«Особенности урока математики по ФГОС в основной школе»
материал на тему
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:
• быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире
• уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_uroka_po_fgos.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Дубенского муниципального района
Республики Мордовия
Доклад на тему:
«Особенности урока математики по ФГОС в основной школе»
Подготовила: учитель математики
и информатики Бровцева А.В.
2017 – 2018 гг.
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:
- быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире
- уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Проектировать современный урок – может лишь современный учитель. Так что же необходимо делать, чтоб спроектировать урок?
Необходимо понять, что:
1).Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2). Современный урок – это деятельностный урок. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Итак, рассмотрим, чем же современный урок отличается от традиционного:
Основные типы уроков
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
4. Урок развивающего контроля.
Так же отличается и структура урока по технологии деятельностного метода. Можно выделить следующие этапы:
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
3. Выявление места и причины затруднения. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Так же изменились цели урока и как следствие - планируемые результаты. А формы проведения урока остались прежними.
Цели урока | |
- дидактическая - воспитательная – развивающая | -деятельностные - содержательные - воспитательные - образовательные - формирование УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
Планируемые результаты урока | |
ЗУН (знать, уметь, понимать), ОУУН | УУД (предметные, метапредметные, личностные) |
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока.
Этапы урока | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
На этом этапе необходимо подвести учащихся к изучению нового материала, к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока. Пример1. Тема «Умножение» Учащимся 5 класса предлагается решить задачу: «Купили 5 пачек тетрадей по 30 тетрадей в каждой пачке. Сколько всего тетрадей купили?» Дети решают задачу(30+30+30=90). Вопрос: «Как по-другому решить эту задачу? Как называется арифметическое действие, которое вы применили?». Пример 2. На экране кроссворд, разгадав который дети узнают тему урока Пример 3 Игра «математическое лото» (работа в парах). На каждый стол раздается карточка лото. Учитель читает примеры и задачи, а учащиеся закрашивают на карточке соответствующие ответы. Из оставшихся незакрашенных букв нужно сложить слово. Это и есть тема урока. | ||
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Учителем предлагается схема: знаю-не знаю-хочу узнать. | ||
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует, направляет. |
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. - Сказки, математические сочинения , диктанты , игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, , использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те , которые знают, расскажут тем, которые не знают», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему. Индивидуальная работа-РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ Учитель подготавливает карточки . Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками начинается с выбора задания учащимися. Учитель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль учителя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем. При выборе карточки ребята проходят три этапа:
«РАБОТА В ГРУППАХ» Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают. | ||
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Оценивать нужно не только предметное знание, но и метапредметные результаты (умение работать в группе, умение строить монологическое высказывание, самостоятельность). Важно оценить не уровень подготовки ученика по предмету (воспроизведение знаний), а уровень его умений анализировать, сравнивать. Критерии оценки выполнения заданий должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися. Могут сообщаться самим учителем. Если нет критериев, известных учащимся. – это не корректное задание. | ||
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ» Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»» Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно «ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»
«КОПИЛКА» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Копилка(коробка) перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример: я научился решать уравнения; я разобрался в такой-то теме; я вспомнил сочетательное свойство умножения и так далее. | ||
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно–деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе
Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе...
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....
«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...
Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.
Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой сост...
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Выступление на заседании ПМК...
Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС
В нашем мире современному человеку все чаще приходится сталкиваться с большими объемами информации. И от того насколько эффективно он с ней работает, будет зависеть его жизненный и профессиональный ус...
Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС»
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы...