Материал открытого урока в городе Орске в Орском нефтяном колледже
методическая разработка на тему
28 сентября 2018 году Зайнутдинов Рамиль Равильевич, принял участие в учебно-методическом мероприятиии, посвященное обмену опытом при проведении Демонстрационного экзамена и участие в методическом семинаре ТОПовые профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в городе Орске | 52.47 КБ |
Текст выступления на МО в городе Орске | 23.23 КБ |
Презентация для открытого урока в городе Орске | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа |
1 | Организационный этап: | 2 мин. |
- проверка готовности студентов к занятию; | ||
- проверка посещаемости; | ||
- информация о листе самооценки. | ||
2 | Постановка цели урока | 2 мин. |
Студенты формулирую цель занятия совместно с преподавателем | ||
3 | Актуализация опорных знаний | 5 мин |
Объявление критериев оценки Актуализация проводится в форме фронтального опроса. Вопрос 1. Что вы знаете о точной и приблизительной концентрации растворов. Вопрос 2. Какая цель приготовления растворов с точной и приблизительной концентрацией? Вопрос 3. Как вы представляете себе стандартные растворы, каким образом их можно приготовить? Вопрос 4. Что вы знаете о фиксаналах? Вопрос 5. Зачем необходимо знать процент содержания кислот в объектах окружающей среды. Студенты отвечают на вопросы, а преподаватель взаимодействует со студентами обсуждает их. | ||
4 | Мотивация учебной деятельности | 1 мин. |
Профессиональная направленность предмета. | ||
5 | Изучение нового материала: | 21 мин. 25 мин 25 мин |
Преподаватель представляет понятия о стандартных и стандартизированных растворах.Технология урока - практико-проблемное обучение (технология проблемного обучения, основанная на восьми этапах): Первый этап. Проблемный вопрос (этап обнаружения противоречий): Какие приемы и методы можно применять для определения концентрации кислот в объектах окружающей среды? Второй этап Анализ условий проблемной задачи. Выявление значение кислот и их концентраций в объектах окружающей среды: топливе, продуктах питания, почве и т.д. Обучающиеся предлагают известные им методы контроля содержания кислоты в ОС (объектах окружающей среды) Третий этап Разбивка на подпроблемы ситуации. Работа с обучающимися над терминами «стандартный раствор» и «стандартизованный». Растворы (обучающиеся записывают информацию в рабочую тетрадь): Установочные вещества должны отвечать ряду требований: Четвертый этап Выдвижение гипотезы (поиск идей решения проблемы). Обучающимся необходимо на основе проблемного вопроса построить гипотетический алгоритм определения концентрации кислот в растворах. Предметы: Процессы: Объекты: Необходимо построить связи между процессами и предметами и объектами (учащиеся складывают карточки в тетрадях). Пятый этап Действия по раскрытию гипотезы. Стандартизация раствора гидроксида натрия п.2. Построение алгоритма и его уточнение. Представление алгоритма в расчетном виде. Шестой этап Проверка решения. Определение концентрации кислот стандартизованным растровом гидроксидом натрия. На примере 0,1 н серной кислоты. Седьмой этап Конкретизация решения. Обучающиеся расходятся на малые группы и определяют концентрации кислот в предложенных объектах окружающей среды. Осуществляют взаимную проверку результатов. | ||
Перед выполнением практической работы обучающиеся повторяют технику безопасности при работе с реактивами и оборудованием Практическое задание 1 Обучающиеся проводят стандартизацию раствора гидроксида натрия по приготовленной щавелевой кислоты из фиксанала. 1.Заполняеся бюретка раствором гидроксида натрия, который подлежит стандартизации; 2. В колбу на 250 мл (для титрования) добавляют 10 мл 0,1 н щавелевой кислоты (подготовленной из фиксанала) и 1 каплю индикатора фенолфталеина. 3.Титрование (со студентами разобрать понятие титрования) 4. Расчет концентрации со студентами стандартизованного раствора. | ||
Практическое задание 2 Определение концентрации кислоты в объектах окружающей среды. Предусмотрена работа по группам и взаимная проверка студентов. | ||
В конце практической работы обучающиеся делают выводы. Каждая группа обучающихся выставляет себе оценки по ранее заявленным критериям | ||
6 | Этап закрепления знаний | 5 мин. |
Закрепление знаний в форме устного опроса
| ||
7 | Подведение итогов урока: | 3 мин. |
1) Рефлексия проводится в форме беседы. 2) Обсуждение и оценка результатов 3) Выставление оценок в журнал | ||
8 | Домашнее задание: | |
Рассчитать способы выражения концентрации ионов водорода | 1 мин. | |
9 | Самостоятельная работа | |
Оформление результатов в тетради | ||
90 мин. |
