Доклад: "Развитие процессов ВНД школьников с ОВЗ с использованием инновационных технологий".
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Барадулина Татьяна Александровна

Данный доклад будет полезен работникам коррекционных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_shmo.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Новопетровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

VIII вида» Истринского муниципального района

Доклад

Развитие ВНД умственно отсталых школьников с использованием инновационных технологий.

                 

                                   

                                           Воспитатель 4 группы:              

                                                    Барадулина Т.А.      

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности отсталых детей.

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.

Дети с умственной отсталостью имеют следующие особенностей психики. Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.

Мышление — обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.

Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.

Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку  они недостаточно умеют  разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.

Весьма характерным для учеников вспомогательной школы  является их неумение пользоваться, казалось бы, хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи. Они далеко не всегда соотносят условия задания с теми ведениями, которыми располагают, и не выделяют необходимые для решения задачи звенья.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен. Именно понимаемое содержание усваивается  быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путем многократных повторений.

Зрительное восприятие учащихся вспомогательной школы замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам,  младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это — важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.

Для изучения и развития  психических процессов в своем классе я использовала диагностические методики разных авторов, а также  с некоторыми поправками программу педагога – психолога Родионовой Т.В.,  

             Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
   
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
   
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.

      Эта программа состоит из нескольких блоков. Первый блок диагностический.     

Цель данного блока –  диагностика  развития  познавательных  процессов  у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
   
Форма проведения диагностических исследований: групповая.

Диагностика развития внимания

     Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
     Методика используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок.            

Пример



    Норма объёма внимания для детей 8-13 лет – 800 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
    Время работы – 5 минут.

    Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро точно. Время работы – 5 минут.»

Результат данной методике см. приложение

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:
высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1мин 15 сек без ошибок;
               средний уровень – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками;
               
низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками;
               
очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой)

Образец №1                                      
 
     
Результат данной методике см. приложения.

                                      Диагностика развития памяти   
 Определение типа памяти

 Методика «Запомни пару»
 
   
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
    Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существу-
ют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
    Ход выполнения задания:
 экспериментатор  читает  испытуемым  10  пар  слов (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.                                                        

   
Первый ряд                                                Второй ряд
кукла – играть                                               жук – кресло
курица – яйцо                                                компас – клей
ножницы – резать                                         колокольчик – стрела  
лошадь – сани                                               синица – сестра
книга – учитель                                             лейка – трамвай  
бабочка – муха                                              ботинки – самовар
щётка – зубы                                                  спичка – графин
барабан – мальчик                                         шляпа – пчела  
снег – зима                                                      рыба – пожар
корова – молоко                                             пила – яичница
Результат данной методике см. приложение.

Диагностика развития мышления
    Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф.Замбицявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
    Субтест 1 – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
    Субтест 2 – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
    Субтест 3 – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
                                                                 
   Субтест 4 – выявление умения обобщать.

   Стимульный материал:

    Субтест 1.
    Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:
    а) у сапога есть...(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
    б) в тёплых краях обитает...(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
    в) в году...(24, 3, 12, 4, 7) месяцев;
    г) месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март);
    д) самая большая птица...(ворона, страус, сокол, воробей, орёл, сова);
    е) розы это...(фрукты, овощи, цветы, дерево);
    ж) сова всегда спит...(ночью, утром, днём, вечером);
    з) вода всегда...(прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная);
   и) у дерева всегда есть...(листья, цветы, плоды, корень, тень);
    к) город России...(Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

    Субтест 2.
    Найди лишнее слово:
    а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
    б) река, озеро, море, мост, болото;
    в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;
    г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;
    д) тополь, берёза, липа, осина, орешник;
    е) окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат;
    ж) Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей;
    з) курица, петух, лебедь, гусь, индюк;
    и) число, деление, вычитание, сложение, умножение;
    к) весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторжный.

    Субтест 3.
    Установи, какая связь между словами слева, а затем установи такую же связь в правой части:
    а) огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля;
    б) учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, термометр;
    в) огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы;
    г) цветок/ваза = птица/клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья;
    д) перчатка/рука = сапог/чулки, подошва, кожа, нога, щётка;
    е) тёмный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный;
    ж) часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач;
    з) машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна;
    и) стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная;
    к) стол/скатерть = пол/мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди.

