. Подростки, как правило, переживают дефекты внешности: косоглазие, моторную неловкость, энурез. Замечания в классе вызывают растерянность, скованность либо повышенное, неадекватное беспокойство; на индивидуальных занятиях продуктивность учебной деятельности, как правило, значительно выше.

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторой части подростков болезненного состояния психики, характеризующегося сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира. Подростки охотно остаются одни, особенно на природе, предпочитают занятия, не требующие общества, — коллекционирование, рыбную ловлю, рисование, чтение. В фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными. Ряд поступков, внешне носящий асоциальный характер, например немотивированные прогулы, попытки бродяжничества, также носят характер защитных реакций.

Наряду с этим у подростков педагоги отмечают и ряд положительных личностных свойств: доброжелательность, привязанность к родителям, учителям. Они охотно выполняют доступную для них работу по дому, интернату.

Помимо нарушений школьной дисциплины (неусидчивости, раздражительности, склонности к немотивированным конфликтам с учителями и соучениками, агрессии, систематическим прогулам) у этой части подростков наблюдается асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество, склонность к наркомании и токсикомании, сексуальные эксцессы). Для них характерно абсолютное отсутствие интереса к школьным занятиям. Как правило, это именно та часть подростков, которая состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Во всем их поведении преобладает эмоционально-волевая неустойчивость, незрелость. Выраженная инфантильность проявляется в веселом беззаботном настроении со склонностью к суетливости и назойливости, с отсутствием стойких привязанностей при большой общительности.

Основной движущий мотив поведения этих подростков — удовольствие. От заданий, требующих даже незначительных усилий, 0ни отказываются. На уроках болтливы, расторможены, отвлекаемы. В любом виде деятельности импульсивны, нетерпеливы и пресыщаемы. Из-за повышенной внушаемости часто вовлекаются в конфликты или становятся орудием совершения правонарушений или преступлений (некоторые осознают это сами).  Незрелые формы самоутверждения проявляются в хвастовстве, примитивных вымыслах. Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности проявляется у большинства этих подростков в чрезвычайной раздражительности, склонности к агрессивным разрядам. По незначительному поводу они могут бросить в учителя книгу или тетрадь, разорвать учебник, начать драку, нецензурно браниться.

Часто аффективная возбудимость провоцируется рядом психологических особенностей: обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, протестом, негативизмом по отношению к авторитету взрослых.  Насмешки по поводу интеллектуальной недостаточности вызывают у них бурные аффективные вспышки с агрессией, драками, стремлением к самоутверждению и доказательству своего физического превосходства.

У подростков этой группы могут наблюдаться и немотивированные колебания настроения в виде дисфории со злобностью, угрюмостью, подозрительностью.

  Если эмоциональное расстройство, начавшееся в детстве, продолжается и во взрослом возрасте, то оно чаще принимает форму невротического синдрома или аффективного расстройства.

   Лечебно – педагогическая работа с детьми имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию.

Литература  

1. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие / Е.Р. Баенская, М.М. Баенская. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 128 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288 с.

 3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия. - 2001. - 320 с.

5. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 480 с.

6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"

Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....