«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»
статья на тему
Особенность построения воспитательной работы должна заключаться в открытости и скоординированности действий учителей и родителей. У взрослых одна общая цель – создание единого благоприятного для ребенка воспитательного пространства школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinstvo_semi_i_shkoly.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край
«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»
Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный системный подход к каждому ребёнку. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались школьником. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. «Нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду», - Ш. Амонашвили.
Школа даёт очень многое, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. К сожалению многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Но ведь именно родители закладывают основы счастья в будущем своего ребёнка. поэтому они должны стать лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.
Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа; это связано с рядом факторов: 1) именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся; 2) школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов; 3) значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается и на их деятельности в семье. Совместная работа школы с родителями должна идти в нескольких направлениях: изучение социального и образовательного состава семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей; совместные дела родителей с педагогами и учащимися; участие родителей в государственно–общественном управлении школы.
В повышении психолого-педагогической культуры семьи задача педагогического коллектива школы состоит прежде всего в том, чтобы обучить родителей умению быть родителями, помочь овладеть педагогическими знаниями, умениями и приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, научить создавать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка.
Каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры. На родительские собрания приглашаются различные специалисты - врачи, психологи, работники правоохранительных органов. Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей - каждому есть чему поучиться друг у друга. Главные результаты этой работы - установление взаимопонимания, готовность к сотрудничеству, уверенность в успехе.
Особенность построения воспитательной работы должна заключаться в открытости и скоординированности действий учителей и родителей. У взрослых одна общая цель – создание единого благоприятного для ребенка воспитательного пространства школы.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Если в конкретном классе, в конкретной школе не организуется полезная обществу деятельность, не планируются и не реализуются нужные людям, школе, городу, обществу дела, то в этом коллективе никогда не будет воспитан полноценный гражданин, человек с активной жизненной позицией.
Информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. Посещая семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания, по атмосфере в доме можно распознать сложившиеся отношения между членами семьи.
Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов: семьи, где ребенок единственный; где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей; где господствует безнадзорность; отсутствует педагогическая грамотность; где семья неполная или многодетная. В таких семьях индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние, способствует установлению откровенных, доверительных отношений.
В самом широком социально-педагогическом плане наиважнейшей целью инновационной деятельности школы является создание оптимальных условий для всемерного развития растущей личности. На этой программноцелевой основе выстраивается единое воспитательное пространство школы. В более узком, личностно-психологическом плане в число ведущих целевых задач воспитательной работы включается формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. На основных ступенях школьного образования дифференциация целевых задач приобретает следующий вид:
5 – 7 классы
∙формирование у учащихся чувства долга перед родными, перед семьей, перед Родиной;
∙воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем;
∙развитие основ истинно человеческой культуры у учащихся, осознание ими значимости творческой деятельности;
∙развитие потребности в изучении истории своей Родины, своего народа,
своего города, в целом своей «малой родины».
8 – 9 классы
∙воспитание потребности сознательно строить свою жизнь в обществе,
изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой,
художественной, общеобразовательной деятельности;
∙воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства
честного партнерства;
∙воспитание уважительного отношения к людям, честно, своим трудом
достигшим успеха в жизни;
∙развитие творческой активности, инициативности в максимально широком спектре жизненных взаимоотношений.
10 – 11 классы
∙развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
∙формирование развернутого представления о современном человеке как о
субъекте выстраивания своей жизни;
∙формирование положительного отношения к учению, понимания роли
непрерывного обновления интеллектуально-познавательных знаний, умений и
навыков на протяжении всей своей жизни;
∙расширение представлений о социальном устройстве жизни через
формирование сущностных знаний об образе жизни человека и способах его
существования;
∙формирование и вдумчивое отстаивание своей жизненной позиции;
∙приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении», - В. А. Сухомлинский.
Вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей, невозможно без абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания и развития подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания единой образовательной среды
презентация...
Создание воспитательного пространства в рамках творческого развития детей (из опыта работы)
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации (из опыта работы)
Выступление на педсовете по проблеме воспитания и обучения трудных подростков...
Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе
Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....
Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"
В выступлении "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации" приводятся примеры организ...
"Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды"
laquo;Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Семья и школ...