     
                                                               
    Субтест 4.
   Придумай для каждой пары слов обобщающее название:
    а) метла, лопата __________;
    б) окунь, карась __________;
    в) лето, зима __________;
    г) огурец, помидор __________;
    д) сирень, шиповник __________;
    е) шкаф, диван __________;
    ж) день, ночь __________;
    з) слон, муравей _________;
    и) июнь, июль __________;
    к) дерево, цветок __________.

 Оценка успешности и интерпретация результатов.


         На основе анализа распределения индивидуальных данных (с  учётом  стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности,  наиболее  дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):
    4 уровень успешности – 32 балла и более (80 – 100% ОУ)
    3 уровень – 31,5 – 26 баллов (79,9 – 65%)
    2 уровень – 25,5 – 20 баллов (64,9 – 50%)
    1 уровень – 19,5 и менее баллов (49,9% и ниже).

Волкова Т. 21 балл – 2уровень

Ляшков Д. 23 балла -  2 уровень

Киняев Д. 20 баллов – 2 уровень

Демьянова Д. 17 баллов – 1 уровень        

Молотова И. 12 баллов – 1 уровень

Архарова П. 4 балла – 1 уровень        

Иванов д. 7 баллов  - 1 уровень

Результаты в диаграмме см. приложения

После того как я провела диагностику. Использовала следующие упражнение на развитие психических процессов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНО ПРОСТРАННОГО   ВОСПРИЯТИЯ.

Упражнение «Сломалась печатная машинка»

 - Вставьте пропущенные буквы

                     КАРАСИ
             _ арас _
            к _ _ _ _ и
            _ _ р _ _ _

                   ЛАМПА
                  _ а _ па
                  л _ _ п _
                  _ _ м _ _

     

                КРОКОДИЛ
               к _ _ код _ л
               _ _ ок _ ди _
               _ _ _ к _ _ ил

             СОЛНЦЕ
            _ о _ _ це
            с _ _ _ ц _
            _ _ _ н _ _
 


Упражнение «Текст наоборот»

- Прочти текст «наоборот»:

.акножевдем илсенирп укинтохО
, яслитумс ен коножевдем, ытанмок в вапоП
.ондобовс ябес лавовтсвучоп а
.акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В
, яревз еивтстусирп  аляучоп узарс анО
.метсог микьнелам дан укйотс алаледс и
ан лертомс и логу в яслибаз коножевдеМ
имылз укабос юушвидохдоп оннелдем
.имакнёзалг
   



       Упражнение «Найди границы слов»

         - Прочти сказку:

ХОТЕЛАГАЛКАПИТЬ.НАДВОРЕСТОЯЛКУВШИНСВОДОЙ,
АВКУВШИНЕВОДАБЫЛАТОЛЬКОНАДНЕ.ГАЛКЕНЕЛЬЗЯ
БЫЛОДОСТАТЬ.ОНАСТАЛАКИДАТЬВКУВШИНКАМУШКИИ
СТОЛЬКОНАКЛАЛА,ЧТОВОДАСТАЛАВЫШЕИМОЖНОБЫЛО
ПИТЬ.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

      Упражнение «Деление сплошного текста на отдельные предложения»

№1
                             Скоро весна.
        Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке
лёд прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветёт на
опушке черёмуха.

№2
     Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком
пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали
лягушки затрещали ночные кузнечики.

Упражнение «Составление связного текста по вопросам»

№1
1. Как твоя фамилия и имя?
2. В каком классе ты учишься?
3. Как зовут твою учительницу?

№2
1. В каком городе ты живёшь?
2. Как называется улица, на которой ты живёшь?
3. Какая река протекает по близости?

    Упражнение  «Составление связного текста из данных предложений»
№1
               Лоси.
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.

Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений»

Подберёзовик.
Мама срезала ножом _____. У гриба _____ маленькая, ______ длинная,
мохнатая. Это гриб –  _____. Он растёт под _____.
Слова для справок: берёзой, ножка, гриб, подберёзовик, шляпка.

Упражнение «Письменные ответы на вопросы».

                               Пастушок.
Пастушок Гриша живёт в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву.
Вопросы:
1. Где живёт пастушонок Гриша?
2. Куда он приводит телят?
3. Что делают телята у ручья?

Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию».

