ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Подвижные игры»
рабочая программа на тему
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnayaprogramma_.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Педагогического совета От « _» мая 2017года Протокол № ______ | Утверждаю Директор МАУ ДО ЦРТДЮ пгт. Чероморского МО Северский район м.п. ________Н. В. Костянецкая |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Подвижные игры»
(наименование объединения)
Уровень программы: краткосрочная
Срок реализации программы: 24 часа
Возраст учащихся: от 7 – 14 лет
Вид программы: адаптированная
Автор – составитель:
Сачура Вероника Олеговна
педагог дополнительного образования
пгт. Черноморский, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в образовательных организациях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
Краткосрочная образовательная программа «Подвижные игры» физкультурно – спортивной направленности, адаптированная, составленная на основе примерной программы начального общего образования по физической культуре, адоптирована для детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет и в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Министерств образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4 Приказ Министерств образования и науки РФ от 9 января 2014г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательным программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
8. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, МОН МП КК, ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края, 2016 год.
9. Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГОТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключена в том, что игра понятна и доступна. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, подвижных игр, мы можем физически развивать ребенка.
Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется для младших школьников, но им широко пользуются в работе также и со школьниками постарше.
По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают работу мысли, развитие кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует и стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физические двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма.
Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются координационные способности. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Новизна программы:
Новизна данной программы состоит в том, что игры, проводимые на занятиях, подобраны с учетом последовательности и постепенности увеличения физических нагрузок и преемственностью к урокам физической культуры.
Педагогическая целесообразность:
Основной особенностью физического воспитания детей является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры.
В процессе игр дети совершают множество движений. При этом проявляется их быстрота реакции, ловкость, выносливость, смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, многообразие средств и методов, разнообразие форм организации физкультурных занятий - все это благоприятно сказывается на физическое воспитание детей.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности.
Начальная школа является первым звеном формирования личности ребенка, а потому очень важно в этот период заложить правильную основу развития и совершенствования всех его особенностей и черт характера. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Участвуя в подвижных играх и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни.
Отличительные особенности программы:
Предлагаемая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по физической культуре. Содержание игр и количество часов предлагаемых для каждого раздела программы подобраны с учетом целенаправленного развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков, изученных на уроках физической культуры.
Однако содержание и количество игр является примерным, и может меняться в зависимости от подготовленности учащихся и условий проведения занятий.
Адресат программы:
Возраст учащихся в объединении от 7 до 14 лет.
В объединение принимаются все желающие, но педагог проводит предварительное собеседование. Количество учащихся в группе 12 человек
Уровень программы – краткосрочная.
Объем программы, сроки реализации – выполнение программы рассчитано на 6 недель обучения, 24 часа (3 раза в неделю по 2 часа).
Форма обучения – очная
Режим занятия – 3 раза в неделю по 2 часа
Особенности организации образовательного процесса:
Планируя игры и определяя их объем, необходимо учитывать:
- особенности состава воспитанников данного класса (возраст, пол, общая физическая подготовленность);
- условия проведения занятий (наличие и размер зала, площадки, наличие оборудования и инвентаря, природные и климатические условия, сезонность);
- основные учебно-воспитательные задачи и другие средства физического воспитания воспитанников данного класса.
Распределение игр по классам необходимо считать условным, так как одна и та же игра с изменением правил и видов передвижений с дополнительным материалом может быть применена во всех классах.
Распределяя материал по урокам, учитываются основные дидактические принципы: систематичность, доступность, прочность.
Методы организации деятельности
- метод использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор,
задание, команда);
- метод наглядного восприятия (показ двигательного действия, демонстрация наглядных пособий, рисунки мелом на полу, предметные пособия, звуковая сигнализация);
- практические методы (игры, соревнования, эстафеты).
Методы стимулирования и мотивации
Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений педагога, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Меры предосторожности
- беспрекословно соблюдать установленный учителем порядок занятий и дисциплину;
- иметь необходимую спортивную обувь (кроссовки) и соответствующую одежду;
- шнуровать спортивную обувь туго, но удобно;
- аккуратно и бережно использовать спортивное оборудование и инвентарь;
- соблюдать личную гигиену, в том числе иметь аккуратную прическу (длинные волосы обязательно собирать в «пучок»);
- пользоваться оборудованием и инвентарем без разрешения учителя.
Цель программы:
- приобщение младших школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом посредством подвижных игр;
- содействие всестороннему развитию личности младшего школьника посредством подвижных игр;
- развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей;
- активный отдых.
Основные задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формирование опыта двигательной активности;
- овладение общеразвивающими и корригирующими упражнениями, умениями использовать их в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно – тематический план на 2017г.
№ п/п | Тема занятий | Всего Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми Игры малой подвижности В вводной и заключительной части каждого занятия | 4 | - | 4 |
2 | Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | 4 | 4 | |
3 | Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | 4 | 4 | |
4 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 6 | 6 | |
5 | Игры- эстафеты | 6 | 6 | |
Всего | 24 | 24 | ||
Планируемые результаты
По окончании обучения дети
должны знать:
- содержание игр разных направлений;
- теоретические аспекты по игре;
- инвентарь, оборудование;
- правила поведения и безопасности.
должны уметь:
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
- владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий подвижными играми;
- соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы;
- помогать друг другу; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр.
Программный материал по подвижным играм
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча.
Вид программного материала | Основная направленность | группы | ||
1 младшая | 2 старшая | |||
Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | На закрепление и совершенствова-ние навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | «Ловкие ребята» «Рыбачек» «Горелки» «Хитрая лиса» «Перебежки» «Челночок» «Кружева» | «Воробьи и вороны» «Домик у дерева» «Домики» «Змейка» «Иголка, нитка, узел» «Лабиринт» «Прерванные пятнашки» «Шишки, желуди, орехи» «Капкан» | |
На закрепление и совершенствова-ние навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | «С кочки на кочку» «Быстро возьми» «Пчелкины шалости» «Кто самый прыгучий?» | «Голубь» «Допрыгни до мяча» «Передвижение прыжками» «Удочка» «Чемпион скакалки» | ||
На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно – силовых способностей | «Кто дальше бросит?» «Точный расчет» «Попади мячом в цель» «Кто самый меткий?» | «Бегуны и метатели» «Кто дальше бросит?» «Попади мячом в цель» «Попади в звоночек» | ||
Подвижные игры с элементами спортивных игр | На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | Ловля, передача, броски, ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках кругах, квадратах. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). | |
На закрепление и совершенствова-ние держания, ловли, передачи, броска и ведении мяча и на развитие способностей к дифференцированию движений, реакции, ориентированию в пространстве | «Поймай мяч» «Рыбы, звери, птицы» «Унеси мяч» «Маленький - большой» «Увертывайся от мяча» «Стой!» «Мячик кверху» | «Перестрелка» «Увертывайся от мяча» «Обгони мяч» «Лови - не лови» «Ловишки с мячом» «Выбей мяч из круга» «Горячий мяч» «Догони мяч» «Не урони мяч» «Передал – садись» «Пятнашки в мяч» | ||
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | На закрепление и совершенствова -ние гимнастических построений и перестроений, развитие гибкости | «Построимся» «У ребят порядок строгий» «Быстро по местам» «Фигуры» «Выставочный зал» | «Класс, смирно!» «Длинные ноги, короткие ноги» «Копна, тропинка, кочки» «Выставка картин» | |
Игры-эстафеты | Эстафеты с мячом. Эстафеты с набором предметов. Эстафеты без предметов. Эстафеты с обручем. | «Бег сороконожек» «Кто быстрее перенесет предметы?» «Кто первый?» «Художники» | ||
Игры малой подвижности | «У кого мяч?» «Что изменилось?» «Как говорят части тела?» «Летает - не летает» «Узнай по голосу» «Паутинка» «Ха-ха-ха» «Найди и промолчи» | «Веревочка» «Кто сказал комплимент? «Телефон» «Кто ушел?» «Закручивание» «Фанты» «Три движения» |
Планируя игры и определяя их объем, необходимо учитывать:
- особенности состава воспитанников данного класса (возраст, пол, общая физическая подготовленность);
- условия проведения занятий (наличие и размер зала, площадки, наличие оборудования и инвентаря, природные и климатические условия, сезонность);
- основные учебно-воспитательные задачи и другие средства физического воспитания воспитанников данного класса.
Распределение игр по группам необходимо считать условным, так как одна и та же игра с изменением правил и видов передвижений с дополнительным материалом может быть применена во всех классах.
Распределяя материал по урокам, учитываются основные дидактические принципы: систематичность, доступность, прочность.
Условия реализации программы:
- наличие и размер зала, площадки;
- наличие оборудования и спортивного инвентаря;
- природные и климатические условия, сезонность.
Формы аттестации
Диагностическое обследование результатов обучения и личностного развития воспитанников по программе «Подвижные игры» проводится методом наблюдения, собеседования, контрольного задания, методом незаконченного предложения. Такое обследование ведется в течение учебного периода.
Список литературы
Литература для педагога:
1.Антропова М.В. Гигиенические требования к организации режима дня школьников. Волгоград: Учитель, 2004.
2.Ильина Т.В., Ушакова М.В., Шинкевич И.Е. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. – Ярославль, 1996.
3.Короновский В.Н. и др. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. М: Просвещение, 2000.
4.Сборник инструктивно – методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя; В. П. Богословский, - М: Просвещение, 1994.
Литература для детей:
4.Волшебная книга игр для детей и их родителей. Ростов н\Д, 2004.
Календарно – тематическое планирование группа №1
№ | Дата | Тема занятия | Кол- во часов | Время проведения | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 16.07 | Вводное занятие Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми | 2 | 10-12 | Теоретическое занятие | Устный опрос | |
2 | 18.07 | Игры малой подвижности Вводной и заключительной части каждого занятия | 2 | 10-12 | Практическое занятие | Педагогическое наблюдение | |
3 | 20.07 | Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | 2 | 10-12 | |||
4 | 23.07 | Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | 2 | 10-12 | |||
5 | 25.07 | Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | 2 | 10-12 | |||
6 | 27.07 | Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | 2 | 10-12 | |||
7 | 30.07 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 2 | 10-12 | |||
8 | 01.08 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 2 | 10-12 | |||
9 | 03.08 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 2 | 10-12 | |||
10 | 06.08 | Игры- эстафеты | 2 | 10-12 | |||
11 | 08.08 | Игры- эстафеты | 2 | 10-12 | |||
12 | 10.08 | Игры- эстафеты | 2 | 10-12 | |||
Всего | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая гимнастика»
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая гимнастика»...
«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности
В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...
Программа внеурочной деятельности, дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности по баскетболу
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации в...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Подвижные игры»
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действоват...
1. Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Мини-футбол"
Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Мини-футбол"...