Материал открытого урока в городе Орске в Орском нефтяном колледже
методическая разработка на тему

Зайнутдинов Рамиль Равильевич

28 сентября 2018 году Зайнутдинов Рамиль Равильевич, принял участие в учебно-методическом мероприятиии, посвященное обмену опытом при проведении Демонстрационного экзамена и участие в методическом семинаре ТОПовые профессии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №

Группа

Дата

Дисциплина

 Аналитическая химия  

28.09.

2018

Тема занятия

Стандартизация растворов гидроксида натрия. Применение приготовленных растворов щелочи для анализа объектов окружающей среды

Вид занятия

Практическое занятие

Цель занятия

Научиться определять концентрации веществ с помощью стандартных и стандартизированных растворов; применять приготовленные растворы для анализа объектов окружающей среды.

Формируемые компетенции

ПК

ПК 2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

ПК 2.2. Определять концентрации растворов различными способами.

ПК 2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

ПК 2.4. Определять химические и физические свойства веществ.

ОК

ОК 1. Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и  способов  её  достижения, определённых  руководителем

ОК4. Анализировать  рабочую  ситуацию, осуществлять  текущий  и  итоговый  контроль, оценку  и  коррекцию собственной  деятельности, нести  ответственность  за  результаты  своей  работы.

Результат

Должны знать

Понятия о стандартных и стандартизованных растворах. Описывать алгоритм приготовления растворов.    

Должны уметь

Определять концентрации веществ с помощью стандартных и стандартизованных растворах.

Показатели оценки

результата

Критерии оценки:

Показатель

Оценка

1

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос

«Отлично»

2

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса

«Хорошо»

3

Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса

«Удовлетворительно»

Межпредметные

связи

Обеспечивающие

дисциплины

Химия.  

Общая и неорганическая химия.

Обеспечиваемые

дисциплины

Профессиональные модули

Средства обучения и оборудование

  1. Приборы: бюретки на 25 мл (на каждого студента или на пару студентов), колбы для титрования на 250 мл (на каждого студента или на пару студентов); пипетки Мора на 10 мл и пипетки градуированные на 10 мл или 5 мл (на каждого студента или на пару студентов). Весы аналитические и технохимические.
  2. Реактивы: растворы гидроксида натрия с концентрацией 0,1 н., 1 н.), раствор щавелевой кислоты 0,1н (стандартный), 0,1 н серная кислота 200 мл (контрольный раствор).
  3. Объекты для анализа: бензин (10 мл); хлеб (0,5 буханки); уксус (50 мл).

Учебное оборудование: проектор для презентации (по возможности УЗ)

Основная литература

  1. Учебник по аналитической химии: Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2 томах/ Под ред.А.А.Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 352 с.
  2. Аналитическая химия: Учебник для сред. спец. учеб. заведении/С. К. Пискарева, К. М. Барашков, К. М. Ольшанова — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1994.— 384 с.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

2 мин.

- проверка готовности студентов к занятию;

- проверка посещаемости;

- информация о листе самооценки.

2

Постановка цели урока

 2 мин.

Студенты формулирую цель занятия совместно с преподавателем

3

Актуализация опорных знаний

5 мин

Объявление критериев оценки

Актуализация проводится в форме фронтального опроса.

Вопрос 1. Что вы знаете о точной и приблизительной концентрации растворов.

Вопрос 2. Какая цель приготовления растворов с точной и приблизительной концентрацией?

Вопрос 3. Как вы представляете себе стандартные растворы, каким образом их можно приготовить?

Вопрос 4. Что вы знаете о фиксаналах?

Вопрос 5. Зачем необходимо знать процент содержания кислот в объектах окружающей среды.

 Студенты отвечают на вопросы, а преподаватель взаимодействует со студентами обсуждает их.

4

Мотивация учебной деятельности

1 мин.

Профессиональная направленность предмета.

5

Изучение нового материала:

21 мин.

25 мин

25 мин

Преподаватель представляет понятия о стандартных и стандартизированных растворах.

Технология урока - практико-проблемное обучение (технология проблемного обучения, основанная на восьми этапах):

Первый этап.

Проблемный вопрос (этап обнаружения противоречий):

Какие приемы и методы можно применять для определения концентрации кислот в объектах окружающей среды?

Второй этап

Анализ условий проблемной задачи.

Выявление значение кислот и их концентраций в объектах окружающей среды: топливе, продуктах питания, почве и т.д.

Обучающиеся предлагают известные им методы контроля содержания кислоты в ОС (объектах окружающей среды)

Третий этап

Разбивка на подпроблемы ситуации.

Работа с обучающимися над терминами «стандартный раствор» и «стандартизованный».

  Растворы (обучающиеся записывают информацию в рабочую тетрадь):
1. стандартные (приготовленные) - получены растворением в определенном объеме растворителя точной навески стандартного образца, содержание в котором основного вещества известно с относительной погрешностью не более ± 1% (фиксаналы или стандарт титры)
2. стандартизированные (установленные) - готовят сначала р-р приблизительно требуемой концентрации, а затем его стандартизируют по первичному стандарту-установочному веществу.

