"Творческий потенциал преподавателя как фактор оптимизации инновационной деятельности "
методическая разработка на тему
В методической разработке проведён анализ и обобщение собственного опыта работы и мониторинг коллег по данной проблематике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческий потенциал преподавателя как фактор оптимизации инновационной деятельности
Данное исследование посвящено актуальной проблеме т.к. социальная, культурная, политическая и экономическая ситуации в современной России требует активной реализации инновационной деятельности во всех сферах жизнедеятельности без исключения. Зависящие от неё преобразования в обществе остро ставят проблему развития человека, его личностного и профессионального потенциала, в ранг приоритетных задач.
В Послании Президента РФ от 04.12. 14 года Федеральному Собранию было чётко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.
Для этого образование России должно перейти в особый инновационный режим развития, в котором можно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить наше образование с мировыми нормами и стандартами.
Современный этап модернизации отечественного образования характеризуется фундаментальным качественным изменением в системном подходе к развитию образования.
Это особый период в развитии образования, когда к нему предъявлены невиданные ранее высокие требования, рассчитанные на становление и проявление качественно нового потенциала общекультурных, интеллектуальных, духовных, профессиональных возможностей личности. Это обусловливает изменение требований к образовательному процессу, появление его новых качественных характеристик, а значит и адекватные изменения в требованиях к организатору образовательного процесса – педагогу. Это проявляется в постановке принципиально новых социально-педагогических задач, усилении методолого - технологического образования педагога, росте наукоёмкости педагогического труда, в котором начинает преобладать развивающее, стимулирующее, проективное, рефлексивное начала.
Актуальность же рассмотрения вопроса об инновациях в контексте реализации творческого потенциала преподавателя определяется тем, что инновации в профессиональной деятельности, их качество становится, с одной стороны, проявлением уровня квалификации и компетентности преподавателей, результатом их творческой деятельности, а с другой –
действенным средством, условием совершенствования, устойчивого развития как конкретного образовательного учреждения, так и всей системы образования в целом.
Главным же средством инновационного развития являются инновационные технологии, то есть это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Как и везде, в педагогической среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь любого образовательного учреждения никогда не является лёгким и для всех долгожданным.
Проблемой инновационных технологий, а также креативности педагогического труда занимались и продолжают заниматься большое число талантливых учёных и педагогов. Среди них И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.В. Шапкин, В.И. Андреев, В.А. Сластенин, В.В. Давыдов, Д.В. Чернилевский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Н.Ф Талызина и др. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Опираясь на подходы, сложившиеся в педагогической теории мы выяснили, что инновация – это новый результат интеллектуальной деятельности, который отличается от предыдущих по ряду параметров. Основное отличие состоит в том, что инновация понимается как принципиально новая реализованная идея, получившая воплощение в новом продукте, в новой технологии или в новом подходе к различному роду услуг, в т.ч. социального плана. Второе отличительное свойство инновации заключается в том, что инновация должна обеспечивать повышение эффективности (социальной, экономической и др.), наконец, инновация должна служить стимулом и быть предпосылкой рождения следующей инновации.
Научные инновации, продвигающие прогресс вперёд, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций является педагогическая инновация.
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут существовать как за счёт собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) так и за счёт привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).
Инновации вызваны к жизни стремительными изменениями, происходящими в обществе, формированием нового социального мышления, требованиями скорейшей адаптации педагогической деятельности к изменяющимся реалиям окружающего мира. Исходя из вышесказанного, на основе анализа большого массива научно-теоретических источников сущность и специфику инноваций в педагогической системе можно определить: как процесс обновления, реформирования в профессиональной сфере; как материал - идея, действие, форма, метод, средство, концепция, программа преобразования; как определение способов применения материалов, отбор наиболее приемлемого и наиболее приспособленного (адаптированного) для внедрения в современных условиях.
Содержание инновационного процесса составляет инновационная деятельность, т.е. деятельность по созданию, использованию и распространению новшеств. В связи с этим выделяются четыре этапа инновационного процесса: создание нового, его освоение, оценка и внедрение. Именно поэтому преподаватель всегда находится в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с обучающимися, проводит анализ и переоценку своей деятельности, уточняет её цели и задачи.
