Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
статья на тему
В данном выступлении введено понятие креативности, выделены параметры креативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики».
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».
Развитие творческих способностей – для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки.
Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, занимательные темы для рефератов и докладов.
Урок математики надо строить так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы и они были в творческом поиске.
Цель:
- Поддерживание интереса к предмету;
- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
- Развитие мышления вообще и творческого в частности;
- Подготовка учащихся к творческой деятельности;
- Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
- Научить детей мыслить в разных направлениях;
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
- Развить оригинальность мыслительной деятельности;
- Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
- Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
- Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом;
- Помощь детям в выражении их идей;
- Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
- Создание безопасной психологической атмосферы;
- Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;
- Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;
- Возможность самостоятельного поиска решений.
В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:
- Умение анализировать проблемные ситуации;
- Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
- Умение разрешать противоречия;
- Умение создавать творческие задания.
Основными показателями сформированности творческих способностей являются:
- Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
- Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
- Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
- Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40104.jpg)
"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО
Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352550-1385214106.jpg)
"Развитие креативного мышления на уроках математики"
Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1207845-1579484929.jpg)
Развитие креативного мышления на уроках математики
Как изменить содержание математического образования в 5 -6 классах для достижения образовательного результата креативного мышления...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-297685-1379444924.jpg)
Формирование креативного мышления на уроках математики
Креативность (от англ.- создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или пр...