Установочные вещества должны отвечать ряду требований:
а) вещество должно быть химически чистым (марки «х. ч.» или «ч. д. а.»);
б) состав соединения должен строго соответствовать его химической формуле и по возможности обладать большой молярной массой эквивалента;
в) вещество должно быть доступным и устойчивым при хранении

Четвертый этап

Выдвижение гипотезы (поиск идей решения проблемы).  

Обучающимся необходимо на основе проблемного вопроса построить гипотетический алгоритм определения концентрации кислот в растворах.

Предметы:

Процессы:

Объекты:

Необходимо построить связи между процессами и предметами и объектами (учащиеся складывают карточки в тетрадях).  

Пятый этап

Действия по раскрытию гипотезы.

Стандартизация раствора гидроксида натрия п.2.  Построение алгоритма и его уточнение. Представление алгоритма в расчетном виде.

Шестой этап

Проверка решения.

Определение концентрации кислот стандартизованным растровом гидроксидом натрия. На примере 0,1 н серной кислоты.

Седьмой этап

Конкретизация решения.

Обучающиеся расходятся на малые группы и определяют концентрации кислот в предложенных объектах окружающей среды. Осуществляют взаимную проверку результатов.  

Перед выполнением практической работы обучающиеся повторяют технику безопасности при работе с реактивами и оборудованием

Практическое задание 1

Обучающиеся проводят стандартизацию раствора гидроксида натрия по приготовленной щавелевой кислоты из фиксанала.

1.Заполняеся бюретка раствором гидроксида натрия, который подлежит стандартизации;

2. В колбу на 250 мл (для титрования) добавляют 10 мл 0,1 н щавелевой кислоты (подготовленной из фиксанала)  и 1 каплю индикатора фенолфталеина.

3.Титрование (со студентами разобрать понятие титрования)

4. Расчет концентрации со студентами стандартизованного раствора.

Практическое задание 2

Определение концентрации кислоты в объектах окружающей среды.

Предусмотрена работа по группам и взаимная проверка студентов.

В конце практической работы обучающиеся делают выводы. Каждая группа обучающихся выставляет себе оценки по ранее заявленным критериям

6

Этап закрепления знаний

5 мин.

Закрепление знаний в форме устного опроса

  1. Актуальность использования стандартных и стандартизованных растворов?
  2. Возможно ли составить свои формулы для расчета концентрации веществ в ОС (объекты окружающей среды)?
  3. Преимущества титриметрических анализов для определения концентрации кислот в ОС ? Недостатки титриметрических методов.

7

Подведение итогов урока:

3 мин.

1) Рефлексия проводится в форме беседы.

2) Обсуждение и оценка результатов

3) Выставление оценок в журнал

8

Домашнее задание:

Рассчитать способы выражения концентрации ионов водорода

1 мин.

9

Самостоятельная работа

 Оформление результатов в тетради

90 мин.

Преподаватель ____________________  /Зайнутдинов Р.Р./

Критерии оценки студентов

Показатель

Оценка

1

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос

«Отлично»

2

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса

«Хорошо»

3

Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса

«Удовлетворительно»

Критерии оценки студентов

Показатель

Оценка

1

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос

«Отлично»

2

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса

«Хорошо»

3

Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса

«Удовлетворительно»

Критерии оценки студентов

Показатель

Оценка

1

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос

«Отлично»

2

Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса

«Хорошо»

3

Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса

«Удовлетворительно»



Предварительный просмотр:

Выбор образовательных технологий для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по специальности

Р.Р. Зайнутдинов, Л. К. Воробьёва

Нами выбирают технологии обучения, которые создают условия для развития практических умений у студентов. Наиболее подходящие технологии это технологии проблемного обучения и образовательные технологии обучения в контексте, то есть контекстные образовательные технологии.

При подготовке к демонстрационному экзамену мы опираемся на документы: «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WSR» и «Кодекс этики движения «Молодые профессионалы» (WSR)».

Психологической основой организации проблемного обучения является противоречие, возникающее в сознании студента колледжа, между тем, что он знает, и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную преподавателем проблему, выполнить проблемное задание или решить проблемную ситуацию, например, применение знаний химического анализа в аспекте защиты окружающей среды от её загрязнения различными аэрозолями [1]. Проблемное обучение сочетали с использованием информационных систем – интернет ресурсы и расчетные программы Excel. Расчетные программы позволили обучить студентов методам обработки результатов химического анализа, в рамках модуля МДК 04.01 «Обработка и оформление результатов химического анализа».

Потенциал технологий проблемного обучения с использованием информационных систем обеспечивает следующее:

  • побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску (самостоятельная деятельность по требованиям ФГОС), на данном этапе мы пользуемся ресурсами поисковых систем интернета с целью получения учебного материала по разделам программы, что повышает качество знаний до 10%;
  • стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества (участие в научных конференциях нашего колледжа);
  • развивает интуицию и мышление при оформление результатов анализов;
  • учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;
  • обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений — обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;
  • вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета и изучаемых модулей;
  • приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;
  • создает условия для творческой самореализации в учебном процессе.