Осуществление нового является функцией, которую могут выполнять только инноваторы, «особые люди», обладающие такими качествами, как умение рисковать; умение работать в одиночку, преодолевая сопротивление людей, незаинтересованных в обновлении; владеющие научными методами решения технологических и социальных задач; умеющие убеждать других; обладающие способностью «широкого предвидения»; сочетающие в себе рациональность и иррациональность. Эти качества и определяют инновационный творческий потенциал личности. Именно поэтому в рамках исследуемой проблемы считаем необходимым раскрыть базовые компоненты и сущность творческого потенциала преподавателя и особенности его влияния на инновационную деятельность образовательного учреждения, через анализ соответствующих понятий. Понятие «творческий потенциал» исследователи определяют как:
- развитое чувство нового, открытость всему новому, система знаний, убеждений, на основе которых строится деятельность человека, высокая степень развития мышления, его гибкость нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин);
- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин);
- социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова).
Учитывая современные требования к образованию, мы считаем, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, следовательно, любое педагогическое решение должно быть нестандартным. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие получается новым. В формулировке этого положения мы опираемся на ведущую теоретическую концепцию О.А. Апраксиной о том, что педагогический процесс – это акт творчества, включающий постоянный поиск, анализ, импровизацию.
Для нашего исследования чрезвычайно важным является уточнение базовых компонентов в структуре творческого потенциала. Все исследователи отмечают широкую основу развития творческого потенциала, связывают её с определёнными группами способностей, системой знаний, умений и убеждений на которых строится деятельность, а также с готовностью личности к творческой деятельности, с его общей и профессиональной культурой.
Большинство исследователей в структуре творческого потенциала выделяют следующие базовые компоненты:
1. профессиональная и общая гуманитарная культура специалиста;
2. ценностно-мотивационная и эмоциональная сфера личности: творческая направленность чувства, эмоции, нравственный опыт и ориентация личности, богатство потребностей и интересов личности, желание совершенствоваться, наличие познавательной цели, способность к сотрудничеству, взаимодействию в творческом процессе;
3. способности (возможности заниматься творческой деятельностью), к которым относят в первую очередь интеллектуальные способности и качества: высокая степень развития мышления, его гибкости, нестереотипности, оригинальности, глубины, способность к новым решениям традиционных задач и решению новых задач, способность быстро находить варианты решений и менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, способность увидеть новое и в соответствии с этим перестроить работу, самостоятельный и оригинальный подход к уже известному, способность предвидеть результат своей творческой деятельности;
4. психофизиологическая сфера: способность к саморегуляции поведения, высокая общая работоспособность педагога, его силы, большая
внутренняя энергия, высокий уровень развития психофизиологических возможностей.
Таким образом, на основе анализа литературы мы полагаем, что творческий потенциал преподавателя выступает многокомпонентным и многофакторным явлением, характеризующим собой сплав знаний и умений, личностных и профессиональных качеств и способностей, направленных на создание субъективно и объективно нового, способствующего повышению эффективности и качества в педагогической практике.
Каковы же факторы и условия, влияющие на отношение преподавателей к профессиональной инновационной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос важно осмыслить одну из важнейших подсистем инновационной деятельности в педагогике – личностной подсистемы.
В ряде регионов России (17) Центром социальных исследований проводилось исследование, целью которого было определить уровень творческого потенциала преподавателей и отношение их к инновациям и инновационной деятельности, осуществляемой в их учреждении. Критериями развития творческого потенциала были: степень вовлеченности респондента в инновационную деятельность; сложность разрабатываемых проблем и творческих задач; уровень развития методологической культуры и способностей к исследовательской деятельности; способности к разработке методических материалов и т.п.
Результаты оценивания педагогами своей творческой позиции можно увидеть в таблицах № 1, 2.