                       Санкт-Петербург.
    Санкт-Петербург очень красив. Это город на островах. Через реку Неву перекинулись огромные мосты. В Санкт-Петербурге много маленьких рек и каналов. Украшают город дворцы и парки с узорными оградами.
   
Выписать предложения, в состав которых входят названия города, реки.

Для развития слуховой и зрительной памяти  я использовала телевизор и DVD. Детям, предлагалось присмотреть какой либо видео ролик, а затем ответить на вопросы.

А также после каждого занятия я проводила с детьми психогимностику:

Этюд «Котята» (выражение различных эмоций) 

Педагог: Мы остаемся во дворе, но только я вас превращаю в котят, в котят-забияк, драчунов, которые никак не хотят успокоиться (превращаю в котят и в хозяек), — крибле-крабле-бумс!..
Представьте зимний морозный вечер, как холодно и темно на улице.
Педагог читает английскую песенку в переводе С. Маршака, используя выразительную мимику:

         Два маленьких котёнка поссорились в углу,
         Сердитая хозяйка взяла свою метлу
         И вымела из кухни дерущихся котят.
         Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
         А дело было ночью, зимою, в январе.
         Два маленьких котёнка озябли во дворе.
         Легли они, свернулись на камне у крыльца,
         Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
         Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
         «Ну, что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?»
          Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
          Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.
          И оба перед печкой заснули сладким сном,
          А вьюга до рассвета шумела за окном.
   
    Ребята, давайте по очереди покажем выражение лица хозяйки, как она разозлилась на котят? Какое у неё выражение лица? Брови сдвинуты, глаза строгие. Как она берёт свою метлу? Со злостью, движения размашистые, она выгоняет котят их дома за их шаловливость. Теперь представим, как страшно и холодно маленьким котятам на улице, они свернулись клубочком, они хотят, чтобы их пожалели, приласкали. А теперь хозяйка решила впустить котят, она простила нас. Как хозяйка теперь смот-
рит на нас? Она рада и улыбается. А теперь представьте, что мы сидим у тёплой печки, в печке горят дрова, огонь горит сильно-сильно, жарко-жарко. Как хорошо и приятно, когда прощают!    

   Этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

Педагог: Давайте отдохнём, посидим на стульчиках, помолчим и послушаем тиши-
ну. Вам кажется, что, когда мы молчим, наступает полная тишина, я предлагаю вам послушать, так ли это.
    Всё, игра началась (1,5-2 мин). Ребята, я слышу множество звуков: на улице слы-
шен шум проезжающих машин, слышно, как в ванной комнате капает вода, в сосед-
ней комнате идёт занятие. А вы какие слышите звуки?

     Этюд «Факиры» (психомышечная тренировка)

Педагог: Вы все замечательно занимались, но думаю, что вы уже устали и нам пора отдохнуть, расслабиться. Садитесь на пол, скрестите ноги по-турецки, руки положи-
те на колени, кисти рук свисают вниз, спина и шея расслаблена, голову опустите, подбородок касается груди, глаза закройте. Вы факиры. Факиры сидят и отдыхают. Так хорошо. Факиры отдохнули. Открывайте глаза. Нам пора возвращаться в школу.

   
Этюд «Слушай хлопки!» (активное внимание) 

Педагог: Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны остановиться и принять позу «аиста» (сто-
ять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). А если вы услышите три хлопка, то вы встаёте и продолжаете ходьбу даль-
ше (2-3 раза).
    Вы такие молодцы, все внимательно слушали  мои  задания,  всё  правильно  выполняли. Я вами горжусь!  

     Этюд «На берегу моря» (психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании)

Педагог: Представьте себе, что вы на берегу моря, закройте глаза. Представьте себе, как вы играете на берегу моря, как плещетесь в воде. Вы выходите из моря и  сади-
тесь на прогретый солнцем песок. Вы закрываете глаза от яркого солнца, дышите ровно, глубоко...

         На данном этапе моя работа не закончена, я буду дальше проводить занятия, а к концу года, продиагностирую детей еще раз чтобы проследить динамику.



Литература

           1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.тура.

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994
  2. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. -- М.: Педагогика, 1977.
  3. Рубинштейн С. Я.  Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников

žМетодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения.

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения ...

целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...

Доклад по теме самообразования « Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необход...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».

laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности»....