Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами
консультация на тему

Рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мама, ты говоришь мне, что мне «хоть кол наконсультация для родителей голове  теши!», или, что «всё как об стенку горох!» - как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «медведь на ухо наступил»? – эти вопросы часто задают дети взрослым. Фразеологические обороты: это один из самых интересных и увлекательных пластов лексики как русского, так и любого другого языка.

Давайте вспомним одну из пословиц из сборника В.Даля «Пословицы русского народа»: «Красна речь притчею». А ведь и сегодня верно: мы радуемся (как дети!), услышав речь не просто правильную, но и образную, позволяющую ощутить игру слова, многозначность.

Фразеологические обороты строятся на «игре» прямого и переносного значения. Дома, в свободное время, советую вам прочитать со своим ребёнком фразеологические обороты.

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  • Прочитав детское объяснение значения фразеологизма, предложите и вашему ребёнку самостоятельно призадуматься над ним; возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.
  • Прочитайте объяснение значения фразеологизма и стишок вместе с ребёнком, но не заставляйте его что-нибудь заучивать!
  • Не ограничивайтесь теми играми и упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию, придумайте вместе с ребёнком свои.
  • Помните, что дети любят повторять то, что им нравится; поэтому если ребёнок что-то просит прочитать ещё раз, не отказывайте ему.

А может быть и вы взрослые, найдёте для себя что-нибудь новенькое?

«Бежать, высунув язык»

Значение.

Изначально, так говорилось о собаках, высовывающих язык во время бега.

«Бежать, высунув язык» - это значит бежать очень быстро, с большим напряжением и усилием.

    Бежали, высунув язык,

    Из леса два мальчишки –

    Ведь побывали шалуныкомп        

    В малиннике у мишки.

Говорят дети

«Бежать, высунув язык» - это, наверное про животных говорится, собаки всегда, когда бегут, - языки высовывают. А если люди бегут, высунув язык – значит они очень устали и запыхались.

«Медведь на ухо наступил»

Значение.

Медведь – очень крупный зверь, и вряд ли посчастливится тому, кому он наступит на ухо.

«Медведь на ухо наступил» - это значит, кто-то совершенно лишён музыкального слуха, не умеет петь, или поёт громко, но фальшиво.

Как люблю я петь!

Только нету слуха –

Говорят: «Медведь

Наступил на ухо»!

«Считать ворон»

Значение

Народ сложил много пословиц и поговорок о вороне: «Вороне соколом не бывать», «Пуганая ворона и куста боится». Пренебрежительное отношение к вороне отразилось и в переносном значении этого слова: «вороной» называют разиню, нерасторопного человека.

«Считать ворон» - значить бездельничать, без цели глядеть по сторонам, ротозейничать.

Однажды поутру Мирон

Пошёл гулять. Считал ворон.

А у него две мышки

Стащили мяч и книжки.

«Клевать носом»

Значение

Клонить голову, очень хочется спать. Выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении.

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать?...

                                                           Подготовила:  учитель-логопед Зябликова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

"Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами" (консультация для родителей)

Несколько советов родителям о накоплении и обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста...

Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности. (Экологическая направленность)

Развитие связной речи, активного словаря детей дошкольного возраста, посредством экспериметирования....

Обогащение словаря у дошкольников

В последние годы нарушение речи стало достаточно распространенным  явлением среди детей  дошкольного возраста. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны (это и физиологические...