Статья "Развитие и обогащение словаря дошкольников в процессе режимных моментов
статья

Обобщение опыта  совместной работы с воспитателями

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие и обогащение словаря старших дошкольников
в процессе режимных моментов»

   По итогам первичной диагностики можно отметить снижение объема как  активного, так и пассивного словаря у детей нашей группы:  неточное употребление слов, несформированность семантических полей,  особенно затрудняются в актуализации глаголов, прилагательных, наречий. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не точно дифференцируют качества предметов. Те же ошибки и  в дифференциации глаголов (варит – готовит, жарит, печет)

Одной из причин медленного развития лексической системы является недостаточный запас представлений об окружающем, несформированность интересов, слабость вербальной памяти.

В психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Один – неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.  Вторым фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых, его  общение с ребенком.  Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является это  общение, поэтому необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка. Качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга, они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или, так называемые, вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

Люди не только говорят словами. Они думают и размышляют с их помощью. Расширение словарного запаса дошкольника означает не только повышение его осведомленности, но и развитие мышления.

Работу  по уточнению и обогащению  словаря детей  целесообразно проводить не только в процессе НОД, но и в различных режимных моментах:  

Правильно составленные режимные моменты  дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивают смену деятельностей (игровой, трудовой) тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления.

Режимные моменты: перед утренней гимнастикой, сама утр. гимнастика, гигиенические процедуры, сборы перед занятиями, переодевание  на прогулку, сама прогулка, подготовка ко сну – это те моменты, когда педагог ненавязчиво, незаметно для ребенка может проводить работу по развитию словаря воспитанников. Педагог может использовать как непосредственно сами речевые игры, а также сопровождать свои действия или инструкции  более точными указаниями и комментариями.

В раздевалке    или в группе

 Как показывает практика, большинство воспитанников плохо знают названия деталей одежды, путают их. Поэтому, рекомендовано давать более детальную инструкцию во время переодевания. Например, вместо  «застегни пуговицы», «завяжи шнурки»   можно дополнить и разнообразить: «продень пуговку в петельку», «зашнуруй ботинки»

Обратить внимание детей на друг друга, предложить рассмотреть, кто в какой одежде пришел, «Кто сегодня пришел в шортах? А кто в футболке?»

Учитывая планирующую функцию речи, педагог еще в группе предвосхищает действие словами «Сейчас мы будем спускаться, и переодеваться», а выйдя на прогулку, уточняет: «Что мы сделали, чтобы выйти на прогулку?»  (так мы активизируем словарь глаголов закрепляем употребление в форме будущего и прошедшего времени). Расширение  словаря глаголов при уточняющих вопросах: «Когда переодевались, какие действия выполняли?» (расстегнули, сняли, повесили, взяли. Одели, зашнуровали, поправили, посмотрелись, одернули, заправили)

На прогулке

На улице имея более развернутое и обширное пространство, можно закреплять с детьми словарь пространственной ориентировки.  «Посмотрите по сторонам: что выше домика, что ближе к вам (качели или горка, дом или светофор). Что справа (дом), а теперь встаньте так. Чтобы дом был за вами (слева от вас).  Также можно закреплять приставочные глаголы. Инструкция: «Саша добегает до домика, а Егор оббегает домик, Максим забегает в домик».  В конце прогулки вспомнить, что делали.  А на следующей прогулке, подозвав детей, дать некоторым инструкции на ушко. После выполнения уточнить у остальных детей, какое задание взрослый дал.

Развивая словарь прилагательных, обращаем внимание детей на окружающее. «Какая погода, какой день? На что похожи облака?»

Акцентируем внимание детей на деталях «У чего бывают крыши, стены?  Где есть ступеньки?  Что большое, огромное, мокрое, длинное?» и т.п.

Отгадывание предмета, объекта, по описанию взрослого (есть ступеньки, скат, крыша, можно скатиться. Этот объект растер, зеленеет, колышется, летит, опадает) .  

Что делают листья? Опадают, желтеют, кружатся, мокнут, гниют, лежат, блестят.

Что есть у дома, у здания, у дерева, горки.  Найди, что деревянное?. Металлическое?

При проведении утренней гимнастики – давать более точные инструкции по расстановке, при выполнении упражнений (быстро, медленно, четко, плавно, высоко - выше, сильный – сильнее, за, между, перед, около, возле), тем самым активизирует словарь предлогов, наречий, сравнительных прилагательных.

Таким образом, не только в специальных организованных играх и заданиях, но также и в режимных моментах необходимо создавать ситуации общения и обобщать полученный практический двигательный опыт детей, акцентировать их внимание на смысле и значении слов.

Дополнительные игры на развитие словаря

Игра «Превращения»

Цель. Развитие умения выделять существенные признаки предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).

Содержание. Взрослый дает задание назвать, во что превратится кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), бутылка без горлышка (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (в стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определенных деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаем этот предмет и называем его тем или словом.

