Мастер-класс по теме: «В математике всё для жизни»
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «В математике всё для жизни» учителя математики МБОУ СОШ №8 г.Миллерово, Кудиковой Н.Н.
Цель мастер класса: показать, как можно заинтересовать обучающихся математикой.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Скажите, как часто Вам приходиться отвечать на вопрос детей зачем нужна математика?
«В математике всё для жизни»
1.Психологический настрой «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».
-Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни. Моя задача – помочь ученику сделать первое и самое главное открытие в жизни – открыть свои способности к математике
.
Как же сформировать у обучающихся интерес к математике? Успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
Представьте себе, что мы с вами станем на один урок инженерами-строителями. Но не только мы будем просто проектировать, строить, а станем еще экономистами и исследуем экономные расходы материалов для периметров и площадей объектов. Бюро-это дружная команда. Поэтому в начале урока вы все сели по группам и это стало изюминкой урока, скоро вы узнаете - чем вы будете сегодня заниматься
II. Актуализация ранее изученного материала (устная работа).
Чтобы стать инженером мы должны уметь хорошо считать в уме. Правильные ответы закрывают карточками. Из оставшихся букв собирают слово «Формула».
296 | 25 | 1000 | 108 |
2 | 630 | 45 | 180 |
40 | 280 | 20 | 4 |
3 | 129 | 38 | 14 |
- Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
- Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 часа?
- Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость моторной лодки.
- Скорость автобуса 45 км/ч. Какое расстояние пройдет автобус за 4 часа?
- Расстояние между городами 1400 км. Скорость самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?
- Вычислите периметр треугольника, у которого все стороны равны 43 дм.
- Вычислите периметр квадрата со стороной 27 м.
- Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 6 см и 4 см.
- Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 9 см и 10 см.
Получается слово “Формула”. Работа на интерактивной доске: Составьте формулу.
Вопросы:
- Что такое формула?
- Где в жизни мы сталкиваемся с формулами и для чего их используем?
- Приведите примеры.
Проблемная ситуация (связь где применяется в жизни)
□Мама решила сделать ремонт однокомнатной квартиры: положить плитку на кухне, наклеить обои, постелить линолеум. Она попросила сына помочь ей сделать необходимые расчеты для приобретения материалов для ремонта.
□Сколько квадратных метров линолеума необходимо приобрести, чтобы застелить полы в комнате и на кухне, размерами 6×3 и 3×3 м соответственно.
Теперь давайте определим ключевое слово темы урока. Узнать это нам поможет технология кроссенс
Итак, давайте сформулируем тему нашего урока, цели и задачи.
Цели урока:
∙•образовательные: актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе; дать понятие равных фигур; продолжить работу по формированию умения выполнять вычисления по формулам; показать разнообразие применения математики в реальной жизни.
∙•развивающие: развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе.
∙•воспитательные: формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной, воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремления преодолевать трудности.
Формула площади, определение
Давайте, измерим площадь прямоугольника с помощью этих квадратов. Сначала измерим длины его сторон. Стороны в нем имеют длину 4 см и 3 см. Давайте укладывать на прямоугольнике квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд. Сколько в этом ряду уложилось квадратных сантиметров? (4)
Теперь уложим еще один ряд. Остался еще один ряд, в котором еще 4 квадратных сантиметра.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сколько же всего квадратных сантиметров мы уложили? (12)
Вот мы и измерили площадь нашего прямоугольника. Его площадь равна 12 квадратных сантиметров.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Стали мерки в три ряда,
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их пересчитать.
Ну вот, мы и мерки-квадратики хорошо уложили, и пересчитали их правильно.
А как мы измерим площадь книги, стола, пола?
Неужели мы будем постоянно укладывать наши квадраты?
Рассмотрим, например, наш прямоугольник.
Длина одной стороны – 4 см. Значит, в одном ряду уложится 4 квадратных сантиметра.
А сколько будет таких рядов? Для этого измерим длину другой стороны.