Структурными единицами проблемного обучения являются проблемная ситуация и процесс ее разрешения, проблемный вопрос и проблемная задача.

Этапы организации проблемного обучения (наиболее применяемые).

  1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи).
  2. Анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным.
  3. Разбивка основной проблемы на подпроблемы (изучение, например,  в рамках курса МДК 03.01. «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса» - подпроблемы: «экологический ущерб», «эколого-экономические расчеты проектов») и составление плана, программы решения проблемы.
  4. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.
  5. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.
  6. Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение).
  7. Проверка решения.
  8. Конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и формулировка возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.

Согласно общему пониманию, проблема — это осознание студентом колледжа невозможности разрешить сложившееся противоречие, возникшее в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта. «Принято считать, что между двумя крайними точками зрения лежит истина, ничего подобного — там лежит проблема», — писал Гете.

На протяжении учебного года были выявлены положительные тенденции в повышении качества знаний обучающихся, так мы использовали педагогический потенциал проблемного обучения с применением информационных технологий. На основе изложенного были получены данные успеваемости и качества знаний в группе 301, таблица 1.

Таблица 1 – Зависимость успеваемости и качества знаний от применения технологии проблемного обучения.

Показатели

Первое полугодие

Второе полугодие

Сентябрь-октябрь

Декабрь

Январь- февраль

Апрель

Успеваемость

100

100

100

100

Качество знаний

54

65

65

100

Результаты, которые представлены в таблице показали, что постановка проблемы на уроках позволяет активизировать аналитическую работу среди студентов и позволяет лучше запоминать материал. Особое значение в понимании материала сыграли информационные технологии – обработка результатов в среде Excel. Студенты строили калибровочные кривые, применяя линию Тендера, что укорило процесс обработки результатов и заинтересовало студентов в освоение физико-химических методов анализа на приборе КФК 2 – МП.

Таким образом, проблемные технологии активизируют познавательную деятельность студента и являются средством развития творческого профессионального мышления, а применение информационных технологий углубляет знания студентов.

В нашей работе лежат и способы обучения студентов в контексте профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1. Бордовская Н. В. : Современные образовательные технологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. М.: КНОРУС, 2011 г. ISBN 978-5-406-01163-8, 978-5-406-00126-4.

2. Мария С. Пак. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с. ISBN 978–5–8064–2122-8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стандартизация растворов гидроксида натрия. Применение приготовленных растворов щелочи для анализа объектов окружающей среды МДК 02.01. Приготовление проб и растворов различной концентрации Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) французский философ

Слайд 2

Вопросы для студентов: Вопрос 1. Что вы знаете о точной и приблизительной концентрации растворов? Вопрос 2. Какая цель приготовления растворов с точной и приблизительной концентрацией? Вопрос 3. Как вы представляете себе стандартные растворы, каким образом их можно приготовить? Вопрос 4. Что вы знаете о фиксаналах ? Вопрос 5. Зачем необходимо знать процент содержания кислот в объектах окружающей среды?

Слайд 3

Проблемный вопрос (этап обнаружения противоречий): Какие приемы и методы можно применять для определения концентрации кислот в объектах окружающей среды?

Слайд 4

Общие понятия темы. Растворы (учащиеся записывают информацию в рабочую тетрадь): 1. Стандартные (приготовленные) - получены растворением в определенном объеме растворителя точной навески стандартного образца, содержание в котором основного вещества известно с относительной погрешностью не более ± 1% ( фиксаналы или стандарт титры) 2. Стандартизированные (установленные) - готовят сначала р-р приблизительно требуемой концентрации, а затем его стандартизируют по первичному стандарту-установочному веществу.

Слайд 5

Методы объемного анализа Прибор для титрования Техника работы с прибором 1. Соблюдение техники безопасности при работе с щелочами; Промыть прибор небольшим количеством дистиллированной воды; Заполнить прибор гидроксидом натрия (предварительно промыть бюретку данным раствором щелочи); Провести титрование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал (Открытые уроки, рекомендации, сценарии)

На обзор предоставлены открытые уроки по башкирскому и русскому танцу. Рекомендации педагогам и родителям сценарии отчетных концертов, праздников....

Материал открытого урока по химии в 10 классе

В материал открытого урока входит:1. разработка урока2. презентация к уроку3. рабочий лист для заполнения учеником4. формы для работы жюри...

Материал открытого урока с применением технологии "Обучение в сотрудничестве" на тему: "Показательные и логарифмические уравнения, их решение"

В материале открытого урока предлагается методика разбора методов решения показательных и логарифмических уравнений с применением технологии "Обучение в сотрудничестве"...

Методический материал открытого урока по СБО в седьмом классе

В данной публикации представлен план - конспект открытого занятия по СБО Раздел "Питание",  тема: "Приготовление блинов из бездрожжевого теста", презентация данного открытого урока без мультемеди...

Материал открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями"

Цели:Обучающая: совершенствовать умения  выполнять сложение и  вычитание  десятичных дробей. Развивающая: обобщить и систематизировать знания и умения  учащихся по данной...

«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ» Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)

laquo;ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)...