Здоровьесбережение на уроках
статья по теме

Зинченко Елена Викторовна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».       В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

                                   В.А.Сухомлинский

Существует более 300 определений понятия "здоровье", Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: СЛАЙД
- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Проанализируем основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегаюшей педагогики:

Критерии рациональной организации урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Рациональный уровень

Недостаточно рациональный уровень

Нерациональный уровень

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,

ответы на вопросы, решение примеров,

рассматривание,

Списывание и т.д.

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность

видов деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более

 15 мин.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный

Не менее

3-х

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через

10-15 мин.

Через

15-20 мин.

Не чередуются

Плотность урока

Количество времени, затраченное школьником на работу

Не менее 60% и не более

 75-80%

85-90%

Более

 90%

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже, чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

Наличие, место, содержание и продолжительность

на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

На 20 и 35 минуте по

1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствует

        

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Работоспособность  у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Для младших школьников это  2 и 3-ий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 5, 6 уроках.  

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.    

           

Остановлюсь на физкультминутках. Физкультминутки  на занятиях   представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления воспитанников, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания  воспитанников  и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе  занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья  воспитанников и продуктивность занятий.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от   вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так   как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.  

Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом  занятии. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 10-й – 20-ой минутах  занятия.  

В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.

Для  начальной школы физкультминутки используете на каждом уроке, в интернете их большое количество, и обучающиеся с большой радостью их выполняют. Хуже состоят дела с учениками 7-х - 11-х классов такие физкультминутки уже не проведёшь.

Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения: 
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Также можно использовать лечебные стереокартинки

Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".

Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.

 Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

А сейчас приготовьтесь, мы с вами провеем физкультминутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Здоровьесбережение на уроках информатики.

В данной статье описываются пути решения проблемы сохранения здоровья детей. Приводятся в пример: некоторые элементы гиманастики для глаз; практические работы на тему "Здоровье", способствующие ф...

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе

Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на ур...

Использование элементов здоровьесбережения на уроках химии

Одним из способов повышения мотивации обучения какому - либо предмету является использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках....

Здоровьесбережение на уроках литературы

Очень важно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии.Здоровье учащихся- важная составляющая учебного процесса....