Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока на тему

Наумова Галина Анатольевна

Тема "Война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_voyna_1812g.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Тема: Война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  • познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  • сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  • развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Ход урока

  1. Организация класса к уроку.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Я хочу с вами поделиться улыбкой.  Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. 

  1. Актуализация опорных знаний. Итак, ребята, начинаем урок.
  1. Кто продолжил дела Петра I ?  Екатерина II Великая  
  2. Что нового появилось в облике Петербурга  при Екатерине Великой?  Были построены Эрмитаж и Зимний дворец, гранитные набережные р.Невы. 

СЛАЙД1

  1. Какая война вспыхнула в России в период правления Екатерины Великой? Во время правления Екатерины вспыхнула крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева СЛАЙД2

  4.  С какой страной Россия вела войну за выход к Черному морю? Велась война с Турцией.

  5 . Назовите великих военачальников во время войны России с Турцией 

 А.В. Суворов    Ф.Ф.Ушаков  СЛАЙД3


6. Работа по «Ленте времени». Работа в парах

- Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны.

 Соотнесите дату, событие и имена людей.

1240

Невская битва

Александр Невский

1242

Ледовое побоище

Александр Невский

1380

Куликовская битва

Дмитрий Донской

1612

Освобождение Москвы от иноземных захватчиков

 Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

1240 год – Невская битва (князь Александр Невский,  война со шведами);

1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский, немецкие рыцари);

1380 год – Куликовская битва (князь Дмитрий Донской. Русь перестала платить дань Орде. Правитель Орды Мамай направился на Русь);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, смутное время. Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2. 1613 г- царь Мих. Романов.);

III. Самоопределение к деятельности.    Аудио запись стихотворения                                                                           Кто написал это стихотворение? Скажите, о чём говорится в стихотворении?  

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

СЛАЙД ЛЕРМОНТОВА 4

Вопрос: Как вы думаете,  какая же тема нашего сегодняшнего урока?

–Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. 1812год

- Ребята, а нужно ли знать о великих исторических моментах своей Родины? Почему?

-Действительно, истинный гражданин своей страны должен знать историю и

гордиться победами Отечества

      -что значит «Отечество»?  (выслушиваются ответы детей)

     ОТЕЧЕСТВО – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

IV. Открытие нового знания

Учитель: В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт.

 

Наполеон Бонапарт – кто он? 

СЛАЙД НАПОЛЕОНА БАНОПАРТА 5

Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Родился Наполеон на  острове Корсика в 1769 году. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

СЛАЙД 6 СЛОВА БАНОПАРТА

 «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее,- заявлял Наполеон накануне войны, - Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».   

- Почему Бонапарт пошел на Москву, а не на российскую столицу – Петербург? Историки до сих пор не могут прийти к единодушному мнению, почему Наполеон пошел именно на Москву. Она не была столицей. Но это был второй по значимости город. Ранее именно этот город был столицей Российского государства. Скорее всего, нападение на Москву французскими войсками было вынужденной мерой, к тому же, Наполеон планировал там пополнить свои припасы и вооружение.

СЛАЙД 7 НАШЕСТВИЕ ФРАНЦУЗОВ НА МОСКВУ

Работа по карте

И в 1812 году французская армия без объявления войны вторглась в Россию. Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Позади  вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

      Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить.  

  Самой главной целью Наполеона была Москва  


Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Войска с радостью встретили Кутузова

-вопрос: Почему войска с радостью встретили Кутузова

Дети: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед. Его давно знали и любили в войсках. Кутузов был учеником Суворова, когда тот командовал Астраханским полком. Кутузов видел, что Суворов бережет солдат. А в те времена во всех войсках солдат жестоко наказывали за малейшую провинность, за всякую ошибку, и часто ни за что. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат. 

- С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые манёвры, сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. «Ну, как с такими молодцами не побить французов?» - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: «Едет Кутузов бить французов!»

       

План Кутузова состоял в том, чтобы перекрыть французам дороги на Москву. По возможности измотать и обескровить силы противника. Он учитывал соотношение сил: у французов было существенное превосходство в численности регулярных войск.

СЛАЙД 8 КАРТА

Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский

СЛАЙД 9  Ник.НикРАЕВСКОГО

-вопрос: Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский?  Батарея Раевского.

- Тяжёлый был день 26 августа 1812 года. Вот как писал М. Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»:

Аудио отрывка.  

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

        Фильм война 1812 г

СЛАЙД 10

ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ДЕРЕВНЕ ФИЛИ

После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: “Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию».                                          

На следующий день русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге.

