Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
п.г.т.Новобурейский»
Семинар на тему:
«Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »
Доклад
«Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.»
Выполнила :Акимова Л.В.,воспитател
1 квалификационной категории
п.Новобурейский , май 2017г
Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
Известно, что все воспитанники школ-интернатов изначально, имеют негативный опыт общения со взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным и аддиктивным поведением.
Вся воспитательно - коррекционная работа
школы - интерната с детьми, имеющими отклонения в поведении, должна иметь превентивный характер, т.е.
* предупреждение отклонений как таковых
и
*создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных интересов, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал.
Педагогические условия школы-интерната как раз и представляют собой компонент воспитания, отражающий наличие взаимосвязанных материальных и духовных вещей, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей с доброжелательных позиций.
Важнейшим направлением в воспитательно- коррекционной и реабилитационной работе выступает созданная и организованная педагогами воспитывающая среда при тесном контакте со специалистами школы- интерната, от которой зависит эффективность воспитательного процесса в целом. И выделяет ряд направлений.
Социально-педагогическое направление - это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. И опирается на принципы:
-индивидуально-личностный подход к ребенку;
-опора на положительные стороны личности ребенка;
-объективность подхода к ребенку;
-конфиденциальность.
Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Профилактическое направление - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода девиантные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в воспитательной работе необходимо понимать прежде всего своевременно предпринятые действия, направленные на
*предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска,
*сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
*содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:
- направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В профилактических технологиях в первую очередь выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это осуществляется посредством массовой информации (печать, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные поведенческие явления. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов и является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития.. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально-значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. Кроме того, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
Социокультурное направление
Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.
С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой деятельности детей предлагаются различные методы и методики:
-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;
-метод репродуцирования;
-метод закрепления и обогащения;
-метод содействия и творчества.
При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности подростка.
***Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:
- Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания - возникновение у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.
- Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, "взрыв", режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действии, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знании и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.
- Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются прежде всего такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).
Главный результат этого метода - дальнейшее совершенствование социальных качеств личности подростка.
- Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня - осознанности и осуществления его подростками.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для подростков формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища.
Как формы организации досуга могут стать кружки по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, дискотеки.
Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству.
Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях учреждений "интернатного" типа от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.
Поэтому важно способствовать включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях.
Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к взрослой жизни. Необходимо сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом, как залог полноценного развития детей.
Дополнительное образование в школах –интернатах
в профилактике девиантного поведения подростков,
как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.
Через обучение осуществляется профессиональное и социальное воспитание наших детей, происходит становление личности, идет подготовка к самостоятельной жизни, направленная на адаптацию наших ребят в современном обществе. Можно предложить широкий спектр кружков и секций: кружок шитья и кройки «Домовенок Кузя», кружок художественно-прикладного искусства «Умелочка», хореографический кружок «Юность», кружок технического творчества «Самоделкин», салон красоты «Фея»,театрализованный кружок «Теремок».
Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для «трудного» ребенка досуга заключается в том, что он может раскрыть и помочь реализовать то лучшее, что в нем есть.
Трудовое воспитание как направление
становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств: точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду (что очень важно!). Это, в свою очередь, также помогает решить одну из проблем социализации - занятость детей с девиантным поведением. В кружках получают не только элементарные знания и умения работы с иглой, на швейной и вязальной машине, необходимые каждой будущей хозяйке, но и развивают свое творческое воображение.
В летний период времени целесообразно организовать работу трудовых бригад: работы на сельскохозяйственном участке с выращиванием овощных культур, уход за цветниками, активное участие в благоустройстве и оформлении территории школы –интерната.
Волонтерское движение как одно из направлений работы с детьми с девиантным поведением и вовлечение их в социально значимую деятельность, способствует повышению самооценки подростков, дает почувствовать каждому из них себя востребованным.
Воспитывающая деятельность педагога -*познавательная
*трудовая,
*художественно-творческая,
*физкультурно-оздровительная,
*игровая
становится таковой при нравственном аспекте мотивации(благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво….)
Давно известно, что девиантное поведение формируется в условиях «пустого» времени,
времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение ребят в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность детей «группы риска »способствует изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций.
Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения у подростков направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обшественно-одобряемое либо нейтральное русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"
Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...
Игры, игровые упражнения для коррекционной работы с детьми , имеющими отклонения в развитии.
Выступление- статья для воспитателей коррекционных школ...
"Организация оздоровительно-корригирующей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом здоровье"
Центр на протяжении 13 лет в тесном взаимодействии с ГУЗ КРП и с образовательными учреждениями города ведет оздоровительно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста (подготовительные группы...
Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта отличаются особой сложностью и требуют специального построения коррекционно-воспитательной работы. Статья раскрывает особенност...
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...