Преподаватель ____________________ /Зайнутдинов Р.Р./
Критерии оценки студентов
Показатель | Оценка | |
1 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос | «Отлично» |
2 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса | «Хорошо» |
3 | Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса | «Удовлетворительно» |
Критерии оценки студентов
Показатель | Оценка | |
1 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос | «Отлично» |
2 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса | «Хорошо» |
3 | Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса | «Удовлетворительно» |
Критерии оценки студентов
Показатель | Оценка | |
1 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,1 мл, правильный ответ на один вопрос | «Отлично» |
2 | Расхождение в титриметрических анализах составляет 0,2 мл, правильный ответ на два вопроса | «Хорошо» |
3 | Расхождение в титриметрический анализах составляет 0,3 мл, правильный ответ на два устных вопроса | «Удовлетворительно» |
Предварительный просмотр:
Выбор образовательных технологий для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по специальности
Р.Р. Зайнутдинов, Л. К. Воробьёва
Нами выбирают технологии обучения, которые создают условия для развития практических умений у студентов. Наиболее подходящие технологии это технологии проблемного обучения и образовательные технологии обучения в контексте, то есть контекстные образовательные технологии.
При подготовке к демонстрационному экзамену мы опираемся на документы: «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WSR» и «Кодекс этики движения «Молодые профессионалы» (WSR)».
Психологической основой организации проблемного обучения является противоречие, возникающее в сознании студента колледжа, между тем, что он знает, и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленную преподавателем проблему, выполнить проблемное задание или решить проблемную ситуацию, например, применение знаний химического анализа в аспекте защиты окружающей среды от её загрязнения различными аэрозолями [1]. Проблемное обучение сочетали с использованием информационных систем – интернет ресурсы и расчетные программы Excel. Расчетные программы позволили обучить студентов методам обработки результатов химического анализа, в рамках модуля МДК 04.01 «Обработка и оформление результатов химического анализа».
Потенциал технологий проблемного обучения с использованием информационных систем обеспечивает следующее:
- побуждает к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску (самостоятельная деятельность по требованиям ФГОС), на данном этапе мы пользуемся ресурсами поисковых систем интернета с целью получения учебного материала по разделам программы, что повышает качество знаний до 10%;
- стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества (участие в научных конференциях нашего колледжа);
- развивает интуицию и мышление при оформление результатов анализов;
- учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач;
- обеспечивает развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений — обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции;
- вызывает познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета и изучаемых модулей;
- приобщает к пониманию и поиску нового научного знания и способам получения;
- создает условия для творческой самореализации в учебном процессе.
Структурными единицами проблемного обучения являются проблемная ситуация и процесс ее разрешения, проблемный вопрос и проблемная задача.
Этапы организации проблемного обучения (наиболее применяемые).
- Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем изучению учебном материале, осознание их как трудностей, возникновение стремления к их преодолению (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи).
- Анализ условий проблемной задачи, установление зависимостей между данными, между известным и неизвестным.
- Разбивка основной проблемы на подпроблемы (изучение, например, в рамках курса МДК 03.01. «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса» - подпроблемы: «экологический ущерб», «эколого-экономические расчеты проектов») и составление плана, программы решения проблемы.
- Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.
- Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.
- Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение).
- Проверка решения.
- Конкретизация полученных результатов, а также установление связи полученных выводов с известными ранее теоретическими положениями, законами, зависимостями и формулировка возможных следствий, вытекающих из полученных результатов, выявление новых проблем, подлежащих решению.
