Обогащение словаря у дошкольников
консультация на тему
В последние годы нарушение речи стало достаточно распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны (это и физиологические – ухудшение здоровья детей, а наличие двуязычия, так же причины компьютеризация современного мира – ограничивающее общение детей). На фоне нарушения речи у детей в большинстве случаев присутствуют не только нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, но в большинстве случаев проявляются нарушения формирования лексики у детей, а именно ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, большие трудности вызывает подбор антонимов и синонимов, обобщающих слов, дети затрудняются в классификации предметов, выделении четвертого лишнего, а так же большие трудности возникают при актуализации словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarya_u_doshkolnikov.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря у детей дошкольного возраста
В последние годы нарушение речи стало достаточно распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны (это и физиологические – ухудшение здоровья детей, а наличие двуязычия, так же причины компьютеризация современного мира – ограничивающее общение детей). На фоне нарушения речи у детей в большинстве случаев присутствуют не только нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, но в большинстве случаев проявляются нарушения формирования лексики у детей, а именно ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, большие трудности вызывает подбор антонимов и синонимов, обобщающих слов, дети затрудняются в классификации предметов, выделении четвертого лишнего, а так же большие трудности возникают при актуализации словаря. Даже при правильном выполнении задания дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков. Именно поэтому, при организации педагогического воздействия, необходимо проводить систематическую работу по развитию словаря. А что же такое словарь? Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делиться на пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). Объем активного словаря у любого человек меньше объема пассивного. При развитии словаря детей дошкольного возраста, выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого количественного обогащения словаря. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 800-1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000, в 5 лет – до 2500-3000, а в 6 – 7 лет до 3000 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Методы обогащения словарного запаса известны и активно используются в традиционной педагогике, но основой основ при обогащении словаря есть и остается – это общение. Это хорошо должны осознавать не только педагоги, но главное это должны понимать родители. Потому что без общения не возможно, говорить об обогащении словаря. Система работы над новым словом включает три этапа:
I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:
- знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуации, вызов коммуникативной активности;
- уточнение произношения слова.
II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений:
- использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор;
- речевые упражнения, загадки;
- создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видо-родовые, синонимические, антонимические, отношение целого и части, родственные слова);
- усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их характеристик.
- III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование:
- диалоги, подготовка к связным высказываниям;
использование (загадок, пословиц, поговорок), пересказов, игр, постановок и драматизаций.
Кроме этого педагогам необходимо устранять из речи детей нелитературные слова (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Для обогащения словарного запаса детей на фронтальных занятиях использую «Волшебный сундучок», так на занятии знакомлю детей с «новым» словом, которое подбирается в соответствии с лексической темой, показывая картинку, произношу незнакомое или малознакомое слово детям, уточняю его лексическое значение. Затем с детьми составляем предложение и убираем картинку с изученным словом в «волшебный сундучок». Прием очень эффективный у детей быстро в непроизвольной форме пополняется словарный запас, а сами дети очень любят называть слова - и лексическое значение слов, которые находятся в «волшебном сундучке». Родителям предлагаем информационные листы, на которых словарь детей с ЛЗ слов за изученный период.
Основные приемы в логопедической работе:
- подбор слов синонимов, антонимов;
- подбор родственных слов и составление цепочки родственных слов с опорой на наглядный материал (предметные картинки). Для этого используется «Схематическая маркировка». Детям очень нравится называть пары родственных слов по схематическим рисункам. Это пособие обеспечивает быстрое запоминание изученных родственных пар;
- Нахождение «лишнего» слова (не однокоренного) из ряда родственных слов;
- «Найди лишнее слово» (сахарница, хлебница, супница, лыжница….). Недостаточно просто найти «лишнее» слово, надо уметь объяснить свой выбор. Чтобы аргументировать обнаружение в рядах «лишнего» слова, дети должны мотивировать каждое из слов однокоренным. Для активизации лексики следует рассматривать слова в словосочетаниях и предложениях;
- «Объясни, почему так называется…» (самовар, самолет…);
-Работа со сложными словами, образованными путем соединения корневых морфем, «Придумай одно слово вместо двух» (лес-рубит - лесоруб, трубы чистит – трубочист).
- Работа с ребусами, кроссвордами;
- Работа с перфокартами ;
- «Что означают слова?» (гроза, печаль, тротуар…);
- Элементарный словообразовательный анализ используется в занимательных упражнениях типа: «Угадай секрет названия» (слов шиповник, облепиха …).
В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Хочу заметить, что ребенку с речью в норме необходимо повторить незнакомое слово до 20 раз, а ребенку-логопату до 80 раз. Кроме того, новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая. Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Так, Л.С. Выготский отмечал: «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи. Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача развитие речи, речевого общения – одна из главных. Поэтому хочется пожелать педагогам творческого поиска и понимания того огромного развивающего потенциала, который заложен в формировании словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
"Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами" (консультация для родителей)
Несколько советов родителям о накоплении и обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста...
Обогащение словаря дошкольников с ОНР фразеологизмами посредством игровых технологий
описание опыта работы...
Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами
Рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами...
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности. (Экологическая направленность)
Развитие связной речи, активного словаря детей дошкольного возраста, посредством экспериметирования....
Статья "Развитие и обогащение словаря дошкольников в процессе режимных моментов
Обобщение опыта совместной работы с воспитателями...