Доклад по теме самообразования « Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
занимательные факты на тему
Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.
Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ Бозойская средняя школа
Доклад
по теме самообразования
« Игровая методика с использованием инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Борголова О.В.
п.Бозой
Изучение любой науки - тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру.
Игра - один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские и подростковые годы. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса: сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности. В игре ребёнок совершенствует свои способности, для взрослого игра является дополнением к жизненной действительности и отдыхом, а также сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности игры с применением ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к игровым урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Л.С.Выготский и его ученики считают, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной. И он действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он придаёт окружающим предметам. Это переход в воображаемую ситуацию характерен для развития специфических форм игры.
Педагогическая игра - это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
Все игровые технологии в образовательном процессе подразделяются:
1) по виду деятельности:
а) физические (двигательные);
б) интеллектуальные (умственные);
в) трудовые;
г) социальные;
д) психологические;
2) по характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
3) по характеру технологии игры:
а) предметные;
б) сюжетные;
в) ролевые;
г) деловые;
д) имитационные.
Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, разделении, самореализации.
Игровая деятельность с применением инновационных технологий в учебном процессе позволяет реализовать воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. Дидактические цели, расширение кругозора, формирование познавательных навыков, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, формирование общеучебных умений и навыков. (Презентация).
Игровые моменты - это определённым образом организованная, иногда поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Она может быть индивидуальной, групповой, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного выхода, но и организации процесса этого результата. Нетрадиционный метод и дополнительный материал для углубленного изучения русского языка и литературы.
Цели игровых моментов - способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, позволить увидеть себя как человека способного и даже компетентного.
Я применяю в своей работе совершенно разные игры: морфологические игры, словарная игра «словарик», сюжетно-ролевая игра «пантомима», кроссворд и др. Игры бывают и серьёзные, и нет. Например, кроссворд. Ведь кроссворд - это тоже игра, и их решение заставляет искать ответы на самые разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время останется в памяти. Кроссворды по русскому языку помогают в увлекательной форме осваивать трудности русской грамматики, словообразования, других разделов языкознания, заставляет учащихся задуматься над особенностями тех слов, с которыми они встречаются каждый день.
Или, например, не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность. И поэтому в словарной игре «словарик» дети не только узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполняют ряд упражнений для запоминания правописания слова.
Ох, и трудная это работа-Из болота тащить бегемота. Работа - занятие, труд, деятельность.
Сорок сорок Для своих сорочат
Сорок сорочек, Не сорясь, строчат. Сорок - число 40 и количество.
В старину число 40 называли словами четыре десяте, а слово сорок означало «мешок». В мешки часто клали по 40 соболиных шкурок (столько шкурок шло на пошив одной шубы). Слово сорок стало означать «мешок с 40 соболиными шкурками». Потом слово сорок заменило слова четыре десяте.
Сюжетно-ролевая игра «пантомима» - разновидность игры, главным моментом в которой становится воспроизведение сюжетов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы. Участвует весь класс, есть общий замысел — сюжет, в соответствии с которыми, между участниками игры распределяются роли. Каждый из них выступает в игре в своей специфичной роли и усваивает связанные с ней формы социально-ролевого поведения. Через такую игру дети научатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях,
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.
Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""
В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...
Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...
"Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор, повышающий качество филологического образования"
выступление на МО...
Презентация "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация...
Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"
В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...