Игра «Дополни ряд »

Оборудование. 2—3 предмета (картинки) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить ряд предметов (их изображений): «Какой посуды не хватает на столе (на картинке)?» Дети называют существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, ложки, чайника и т. д.»

     Игра с мячом «Я знаю пять…» (для детей от 5 лет)

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации» (для детей от пяти лет)

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому.

 тяжелый – грузовик;  колючий ёж,  холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Игра «Я собрал в огороде…»   (Цепочка слов)   (для детей от пяти лет)

Целесообразно проводит и на материале прилагательных и глаголов.

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.

       

Для развития словаря антонимов и синонимов, сначала создаем простые игровые ситуации. В режимных моментах используем в инструкциях: Вася  ближе, а Петя наоборот – дальше. Соня говори тише, а Алена  наоборот – громче.  Руки были чистые, а теперь …

 Игра «Сделай наоборот»

 Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т.д.). Детям задается вопрос: «Что Я сделал(а)?» Дети: «Вы сели». Взрослый: «Сел, а наоборот… Что можно сделать?» Дети называют слово-«неприятель»: «Сел, а наоборот – встал».

. опустить руки – поднять;

. закрыть глаза – открыть;

. вдохнуть – выдохнуть;

. показать левую руку – показать правую руку;

. снять обувь – надеть;

. завязать бант – развязать;

. расстегнуть пуговицы – застегнут!;

. спрятать – найти;

.смять – разгладить;

. построить – сломать; . говорить – молчать; . говорить – слушать; . кричать – шептать;

. включать – выключать;

. бросать – ловить;

. радоваться – огорчаться;

. догонять – убегать;

. забирать – давать;

. раздеться – одеться;

. здороваться – прощаться;

. улетать – прилетать;

. мерзнуть – греться.

Игра «Слова неприятели»          по аналогии и с синонимами.

Выбрать слова неприятели из ряда предложенных.

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Поднимать, опускать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Говорить, идти, молчать.

Выбрать из 3-4 одно противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, плита, лампа, альбом)

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник)

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные:  день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

Глаголы:   надеть = ….; въехать - …..; выиграть - …..; встать -…..; забыть - ….; говорить - …..; влететь - ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;

Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…..; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше -….;

Игра «Свободные ассоциации»,

Цель. Формирование семантических полей.

Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ назови любое слово, которое вспомишь). Ребенок, не задумываясь, осуществляет подбор слова к предъявленному. Например, взрослый произносит слово «помидор). Ребенок называет слово, пришедшее на ум первым. Предлагаются слова различных частей речи. Ребенку задается вопрос: «Подумай, почему тебе вспомнилось именно это слово?»

Игра «Пара к паре»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря, развитие мыслит операций .

Взрослый предлагает слова так, чтобы получились похожие пары, затем просит объяснить, чем эти пары похожи.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба)

Костюм – ткань, дом (забор, кирпичи, лестница)

Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога)

Курица – цыпленок,  кошка (котенок, кот, молоко).

Игра «Где и для чего можно применять предмет?»

Кнопка, ботинок, одеяло

Игра «Назови части»

По картинкам, по представлению

Кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, усы, шерсть.

Грузовик –

Дерево –

Часы –

Обратная игра «Отгадай предмет по названию частей»

Игра Отгадывание обобщающего слова по функциональным  признакам

Растут на грядке в огороде, используются в пищу.

Движется по дорогам, по воде,  по воздуху, перевозит людей, грузы.

Игра «Чем отличаются?» на материале картинок, реальных предметов.

Объяснить, чем отличаются слова

Шить – вязать,    строить – чинить,  мыть – стирать, чистить – подметать, рисовать – раскрашивать.

Игры, формирующие связи слов

Игра на подбор максимального количества слов к названию действия

Бежит (кто? что?) — лиса, человек, время, дорога.

Бежит (как?) — быстро, стремительно, медленно, неуклюже, грациозно, далеко, шумно, осторожно, трусливо.

Скачет (кто? что?) — конь, лошадь, коза, заяц, мяч.

Скачет (как?) — резво, быстро, скоро, медленно, легко, грациозно, красиво, резко, громко, шумно.

Летит (кто? что?) — птица, летчик, пассажир, самолет, снежинка, лист, камень.

Летит (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, далеко, долго, высоко, низко, шумно, тихо, прямо.

Кусается (кто?) — собака, тигр, волк, комар.

Охотится (кто?) — волк, лиса, лев, орел, сова. Ползет (кто?) — змея, ящерица, червяк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Статья по логопедии на тему: "Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов."

Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов. Для достижения желаемого результата необходимы не только логопедические занятия, но и регулярная  работа воспи...

"Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами" (консультация для родителей)

Несколько советов родителям о накоплении и обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста...

Обогащение словаря дошкольников фразеологизмами

Рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами...

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности. (Экологическая направленность)

Развитие связной речи, активного словаря детей дошкольного возраста, посредством экспериметирования....

Наработка глагольного словаря и словаря слов-признаков на занятиях и в режимных моментах

Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с и...