Согласно общему пониманию, проблема — это осознание студентом колледжа невозможности разрешить сложившееся противоречие, возникшее в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта. «Принято считать, что между двумя крайними точками зрения лежит истина, ничего подобного — там лежит проблема», — писал Гете.
На протяжении учебного года были выявлены положительные тенденции в повышении качества знаний обучающихся, так мы использовали педагогический потенциал проблемного обучения с применением информационных технологий. На основе изложенного были получены данные успеваемости и качества знаний в группе 301, таблица 1.
Таблица 1 – Зависимость успеваемости и качества знаний от применения технологии проблемного обучения.
Показатели | Первое полугодие | Второе полугодие | ||
Сентябрь-октябрь | Декабрь | Январь- февраль | Апрель | |
Успеваемость | 100 | 100 | 100 | 100 |
Качество знаний | 54 | 65 | 65 | 100 |
Результаты, которые представлены в таблице показали, что постановка проблемы на уроках позволяет активизировать аналитическую работу среди студентов и позволяет лучше запоминать материал. Особое значение в понимании материала сыграли информационные технологии – обработка результатов в среде Excel. Студенты строили калибровочные кривые, применяя линию Тендера, что укорило процесс обработки результатов и заинтересовало студентов в освоение физико-химических методов анализа на приборе КФК 2 – МП.
Таким образом, проблемные технологии активизируют познавательную деятельность студента и являются средством развития творческого профессионального мышления, а применение информационных технологий углубляет знания студентов.
В нашей работе лежат и способы обучения студентов в контексте профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Бордовская Н. В. : Современные образовательные технологии. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. М.: КНОРУС, 2011 г. ISBN 978-5-406-01163-8, 978-5-406-00126-4.
2. Мария С. Пак. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с. ISBN 978–5–8064–2122-8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для студентов: Вопрос 1. Что вы знаете о точной и приблизительной концентрации растворов? Вопрос 2. Какая цель приготовления растворов с точной и приблизительной концентрацией? Вопрос 3. Как вы представляете себе стандартные растворы, каким образом их можно приготовить? Вопрос 4. Что вы знаете о фиксаналах ? Вопрос 5. Зачем необходимо знать процент содержания кислот в объектах окружающей среды?
Проблемный вопрос (этап обнаружения противоречий): Какие приемы и методы можно применять для определения концентрации кислот в объектах окружающей среды?
Общие понятия темы. Растворы (учащиеся записывают информацию в рабочую тетрадь): 1. Стандартные (приготовленные) - получены растворением в определенном объеме растворителя точной навески стандартного образца, содержание в котором основного вещества известно с относительной погрешностью не более ± 1% ( фиксаналы или стандарт титры) 2. Стандартизированные (установленные) - готовят сначала р-р приблизительно требуемой концентрации, а затем его стандартизируют по первичному стандарту-установочному веществу.
Методы объемного анализа Прибор для титрования Техника работы с прибором 1. Соблюдение техники безопасности при работе с щелочами; Промыть прибор небольшим количеством дистиллированной воды; Заполнить прибор гидроксидом натрия (предварительно промыть бюретку данным раствором щелочи); Провести титрование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал (Открытые уроки, рекомендации, сценарии)
На обзор предоставлены открытые уроки по башкирскому и русскому танцу. Рекомендации педагогам и родителям сценарии отчетных концертов, праздников....
Материал открытого урока по химии в 10 классе
В материал открытого урока входит:1. разработка урока2. презентация к уроку3. рабочий лист для заполнения учеником4. формы для работы жюри...
Материал открытого урока с применением технологии "Обучение в сотрудничестве" на тему: "Показательные и логарифмические уравнения, их решение"
В материале открытого урока предлагается методика разбора методов решения показательных и логарифмических уравнений с применением технологии "Обучение в сотрудничестве"...
Методический материал открытого урока по СБО в седьмом классе
В данной публикации представлен план - конспект открытого занятия по СБО Раздел "Питание", тема: "Приготовление блинов из бездрожжевого теста", презентация данного открытого урока без мультемеди...
Материал открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями"
Цели:Обучающая: совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Развивающая: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данной...
Открытые уроки « Анапа –город воинской славы» в классах школы и в АФ Сочинского государственного университета
Открытые уроки...
«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ» Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)
laquo;ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)...