Доклад на тему: «Приоритетная задача предметов эстетического цикла на современном этапе»
методическая разработка на тему
Современный, успешный человек должен свободно и грамотно говорить, красиво и пластично двигаться, правильно вести себя за столом в самом элитном обществе, танцевать вальс, если это полагается по этикету, разбираться в мировой культуре и культуре своей страны. Предметы нашего эстетического цикла учат именно этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Золотухинская основная общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Приоритетная задача предметов эстетического цикла на современном этапе»
Подготовила:
Татаренкова Татьяна Викторовна – учитель музыки
Август 2018
Надо ли развивать детей всесторонне? БЕЗ СОМНЕНИЯ!
Современный, успешный человек должен свободно и грамотно говорить, красиво и пластично двигаться, правильно вести себя за столом в самом элитном обществе, танцевать вальс, если это полагается по этикету, разбираться в мировой культуре и культуре своей страны. Предметы нашего эстетического цикла учат именно этому.
Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности преподавания учебного предмета. Уроки ИЗО, труда, музыки, физкультуры заключают в себе неиссякаемые возможности развития школьника.
Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках эстетического цикла.
Говоря о духовном развитии школьников, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Для нормального развития подрастающего человека не столько важны математика, физика, химия, сколько рисование, музыка, труд. С чего начинается знакомство малышей с книгой? Не с букв, а с картинок. С помощью чего ребенок познает мир? Картинок, образов, чувств. Через что познает прекрасное? Через произведения искусства. Следовательно, научить ребенка правильно видеть, понимать, оценивать – основная задача обучения. Роль науки и искусства в воспитании и обучении различна: наука рассматривает предметы, явления, законы, искусство – отношение человека к ним; наука дает знания, искусство наполняет их эмоциональным смыслом, поскольку способно воздействовать на душу, на чувства людей; наука обеспечивает информацией, развивает логическое мышление, искусство учит воспринимать мир образно, формирует творческое мышление. Важная задача обучения школьников – воспитать у детей творческие начала, потребность в самовыражении. Эти задачи могут быть реализованы как на уроках, так и в кружковой работе. Ребенок по своей природе чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его знание, он проявляет интерес к множеству разных вещей, изобразителен в работе, в использовании материалов и идей.
Главная наша цель:
— заинтересовать детей, найти в каждом ученике те «нотки», на которые он откликается,
— зажечь их сердца, побудить к творчеству, учебе, к самообразованию, к самостоятельной работе, — вселить уверенность в их возможности.
Велика роль предметов эстетического цикла в системе межпредметных связей в общеобразовательной школе. Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста. Сложность системы межпредметных связей с вовлеченным в ее сферу эстетического воспитания значительно возрастает, когда она охватывает гуманитарные и естественно-математические дисциплины. Здесь возникает проблема взаимодействия искусства и науки в философском, педагогическом, психологическом аспектах.
Как органический мир неотделим от неорганического, так и искусство неотделимо от науки. Предметы эстетического цикла могут стать дополнительными средствами активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению и другим предметам. При этом с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке, которая, как искусство, неотделима от жизни и является продуктом творчества. На всех уроках мы воспитываем у детей любовь к Родине, к природе на основе живых наблюдений...
Слушание музыки на уроках эстетического цикла и других предметах формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность. Вот почему так важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство, эстетическое воспитание. Стремление жить и трудиться по законам красоты. Эстетического и духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Что особенно важно приобщение детей к народно-декоративному искусству, художественным ремеслам. Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для них отличить, к примеру, подлинные произведения искусства от его подделки, найти признаки. По которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям, действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирование таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглотителя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующем активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.
«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существование и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена частица нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.
Задача эстетического воспитания – это развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей.
На уроках искусства в 8-9 классах непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства, осмысление и понимание мировых шедевров способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, пониманию традиции, стремлению к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Немало выдающихся людей разных эпох говорили о важности эстетического воспитания в жизни человека.
Известно изречение древнегреческого философа, ученого Аристотеля: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувстве» О том, что искусство воспитывает, начали говорить с тех пор, как задумались о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Действительно, искусство, обладая мощнейшим энергетическим, эмоциональным, духовным потенциалом, воздействует на самые сокровенные мысли, чувства, пробуждает от духовного сна, будоражит воображение. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе.. Именно личное восприятие, личное отношение учащегося дает мощный толчок к росту и совершенствованию личности, ее полноценному всестороннему развитию.
В старших классах целью обучения является передача эмоционального языка искусства. Иногда бывает сложно добиться главного – чувствования. В этом помогают походы в музеи, на выставки и пленэры. Изучение музыки и изобразительного искусства направленно на представление о реальной художественной картине мира, формирование морально-нравственных ценностей и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления. Художник тонко чувствует жизнь во всех ее проявлениях. Прикосновение к творчеству художника позволяет открывать для себя новый мир эмоций, чувств, настроений и во многом глубже понимать самих себя. Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся нашего лицея возможность реальной интеграции со смежными предметами (история, литература, русский язык). В результате возникает система меж предметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную и исследовательскую деятельность. Интегративный подход способствует становлению целостных представлений о мире.
Интегрированные уроки музыки и ИЗО дают самые удивительные, замечательные плоды. Так, к примеру, тема природы в рисунках детей, на интегрированных уроках, выразительно ярче. В рисунках детей отражается эмоциональная вспышка, минутное переживание, рожденное звуками музыки, строчкой стихотворения, яркими красками картин художника, а следовательно и сама личность ребенка. На интегрированных уроках работы детей стали лучше и выразительней. В них просматривается неординарность. А разве не это основной критерий оценки личности? Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств.
Важным видом деятельности на моих уроках музыки является слушание и анализ музыкальных произведений. Выделяются основные произведения, к которым возвращаемся неоднократно. Это слушание на новом уровне, последующее слушание дает эффект катарсиса (самое лучшее слушание). Встреча с любым произведением искусства – это диалог прошлого, настоящего и будущего. И если этот диалог состоится, то человек становится духовно богаче.
Известный психолог-музыковед Б.М.Теплов говорил о том, что музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки. Роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке".
Основное направление музыкального воспитания точно сформулировал композитор, педагог Д. Б. Кабалевский: «Главной задачей музыкального обучения и воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ученика, на его нравственность». В последнее время особенно остро встает потребность усиления духовно- нравственного воспитания учащихся. Учитель призван в душах детей подготовить почву для восприятия исторического духовного опыта человечества для формирования подлинных духовно-нравственных ценностей в сознании нашего подрастающего поколения, ибо, как писал философ А. Ф.Лосев, «страшен бездуховный человек, он глух, внутреннее око его закрыто». Духовность – основополагающее качество личности. Искусство отражает жизнь, а задача педагога научить учащихся вглядываясь в зеркало искусства, постараться заглянуть в самих себя. Научиться правильно оценивать, адекватно реагировать и равноценно принимать удачи и неудачи. Развитые эмоции и чувства открывают двери в совершенно другой мир – мир иллюзий и фантазии, где сущность личности ребёнка преобразуется в чувственно духовную субстанцию длительным и кропотливым путем обучения на уроках предметов художественно- эстетического цикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ И ДШИ
В методической работе рассматривается система нестандартных занятий по истории искусств через интеграцию предметов эстетического цикла. Разработанные интегрированные занятия способны пробудить и...
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла....
Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"
В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....
Синтез искусств - основа преподавания предметов эстетического цикла
Синтез литературы, музыки и зобразительного искусства на уроках музыки...
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...