СЛАЙД КАРТЫ

Напрасно ждал Наполеон на Поклонной горе делегацию с ключами от города

СЛАЙД

ПОЖАР В МОСКВЕ

– Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар, 
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

(А. С. Пушкин)

                  Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.

После московского пожара в войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.

Вопрос: Ребята, почему война 1812 года называется отечественной?

Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов, формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил славный  гусар Денис Васильевич Давыдов. Талантливый писатель и поэт. О его смелости слагались народные песни и поговорки

 СЛАЙД НИК. НИК. ДАВЫДОВ

Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. В боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Французская армия не могла более находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами.

Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман.

СЛАЙД  ИЗГНАНИЕ ФРАНЦУЗОВ

Так народная война против Наполеона помогла сломить противника заставила его покинуть русскую землю. (РАБОТА ПО КАРТЕ)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования  и обуви.  В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки. Великая Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

СЛАЙД

ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ РЕКУ БЕРЕЗИНУ

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками, изматывая противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал  гнать  французов   по смоленской дороге до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он  вместе с ними переносил все тяготы военного похода.

СЛАЙД ИТОГИ ВОЙНЫ

Около реки Березины армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

Вы, наверное, хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым?

Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.

М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.

 V. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа  в тетради с42 №75

(Чтение детьми полученных предложений по цепочке)

2. Работа по учебнику с. 75

(Дети находят и зачитывают материал учебника)

В память о победе в Отечественной войне 1812 года было возведено много памятников…

СЛАЙД

Храм Христа Спасителя в самом центре Москвы  на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный памятник героям 1812г. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

 СЛАЙД

Александровская колонна

 В Санкт-Петербурге один из известнейших памятников Петербурга.

       СЛАЙД

 Спасо-Бородинский женский монастырь -  православный монастырь на Бородинском поле.

СЛАЙД

Музей-панорама «Бородинская битва»  основу мемориального комплекса составляет: Кутузовская изба и сама бородинская панорама. Кутузовская изба стоит в месте, где в начале 19 в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Кутузова. Это был первый музей Отечественная  война.

В селе Малые Березники в память о погибших солдатах  в войне 1812года также была сооружена Богоявленская церковь.  Строилась церковь на средства боярыни Акулины Нестеровой. Со слов местного жителя, в раствор клали яйца, чтобы постройка была крепкой и не разрушалась. Ничего не жалели сельчане для святого места. И получилась она очень красивой, а звон колоколов Богоявленской церкви был слышен повсюду.  

-Книга «Ромоданово: история и судьбы»

В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.

История создания бородинского хлеба по-прежнему остаётся тайной. Существует несколько версий, в той или иной степени похожих на легенду.

Вопрос: А кто знает легенду о бородинском хлебе?

В1812 году, накануне сражения, в суете среди дороги оставили телегу с мешком муки и тмина, которую во время боя пушечным ядром разнесло в щепки. Мука и тмин высыпались и перемешались. Крестьяне, чтобы не пропадать добру, испекли хлеб из получившейся смеси.

Есть еще одна очень красивая и необычная легенда о создании Бородинского хлеба. Женщина, жена   русского генерала Тучкова, увидев во сне  о том, как её муж генерал Александр Тучков погибнет  в битве при Бородино.  Несчастная жена  очень любила мужа. Старалась забыть этот страшный сон. Но её муж и сын действительно погибли на Бородинском поле,  тогда  она постриглась в монахини, изменив имя.

А впоследствии организовала собственную пекарню, Хлеб стали печь в Спасо - Бородинском монастыре,  где и  был изобретен собственный рецепт ржаного хлеба, названный впоследствии «бородинским». Некоторые даже считают, что женщина кинула в печь хлеб, желая, чтоб он стал таким же чёрным, как её скорбь по – умершим близким.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

 Аудио запись отрывка  

ГИМН РУССКОМУ ВОИНСТВУ 

Дети стоя слушают  гимн

VI.  Рефлексия  Ребята, а какие  чувства испытали  вы, изучая сегодняшнюю тему?

– А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»:

у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:

– гордости, восхищения, то возьмите розовый лепесток;
– сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток
голубой
– никаких – лепесток
белый.

– На доске сердцевина ромашки 1812 год, приклейте к ней свой лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

VII. Подведение итогов

Вы оказались неравнодушные дети, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс    Разработка урока по окружающему миру.Раздел « Наш край»  4 класс Тема: «Животные-обитатели ле...

урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"

Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".

В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....

Урок окружающего мира, 2 класс

План - конспект по теме "Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы". Тип урока: урок открытия новых знаний.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах,...

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....