Методический доклад «Совершенствование контрольно-измерительных материалов по музыкальной литературе по теме: Итоговое контрольное мероприятие. Разнообразие форм и методов»
методическая разработка на тему

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности обучающихся, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у обучающихся формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2016.docx17.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 имени Д.Д. Шостаковича» г. Курска

Доклад на семинаре-практикуме

«Совершенствование контрольно-измерительных материалов по музыкальной литературе по теме: Итоговое контрольное мероприятие. Разнообразие форм и методов»

г. Курск, 2016 г.

I Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки».

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности обучающихся, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у обучающихся формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающихся музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

Результатами обучения также являются:

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного озвученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживая ассоциативные связи с другими видами искусств.

II Одним из средств управления учебной деятельности обучающихся является контроль усвоения всего материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если его проверочные функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний существуют разные виды и формы контроля.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

1. Виды контроля (различаются по функциям в учебном процессе):

а) предварительный – обычно проводится в начале учебного года;

б) текущий (непрерывное отслеживание качества отдельных этапов учебного процесса);

в) тематический (проводится по завершении изучения большой темы);

г) итоговый (приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия, или года); это контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. В старших классах он может проводиться в виде контрольной работы или зачета. Результаты зачетов в баллах не оцениваются, а фиксируется, что проверенный предмет зачтен или не зачтен как усвоенный.

д) заключительный контроль – это аттестация ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные экзамены, которые принимает экзаменационная комиссия. Программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи по предмету за все годы обучения.

2. Методы и приемы контроля

По способу взаимодействия педагога и обучающихся методы контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

а) устные;

б) письменные;

в) тесты;

г) программированные и др.

Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Устные методы проводятся как опрос обучающихся и собеседование.

Письменные методы – это контрольные работы, сочинения, а также рефераты.

Тесты как инструмент контроля знаний, умений и навыков обучающихся удобны тем, что они выполняются в короткий срок и позволяют проверить всех учащихся.

3. Формы контроля.

Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам.

В учебной работе для нас представляют интерес две стороны: 1) форма как организация учебной проверки, или организационная форма; 2) форма как внешнее выражение процесса проверки. Обе этих стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки. К организационным формам относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная, а также взаимоконтроль, самоконтроль и «поурочный балл». К формам контролю по их внешнему выражению относятся контрольный урок, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен. Контрольный урок проводится в виде итогового контроля после изучения большого раздела предмета или в конце четверти, полугодия, года.

III Критерии оценок и программные требования к контрольным урокам и зачетам по музыкальной литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков по музыкальной литературе является установление уровня подготовки обучающихся по предмету и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. При оценивании учитываются:

- глубина и полнота знаний и владения необходимыми умениями;

- осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности;

- логичность изложения материалов, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом);

- соблюдение норм литературной речи.

Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу на творческих зачетах и контрольных уроках. Разрабатываются требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерно содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.

Зачеты по мере изучения материала.

1. При проверке усвоения биографии композитора проводятся:

а) тест-опросы;

б) домашние «почемучки»;

в) опрос с использованием хронологической таблицы.

2. По мере изучения творческого наследия зачетной формой являются:

а) музыкальные викторины;

б) составление схем по форме произведений;

в) блиц-опросы.

3. Формы проведения итогового зачета:

а) сочетание письменной и устной форм ответа;

б) письменный анализ музыкальных произведений (форма, выразительные средства содержания);

в) ответ на вопрос, связанный с творческой биографией композитора, особенностями некоторых эпох.

Эффективной формой подготовки к итоговому зачету является коллоквиум, т.к. для его подготовки должны использоваться и учебники по музыкальной литературе, и «Музыкальная энциклопедия», и музыкальный словарь, и книги по данной теме.

IV В настоящее время, наряду с традиционными формами и методами контроля по предмету «Музыкальная литература», появились новые, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей ДШИ.

1. По текущему контролю в конце каждой четверти педагогом может проводиться контрольная работа на последней недел в форме:

- семинар по творчеству композитора;

- доклады по определенной теме»

- сообщения «Я прочитал... и узнал...»

2. На заключительном уроке, который является итоговым, могут быть представлены творческие работы:

- кроссворды и чайнворды, составленные детьми;

- тест для своего одноклассника;

- сочинение на тему «Мой любимый герой в опере»;

- создание компьютерной презентации.

За каждую форму работы оценки выставляются в журнал. Желательно, чтобы обучающиеся имели тетрадь с конспектами и словарик.

3. В выпускном классе итоговой формой предлагаются также варианты:

- реферат по данной теме с компьютерной презентацией;

- тест-вопросы «Интеллектуал-музыкант»;

- музыкальная викторина в видео-воспроизведении.

В зависимости от уровня группы одна из зачетных форм может быть заменена педагогом на другие, например:

- творческая работа (стихи, музыкальное сочинение, тесты, пособия);

- ответы на вопросы «Кругозор»;

- составление кроссвордов.

И в заключение хочу добавить, что существует мнение ведущих преподавателей России о снятии необходимости в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачетов или заключительного экзамена, т.к. сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения обучающихся. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знаний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний, полученных обучающимися в классе и в самостоятельном общении с музыкой предполагается брать вопросы для итогового контроля, связанные с теми знаниями, которые на длительной время должны сохраниться в памяти выпускников. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях.

Также итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а призовой форме. Нецелесообразным же считается вынесение на итоговый контроль большого материала по конкретным знаниям программы – это, например, биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до итоговой проверки и т.д., а также проводить итоговый контроль в индивидуальной форме, превращая его по существу в экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы на тему: «Формы и методы выработки у учащихся навыков грамотного, осознанного письма»

Начальный этап формирования оррфографического навыка - ознакомление с орфограммой и обучение школьников применению орфограчиского правила на письме....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6  класса.Итоговая  контрольная  работа ....