Таблица №1
Результаты оценивания творческой позиции (первая группа)
№ | Аспекты творческой позиции | «да» | «скорее да» | «нечто среднее | «скорее «нет | «нет» |
1 | Готовность творить | 15,7 % | 23,4 % | 38,8 % | 12,1 % | 10 % |
2 | Готовность включиться в новаторскую деятельность | 14 % | 14,7 % | 40,1 % | 15,2 % | 16 % |
3 | Самооценка себя как творческой личности | 17,2 % | 25 % | 31, 5 % | 17,2 % | 9,1 % |
4 | Мнение о приоритете творческой позиции | 16 % | 23,4 % | 37,4 % | 11 % | 12,2 % |
Таблица № 2
Результаты оценивания творческой позиции (вторая группа)
№ | Аспекты творческой позиции | «да» | «скорее да» | «нечто среднее | «скорее нет» | «нет» |
1 | Готовность творить | 27,7 % | 33 % | 25,8 % | 8,1 % | 5,4 % |
2 | Готовность включиться в новаторскую деятельность | 19,5 % | 17,7 % | 35,6 % | 15,2 % | 12 % |
3 | Самооценка себя как творческой личности | 28,2 % | 26 % | 29, 5 % | 11,2 % | 5,1 % |
4 | Мнение о приоритете творческой позиции | 16 % | 23,4 % | 37,4 % | 11 % | 12,2 % |
В исследование были включены две группы преподавателей:
- 1 группа - люди, как правило, среднего возраста, имеющие образование по специальности, определенный стаж работы и работающие в настоящее время;
- 2 группа - молодые специалисты, либо только окончившие вуз, либо уже имеющие небольшой стаж работы по специальности.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень развития творческого потенциала специалиста и его отношение к инновационной деятельности не зависит образования, квалификационной категории, должности. А зависит лишь от личностных характеристик. Наименьшим баллом пользуется критерий творческого отношения к инновациям. Причём, как показывают наблюдения, в самооценке этот бал выше, чем в реальной деятельности. На наш взгляд, это связано с тем, что респонденты на недостаточном уровне владеют исследовательскими и экспериментальными навыками. Практически каждый третий испытывает затруднения в разработке, апробации, внедрении новых технологий, а каждый второй не высказывает активного желания включаться в инновационную деятельность, треть респондентов вообще не желает участвовать в реализации предлагаемых инноваций.
Естественно, что показатели в каждой из обследуемых групп разные. Так, первая группа за счёт развитого личностного потенциала, имеющегося опыта профессиональной деятельности и вместе с тем, при ещё не сформировавшихся жёстких стереотипов, имеет более реальную самооценку, более высокие показатели профессионального творчества, практически каждый второй осознает необходимость самосовершенствования. Большинство представителей второй группы показали самый высокий балл развития профессионального творчества, позитивный настрой на творчество в профессии. Однако их самооценка, как правило, завышена. Что в перспективу может влиять на успешность самореализации в инновационной деятельности.
В результате при оценке творческого потенциала было выявлено большое количество преподавателей, имеющих вполне приличный потенциал профессионального творчества, но одновременно с этим и определенные проблемы, которые тормозят процесс творчества.
Причины сложившейся ситуации были выявлены при анализе материалов анкетирования. Их можно разделить на две группы: личностные и управленческие.
К первым мы относим слабое владение механизмами рефлексии неуверенность в себе вследствие ряда объективных и субъективных причин. Об этом говорили порядка 43 % опрошенных, получивших высокую оценку личностного творческого потенциала. Следовательно, необходимо формирование рефлексивной позиции личности, положенной в основу анализа и самоанализа профессионально-творческой деятельности и обеспечивающее овладение богатством профессиональных знаний, профессиональной культуры и мастерством. Необходим переход из позиции «реагирования» в позицию организатора собственной деятельности. Рефлексивная позиция характеризует личностно-ценностное отношение к профессионально-творческой деятельности, к себе как профессионалу.
Ко второй группе причин мы относим проблемы стимулирования инновационного творческого труда, т.е. целенаправленный, систематизированный, осознанный процесс достижения профессиональных целей в результате активизации профессионально творческой деятельности. Этот вопрос оказался самым болезненным для респондентов. Подавляющее большинство преподавателей, принимающих участие в исследовании указывало на наличие этих причин. Отчасти данная проблема уже будет решаться в ходе формирования отношения к творчеству как к личностной ценности, как к возможности самореализации и т.п. Но вместе с тем, необходимо и широкое использование механизмов административного стимулирования творчества и инновационной деятельности. Среди этих механизмов: соответствующий морально-психологический климат, творческая атмосфера в коллективе, культивирование интереса к саморазвитию, соревнования и конкурсы, возможность творческого самовыражения, возможность заниматься научно-исследовательской работой, стимулирование творчества молодых специалистов, моральное и материальное поощрение и т.п.
