Здоровьесбережение на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Очень важно использовать на уроках здоровьесберегающие технологии.Здоровье учащихся- важная составляющая учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_na_urokah_literatury.docx | 96.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение
на уроках литературы
(Из опыта работы)
ГОУ СОШ «Школа здоровья» №440
Кобякова Т.Л.
Январь 2012 года
Здоровьесберегающие технологии - это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников - взрослых и детей.
Здоровьесберегающие технологии - это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенности контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Развитие школы идёт по пути увеличения физических и психологических нагрузок на ребёнка. Ещё в 1905 году. Песталоцци заявил, что «при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное ухудшение развития детей, убийство их здоровья».
А сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
Кроме отклонений в развитии опорно - двигательного аппарата, кроме большого количества хронических заболеваний прибавилось в современной среде зависимость от табакокурения, наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, города и отдельно взятой школы.
Отсутствие реальных предпосылок формирования культуры здоровья в условиях семьи, низкая двигательная активность, нерациональная организация питания, нарушение экологического равновесия окружающей среды, высокая степень стрессовости, увеличение общей задержки физического развития, нездоровые пристрастия и увлечения - всё это формирует нездоровье школьников. А низкий уровень здоровья учащихся и является одной из основных причин возникновения трудностей в образовательном процессе, в слабом усвоении учебного материала, что сказывается в качестве образования в целом.
Поэтому учитель тот субъект образовательного процесса, который концентрирует рекомендации врачей, психологов, все социальные заказы родителей на достижение социального успеха без потери здоровья.
Сегодня, как никогда, педагогу необходимы комплексные знания об особенностях развития современного ученика, о его здоровье, методах и технологиях здоровьесбережения и здоровьеформирования, поддержании и восстановлении оптимальной работоспособности в образовательном процессе, а ученику - элементарные знания о себе, своём организме, о способах выживания. Современная школа должна стать школой здоровья.
Народная мудрость гласит: «У здорового человека много задумок и желаний, а у больного - только одно. По сути, к счастью ведёт одна дорога - крепкое здоровье».
Безусловно, каждый педагог создаёт свою систему здоровьесбережения на уроке. Такие рекомендации есть и у нас в школе.
Таблица.
Здоровьесберегающие рекомендации учителям - предметникам
Важно, чтобы Здоровьесберегающие компонент стал неотъемлемой частью профессиональной и личностной позиции самого педагога -передать можно только то, чем хорошо владеешь сам.
«Здоровье - это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Отсюда понятно, что деятельность школы должна быть направлена на воспитание физически и духовно здоровых детей, активных и полноценных членов общества. Социальное благополучие? Что это? Конечно, школа для детей не должна быть единственным местом общения со сверстниками, полноценное развитие он может получить, только если будет иметь опыт общения вне школы. Тогда у ребёнка сформируется умение адаптироваться в различных коллективах, вне зависимости от их интересов, умение создать свой личный статус. Важно, чтобы при попадании в незнакомую среду ребёнок не замыкался, смог избежать конфликтных ситуаций, отстоять свою точку зрения, не испытывать социальной неполноценности, что в свою очередь могло бы привести к психологическим расстройствам и как продолжение к ухудшению здоровья и обострению психологических заболеваний.
Одним из требований федерального образовательного стандарта нового поколения является компетентно - деятельностный подход учителя. В содержании компетенции учителя включена компетенция в области валиологии образовательного процесса, применение которой-среды помогает овладеть навыками конструирования здоровьерегающей среды, принятие решений по проблемам здоровьесберегающей среды, принятие решений по проблемам здоровьесбережения.
В основной и средней школе знания по здоровьесбережению и культуры здоровья учащиеся реализуются через биологию, географию, физическое воспитание, физику, химию, и, конечно, уроки литературы.
Учитель несёт ответственность за то, что, каждый ученик рассматривает своё здоровье как часть личного и общего благополучия, видит себя как физически и нравственно здоровую личность. Ученик должен осознавать связь знаний о здоровье с системой ценностей вообще.
Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются
способы применения средств, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления.
Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения.
По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания, опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский). На каждом уроке должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и мысли детей.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.
Каждый новый урок - это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами моих уроков выступают:
- Приветствие.
- опрос самочувствия.
- Релаксация.
- оздоровительные упражнения.
- Рефлексия.
- прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы?
Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя
оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления,
учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся,
индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть
такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока
включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на
них 3-5 минут. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям
небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что
ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке
своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся
формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть
различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель - запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.
1 .Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки - 1 - 2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения использую:
- педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
- технологии уровневой дифференциации обучения.
Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет - ресурсами.
Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием интернет - тестирования в форме он - лайн по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Например, можно использовать «линию времени». В начале изучения новой темы продемонстрировать слайд, на котором начерчена «линия времени» с обозначенными на ней этапами изучения материала, формами контроля. Учитель рассказывает о самых важных периодах работы, требующих от учащихся особого внимания. Линия времени позволяет ученикам увидеть, какой материал они должны усвоить, определить срок изучения темы. Это позволяет детям заранее настроиться на изучение нового материала, правильно распределить свои силы.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.
Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции - визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.
Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания. Лекция – пресс - конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи. Также очень эффективны и другие нестандартные формы:
- Уроки-семинары,
- Уроки- экскурсии,
- Уроки-путешествия,
■ Уроки-исследования, . ■ Уроки-концерты.
Все эти формы уроков становится формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала. Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:
- Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики, функциональности кабинета, режим питья).
- Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь Возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании.
- Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а если нужно, и рекреации.
- В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.
2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю. 1. С каким настроение вы идете на урок?
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений.
Здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы"
Данный материал включает в себя теоретические сведения об использовании здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы....
Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения
Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития России и русской классической литературы"....
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...
Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы
Данная презентация поможет учителю-предметнику четко выделить в своей работе здоровьесберегающие технологии. Окажет практическую помощь педагогам, готовящимся к аттестации или к открытому мероприятию....
Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы
Презентация "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы". Идеи. Приёмы....
Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.
Ученик много времени проводит в школе, и если в школе созданы хорошие условия для учёбы, то и со здоровье учащихся будет меньше проблем. Успешно овладеть сложной учебной программой под силу толь...
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...