Конструирование урока рефлексии в рамках системно-деятельностного подхода
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". Главное отличие урока-рефлексии от традиционных уроков-обобщений и повторений — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. Педагогические чтения
Цели урока-рефлекси и: Педагогические чтения Содержательная : повторение, закрепление или обобщение пройденного материала. Деятельностная : формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
Педагогические чтения Структура уроков рефлексии . 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность Основная цель этапа - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки повторяемого содержания, создать ориентировочную основу действий («могу»); 3) определить основную цель урока. Педагогические чтения
Основная цель - подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок. Для этого необходимо: 1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащихся - определений, алгоритмов, свойств ит.д.; 2) активизировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.; 3) зафиксировать используемые способы действий в буквенной или знаковой форме; 4) организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную работу); 5) организовать самопроверку работы учащихся по готовому образцу с фиксацией своих результатов (без исправления ошибок). Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности . Педагогические чтения
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними . Кластер Педагогические чтения
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Сорбонки Педагогические чтения
Текст с пропусками. Блиц-опрос. РАФТ Да/нет Корзина идей «Лови ошибку» «Жокей и лошадь» Педагогические чтения
Цель данного эта па — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Алгоритм исправления ошибок. 1) Определи, какое правило не знаешь. 2) Повтори правило. 3) Примени правило. Локализация индивидуальных затруднений Педагогические чтения
Основная цель этапа - построение детьми проекта выхода из затруднений и формирование способности к его выполнению. Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема Построение проекта коррекции выявленных затруднений Педагогические чтения
Основная цель этапа - осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки; в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Реализация построенного проекта Педагогические чтения
Обобщение затруднений во внешней речи Основная цель этапа - усвоение способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: 1) организуется обсуждение типовых затруднений; 2) проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Педагогические чтения
Основная цель этапа - интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха. ( В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические ( внутриличностные , отношения с самим собой). Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: 1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки; 2) проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют результаты. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Педагогические чтения
Основная цель этапа - применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. Включение в систему знаний и повторение Педагогические чтения
Основная цель этапа - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: - уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; - в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке Педагогические чтения
Спасибо за внимание! Педагогические чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...
Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»
Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....
Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода
организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...
Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья
организация урока в рамках системно-деятельностного подхода...
Работа с историческими документами на уроках истории в рамках системно – деятельностного подхода.
В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории России. Разработанные памятки, инструкции, а также дидактическое пособие, включающее ...