В результате исследования также было установлено, что творческий потенциал педагога представляет собой интегральную характеристику степени готовности педагога к профессионально-творческой деятельности в условиях непрерывных педагогических инноваций в образовании. Творческий потенциал чем выше, тем сложнее социально и личностно-значимые проблемы и творческие задачи, которые способен решать педагог. Опираясь на исследования Щетинской А.И., мы можем определить следующие уровни развития творческого потенциала педагога:
- очень низкий уровень (у педагога периодически прослеживается стремление к изучению и фрагментарно-творческому применению передового опыта, т.е. он имеет низкую мотивацию и часто недостаточную профессионально-педагогическую культуру и низкий уровень творческих способностей, которые в совокупности не позволяют ему самостоятельно овладеть передовым педагогическим опытом в полном объёме);
- низкий уровень (педагог включён в коллективную инновационную деятельность по решению локальных творческих задач и проблем);
- средний уровень (педагог вовлечён в коллективную инновационную деятельность по решению как локальных, так и стратегических значимых для коллектива инновационных задач и проблем);
- высокий уровень (педагог самостоятельно организует собственные локальные дидактические и педагогические эксперименты и параллельно овладевает методологической культурой исследовательской деятельности);
- очень высокий уровень (педагог способен к разработке авторской концепции и её эффективному применению распространению).
Таким образом, содержательно творческий потенциал педагога проявляется через высокий уровень мотивации к творческой инновационной деятельности, рост профессиональной компетентности, методологическую культуру педагогического мастерства, степень вовлечённости в инновационную деятельность, его конкурентноспособность на рынке образовательных услуг.
Нам близка позиция В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандровой о том, что педагогическое творчество возникает при условии ярко выраженной профессионально-личностной мотивации, которая вызывает к жизни и поддерживается воодушевляющей идеей, которая возникает как бы внезапно, но на самом деле есть результат долгих наблюдений, накопления опыта осмысления теорий. Без такой выстраданной, отражающей неповторимую индивидуальность педагога концепции у него не будет собственных взглядов и убеждений, а будут лишь предубеждения и догмы.
Подводя итог, считаем необходимым подчеркнуть, что эффективность влияния творческого потенциала специалиста на инновационную деятельность и его реализация зависит от:
- объективных факторов (от актуализации приоритетных профессиональных проблем для отдельно взятого образовательного учреждения, которые одновременно были бы актуальны и для конкретно специалиста);
- личностных факторов (уровень развития творческого потенциала, наличие стремления и способностей личности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствовании, самоанализу, интерес к педагогическим инновациям и т.п.);
Своеобразие и реализация развития творческого потенциала у каждого преподавателя строго индивидуальна. Она определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера, т.е. типами; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки; ценностными ориентациями личности.
- от интегрированности и вовлечённости специалиста в инновационную деятельность, которая включает в себя методы прогнозирования, моделирования, проектирования, диагностики, мониторинговые исследования, издательскую деятельность; так и от степени участия в коллективной инновационной деятельности: стажёрских площадках, семинарах, семинарах-практикумах, круглых столах, конференциях и в индивидуально-личностных контактах с учёными (наставниками).
Таким образом, преподаватель, обладающий развитым творческим потенциалом и соответствующей мотивацией, наряду с другими факторами является одновременно и источником и носителем инновационных идей. Именно они в свою очередь и способствуют оптимизации инновационной деятельности в конкретном образовательном учреждении.
Наличие вышеозначенных условий и определяет эффективность влияния творческого потенциала специалиста на оптимизацию деятельности образовательных учреждений в процессе освоения и реализации профессиональных педагогических инноваций.
Таким образом, инновационный процесс будет обеспечивать как высокий уровень развития профессиональной компетентности специалиста, так и эффективность деятельности образовательных учреждений.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что новая ситуация в образовании во многом определила необходимость формирования педагога как субъекта, который должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с требованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень; быть готовым самостоятельно вносить изменения, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы. Индивидуальное профессионально - педагогическое совершенствование становится составной частью совершенствования системы образования. Возникает необходимость в том, чтобы педагог осваивал новые профессиональные роли и в своем развитии двигался от использования предписанного к конструированию нового, к самостоятельному принятию решений; от исполнителя к «рефлексопрактику»-профессионалу (Д. Шон), т.е. проходил путь от «рецептурного» (С.Л. Рубинштейн) до концептуального поведения.
Список литературы
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. – 2006. - №2. – С.23.
- Малянов, Е.А. Креативность в контексте формирования инновационного потенциала личности // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования: мат-лы докладов Всерос. науч. конф. (27-29 сентября 2010 года, Пермь) / Е.А. Малянов - М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 300-309.
- Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология /А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский – М.: Академический проект, 2011. – 506 с.
- Щетинская, А.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования. Дис. Доктора пед. наук. – Казань, 1998.
- Сластёнин, В.А. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности учителя / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова// Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – С.66-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."
"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческого потенциала обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка
В данной работе дается определение понятию "проект", указывается значимость проекта для ученика и для учителя....
«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».
Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....
«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».
laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности»....
Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.
Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...