Доклад по теме самообразования « Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
занимательные факты на тему

Борголова Ольга Владимировна

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.

Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Бозойская средняя школа

Доклад

                 по теме самообразования

« Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Подготовила: учитель русского языка

 и литературы Борголова О.В.

п.Бозой

Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.

Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к игровым урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Л.С.Выготский и его ученики считают, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной. И он действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он придаёт окружающим предметам. Это переход в воображаемую ситуацию характерен для развития специфических форм игры.

Педагогическая игра - это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.

Все игровые технологии в образовательном процессе подразделяются:

1)        по виду деятельности:

а)        физические (двигательные);

б)        интеллектуальные (умственные);

в)        трудовые;

г)        социальные;

д)        психологические;

2)        по характеру педагогического процесса:

а)        обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б)        познавательные, воспитательные, развивающие;

в)        репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)        коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3)        по характеру технологии игры:

а)        предметные;

б)        сюжетные;

в)        ролевые;

г)        деловые;

д)        имитационные.

Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, разделении, самореализации.

Игровая деятельность с применением инновационных технологий  в учебном процессе позволяет реализовать воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Дидактические цели, расширение кругозора, формирование познавательных навыков, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, формирование общеучебных умений и навыков. (Презентация).

 Игровые моменты - это определённым образом организованная, иногда поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Она может быть индивидуальной, групповой, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного выхода, но и организации процесса этого результата. Нетрадиционный метод и дополнительный материал для углубленного изучения русского языка и литературы.

Цели игровых моментов - способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, позволить увидеть себя как человека способного и даже компетентного.

Я применяю в своей работе совершенно разные игры: морфологические игры, словарная игра «словарик», сюжетно-ролевая игра «пантомима», кроссворд и др. Игры бывают и серьёзные, и нет. Например, кроссворд. Ведь кроссворд - это тоже игра, и их решение заставляет искать ответы на самые разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время останется в памяти. Кроссворды по русскому языку помогают в увлекательной форме осваивать трудности русской грамматики, словообразования, других разделов языкознания, заставляет учащихся задуматься над особенностями тех слов, с которыми они встречаются каждый день.

Или, например, не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность. И поэтому в словарной игре «словарик» дети не только узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполняют ряд упражнений для запоминания правописания слова.

Ох, и трудная это работа-Из болота тащить бегемота. Работа - занятие, труд, деятельность.

Сорок сорок Для своих сорочат

Сорок сорочек, Не сорясь, строчат. Сорок - число 40 и количество.

В старину число 40 называли словами четыре десяте, а слово сорок означало «мешок». В мешки часто клали по 40 соболиных шкурок (столько шкурок шло на пошив одной шубы). Слово сорок стало означать «мешок с 40 соболиными шкурками». Потом слово сорок заменило слова четыре десяте.

Сюжетно-ролевая игра «пантомима» - разновидность игры, главным моментом в которой становится воспроизведение сюжетов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы. Участвует весь класс, есть общий замысел — сюжет, в соответствии с которыми, между участниками игры распределяются роли. Каждый из них выступает в игре в своей специфичной роли и усваивает связанные с ней формы социально-ролевого поведения. Через такую игру дети научатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях,

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...