Получилось 3 см. Значит, рядов будет три. Сколько же получилось квадратных сантиметров? Нужно сосчитать, сколько получится, если взять три раза по
четыре? (12)
При измерении площади мы умножили 3 на 4.
Стороны нашего прямоугольника имеют длину 3 см и 4 см. Поэтому, чтобы найти площадь прямоугольника, надо перемножить стороны прямоугольника.
S = a ⋅ b (квадратных единиц)
S – площадь прямоугольника
a и b – стороны прямоугольника, выраженные натуральными числами в одних линейных единицах.
Так ка у квадрата все стороны равны, то площадь квадрата равна второй степени его стороны:
S = а ⋅ а = а2 (квадратных единиц)
S – площадь квадрата
а – сторона квадрата.
Практическое задание. Работа в группах.
Мы на уроке будем не только конструкторами, но и практиками. А конструктору без математики никак нельзя. Представьте себе, что в наше конструкторское бюро поступило предложение сконструировать детскую площадку, а в первую очередь детскую песочницу.
Мозговой штурм. Как вы думаете, что необходимо знать о песочнице?
( Какой формы песочница? Из какого материала? Будет ли крыша? Украшения песочницы? Сколько надо песка в песочницу?)
Итак, первая группа получает задание.
Рассчитать количество материала на песочницу: периметр песочницы квадратной формы из дерева, размеры которой 150см на 150см. Песочница будет высотой из 2 досок, каждая шириной 10см. По периметру сверху прибита еще одна доска. Длина одной доски на складе 6 м.
Решение: Периметр квадрата P=4а, где а=150см. Р=4*150=600см. Так как бок песочницы состоит из 2 досок, то 600*2=1200см. Сверху еще по периметру 600см, т.е. 1200+600=1800см. 1800:6м=1800:600=3 (доски)
Вторая группа получает задание. Определить сколько необходимо детских ведерок объемом 1 л, чтобы перенести полтонны мелкого песка в песочницу. Можете ли вы предложить другой способ засыпания песочницы ведерками? Справка. Ведерко с песком 1литр весит 1,5 кг.
Решение: Полтонны это 500кг. Чтобы узнать сколько нужно ведерок для переноса песка 500:1,5=333,(3).Песок нельзя оставлять, поэтому округляем в большую сторону, т.е. 334 ведерка.
Усовершенствуем задачу и поможем малышам, сами перенесем песок. Возьмем ведра по 3 л объемом. Тогда ведро с песком будет весить 1,5*3=4,5 кг. 500: 4,5=111,(1). Значит ведер нужно 112 штук. В классе 25 учеников, значит примерно по 5 ведер каждому.
Третья группа получает задание.
Песочницу необходимо покрасить в три цвета: зеленый, красный и желтый. Периметр одной доски 6м и ширина 10 см. Сколько необходимо краски на все 3 доски, если красить их нужно только снаружи, но в 2 слоя. Расход краски на 1кв.м - 130г.
Решение . Найдем площадь одной доски 600*10=6000 см2 .Переведем 6000 см2 =0,6м2 . 0,6*130*2=156г одного цвета краски. 156*3=468г краски надо трех цветов для песочницы.
Закончили работу в группах, просим рассказать, как вы справились с заданием
Подведение итогов урока
Сегодня мы с вами познакомились с еще одной формулой нахождения площади прямоугольника, а я предлагаю вам составить формулу успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Правильная осанка - путь к здоровой и счастливой жизни!"
Представлен мастер-класс для учителей физической культуры....
Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "
Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...
Мастер-класс подготовка к ЕГЭ по математике по теме: "Производная"
Развитие у учащихся теоретических знаний по теме: "Производная функции"...
Мастер класс создание тестов в MS Excel "Здоровый образ жизни"
Мастер класс по созданию тестов в элетронных таблицах....
Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»
laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...
Мастер – класс по английскому языку Интернациональные слова в нашей жизни
Методическая разработка занятия для учащихся, чтобы вызвать интерес и побудить к изучению иностранных языков....
Мастер-класс "Формирование осанки -путь к красивой и здоровой жизни!"
Мастер-класс по формированию осанки...