Методический доклад «Совершенствование контрольно-измерительных материалов по музыкальной литературе по теме: Итоговое контрольное мероприятие. Разнообразие форм и методов»
методическая разработка на тему
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности обучающихся, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у обучающихся формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2016.docx | 17.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление культуры г. Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 имени Д.Д. Шостаковича» г. Курска
Доклад на семинаре-практикуме
«Совершенствование контрольно-измерительных материалов по музыкальной литературе по теме: Итоговое контрольное мероприятие. Разнообразие форм и методов»
г. Курск, 2016 г.
I Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности обучающихся, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у обучающихся формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного озвученного музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживая ассоциативные связи с другими видами искусств.
II Одним из средств управления учебной деятельности обучающихся является контроль усвоения всего материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если его проверочные функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.
Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний существуют разные виды и формы контроля.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
1. Виды контроля (различаются по функциям в учебном процессе):
а) предварительный – обычно проводится в начале учебного года;
б) текущий (непрерывное отслеживание качества отдельных этапов учебного процесса);
в) тематический (проводится по завершении изучения большой темы);
г) итоговый (приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия, или года); это контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. В старших классах он может проводиться в виде контрольной работы или зачета. Результаты зачетов в баллах не оцениваются, а фиксируется, что проверенный предмет зачтен или не зачтен как усвоенный.
д) заключительный контроль – это аттестация ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия. Программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи по предмету за все годы обучения.
2. Методы и приемы контроля
По способу взаимодействия педагога и обучающихся методы контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
а) устные;
б) письменные;
в) тесты;
г) программированные и др.
Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Устные методы проводятся как опрос обучающихся и собеседование.
Письменные методы – это контрольные работы, сочинения, а также рефераты.
Тесты как инструмент контроля знаний, умений и навыков обучающихся удобны тем, что они выполняются в короткий срок и позволяют проверить всех учащихся.
3. Формы контроля.
Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам.
В учебной работе для нас представляют интерес две стороны: 1) форма как организация учебной проверки, или организационная форма; 2) форма как внешнее выражение процесса проверки. Обе этих стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки. К организационным формам относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная, а также взаимоконтроль, самоконтроль и «поурочный балл». К формам контролю по их внешнему выражению относятся контрольный урок, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен. Контрольный урок проводится в виде итогового контроля после изучения большого раздела предмета или в конце четверти, полугодия, года.
III Критерии оценок и программные требования к контрольным урокам и зачетам по музыкальной литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков по музыкальной литературе является установление уровня подготовки обучающихся по предмету и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. При оценивании учитываются:
- глубина и полнота знаний и владения необходимыми умениями;
- осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности;
- логичность изложения материалов, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом);
- соблюдение норм литературной речи.
Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу на творческих зачетах и контрольных уроках. Разрабатываются требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерно содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.
Зачеты по мере изучения материала.
1. При проверке усвоения биографии композитора проводятся:
а) тест-опросы;
б) домашние «почемучки»;
в) опрос с использованием хронологической таблицы.
2. По мере изучения творческого наследия зачетной формой являются:
а) музыкальные викторины;
б) составление схем по форме произведений;
в) блиц-опросы.
3. Формы проведения итогового зачета:
а) сочетание письменной и устной форм ответа;
б) письменный анализ музыкальных произведений (форма, выразительные средства содержания);
в) ответ на вопрос, связанный с творческой биографией композитора, особенностями некоторых эпох.
Эффективной формой подготовки к итоговому зачету является коллоквиум, т.к. для его подготовки должны использоваться и учебники по музыкальной литературе, и «Музыкальная энциклопедия», и музыкальный словарь, и книги по данной теме.
IV В настоящее время, наряду с традиционными формами и методами контроля по предмету «Музыкальная литература», появились новые, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей ДШИ.
1. По текущему контролю в конце каждой четверти педагогом может проводиться контрольная работа на последней недел в форме:
- семинар по творчеству композитора;
- доклады по определенной теме»
- сообщения «Я прочитал... и узнал...»
2. На заключительном уроке, который является итоговым, могут быть представлены творческие работы:
- кроссворды и чайнворды, составленные детьми;
- тест для своего одноклассника;
- сочинение на тему «Мой любимый герой в опере»;
- создание компьютерной презентации.
За каждую форму работы оценки выставляются в журнал. Желательно, чтобы обучающиеся имели тетрадь с конспектами и словарик.
3. В выпускном классе итоговой формой предлагаются также варианты:
- реферат по данной теме с компьютерной презентацией;
- тест-вопросы «Интеллектуал-музыкант»;
- музыкальная викторина в видео-воспроизведении.
В зависимости от уровня группы одна из зачетных форм может быть заменена педагогом на другие, например:
- творческая работа (стихи, музыкальное сочинение, тесты, пособия);
- ответы на вопросы «Кругозор»;
- составление кроссвордов.
И в заключение хочу добавить, что существует мнение ведущих преподавателей России о снятии необходимости в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачетов или заключительного экзамена, т.к. сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения обучающихся. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знаний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний, полученных обучающимися в классе и в самостоятельном общении с музыкой предполагается брать вопросы для итогового контроля, связанные с теми знаниями, которые на длительной время должны сохраниться в памяти выпускников. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях.
Также итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а призовой форме. Нецелесообразным же считается вынесение на итоговый контроль большого материала по конкретным знаниям программы – это, например, биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до итоговой проверки и т.д., а также проводить итоговый контроль в индивидуальной форме, превращая его по существу в экзамен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...
Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы на тему: «Формы и методы выработки у учащихся навыков грамотного, осознанного письма»
Начальный этап формирования оррфографического навыка - ознакомление с орфограммой и обучение школьников применению орфограчиского правила на письме....
Доклад "Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности"
Доклад для методического объединения классных руководителей...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.
От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа ....