Су-джок терапия на занятиях по логопедии
учебно-методический материал на тему

Мужева Светлана Валерьевна

Применение нетрадиционных форм работы при ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok_terapiya.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей. (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ)

(памятка для педагогов)

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. 

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). D:\Логопед\су-джок терапия\picture_22_15_05_02_14.pngD:\Логопед\су-джок терапия\picture_29_13_31_01_14.png

       Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является правильная речь. Имея развитую, грамотную речь, ребёнок легко общается со сверстниками и взрослыми. Возрастают его возможности в познании окружающего мира, совершенствуется умственное и психофизическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи. 

      Работая с детьми с  СНР, мы пришли к выводу, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей  с тяжёлыми нарушениями речи. Изменился и сам характер речевых патологий. Часто он имеет комбинированную форму. У детей с речевыми нарушениями отстаёт и развитие высших психических функций: снижен объём памяти, устойчивость и концентрация внимания, эмоционально – волевая сфера, состояние общей и мелкой моторики. Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

       В начале года приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: (не  правильно берут ручку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.) Пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены.

       О тесной связи пальцевой моторики и речевой функции говорили многие учёные. Доказано, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам.

       Многие исследователи говорили о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступивших от пальцев рук.

       О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский.  Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга.  Нервные импульсы от пальцев рук, идущие в кору головного мозга,“тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

       Развивая мелкую моторику, мы тем самым активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Недаром  немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

         Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слогов.

          Применяя в  работе с детьми с ТНР  традиционные  коррекционные методы и приёмы, мы пришли к выводу, что для достижения положительных  результатов этого не достаточно. Процесс обучения ребёнка с речевыми нарушениями требует длительного времени. Поэтому возникает необходимость в комплексном  преодолении  ТНР, наряду с традиционными методами и приёмами использовать нетрадиционные технологии, которые оказывают дополнительное стимулирование  речевых зон коры головного мозга.

   На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно  много ( игро-, кукло-, сказко-,  песко-,воскотерапия),но мне хочется остановиться на одном из них – это Су – Джок терапия.

          В своей работе мы используем эту методику и считаем её наиболее  целесообразной, эффективной и доступной в коррекции речи детей с ТНР.

Основателем Су – Джок терапии является профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву. В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа.

           В основе метода Су -Джок лежит систем а соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

           И кисти, и стопы  являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, «как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».          На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Определив нужные точки в системах можно развивать и речевую сферу ребёнка.

           Основными средствами Су – Джок терапии, которые мы используем в своей работе являются:  массажный шарик – Су – Джок, два металлических кольца, а так же массажный «чудо – валик» - для массажа стопы.

          Основным методом Су-Джок терапии является массаж, который  позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

• Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, по пальчикам, по тыльной стороне ладони, дети массируют мышцы рук.

• Массаж пальцев эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевается  на палец и проводится  массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется с помощью «чудо – валика, а также во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, пробками.

 Направления  работы с использованием массажёра Су-Джок разнообразны и применяются в нашей работе при:

Выполнении пальчиковой гимнастики; проговаривание текста с одновременными движениями массажным шариком или кольцом. Например, упражнение: «Мальчик – пальчик, где ты был?»

Развитии фонематического восприятия; «Синий шар кати, согласный звук мне назови»

Выполнении дыхательных и голосовых упражнений; «Звуки гласные поём с красным шариком вдвоём».  Ребёнок на выдохе пропевает гласные звуки, одновременно прокатывая шарик по звуковым волнам.

- Автоматизации и дифференциации звуков; «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) повтори». Проговаривание различных стишков, чистоговорок, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.

- Развитии  лексико-грамматических категорий (совершенствовании навыков употребления предлогов); «Шар лови, пять овощей назови», «Расскажи, где шарик».

- Выполнении звукобуквенного  анализа слов; «Шар лови и шар бросай из звуков слово составляй»: называем ребёнку звуки: Р, А, К и катим шарик. Ребёнок ловит шарик, называет слово и прокатывает шарик обратно.

- Развитии слоговой структуры слов: «Сожми шарик столько раз, сколько слогов в слове».

-  Развитии связной речи; «Шарик по руке катай – предложения составляй» - дети составляют предложения по своим картинкам, одновременно выполняя движения шариком.

- Развитии  психических процессов, пространственной ориентации.

«Пружинку по пальчику катай – какой картинки не стало  - называй».

«Глазки закрывай, на каком пальце колечко – отгадай».

С помощью массажного валика выполняем такие упражнения:

«Чудо – валик прокати – слова на слоги раздели» - дети прокатывают валик столько раз, сколько слогов в слове.

- при автоматизации звуков – проговариваем стихи и выполняем движения валиком:

Дождик, дождик – кап да кап (дети нажимают ступнёй на валик)

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять (прокатывают валик вперёд –назад)

Мы промочим ножки.

Таким образом,  в своей практической деятельности мы отмечаем, что сочетание основных коррекционных направлений с разнообразными играми с Су – Джок массажёрами,  способствует не только активизации речевой деятельности детей, но и  повышает  их физическую и умственную работоспособность.

D:\Логопед\су-джок терапия\picture_29_13_31_01_14.png

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом.  Помогает  стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и коррекции является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Предлагаем вам несколько игр с Су-Джок шарами и колечками.

Массаж Су-Джок шарами.

Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И  другой рукой начну.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Пальчиковая игра «Черепаха».

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку.

Дети катают Су-Джок между ладоней .

Пальчиковая игра «Ёжик». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

Нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи.

Дети катают Су-Джок между ладонями.

Массажные движения большого пальца.

Массажные движения безымянного пальца.

Массажные движения мизинца.

Дети катают Су-Джок между ладонями. .

Пальчиковая игра «Ёжик». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите,

Не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Пальчиковая игра «Капустка». Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем.

Ребром ладони стучим по шарику.

Подушечками пальцев трогаем шарик.

Потираем ладошками о шарик.

Сжимаем шарик в кулачке.

Пальчиковая игра «Игрушки». Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому, пальчику, начиная с большого.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

 Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Разгибать пальцы по одному.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Пальчики». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Пальчиковая игра «Семья». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Родные братья». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

6. http://samopoznanie.ru/schools/su_dzhok_terapiya/

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су Джок терапия в логопедической работе

Эта статья о том, как етрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Памятка для воспитателей по приминению Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

"Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

МАтериал будет полезен специалистам, воспитателям, родителям...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда

Комплекс игровых упражнений с использованием су-джок шарика....