Оценка метапредметных результатов
презентация к уроку на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_metapredmetnyh_rezultatov_-_kopiya.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система оценки образовательных результатов ФГОС: основные особенности Содержательная и критериальная основы - планируемые результаты; Оценка предметных, метапредметных , личностных результатов; Ориентация на деятельностный подход: оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; Оценка динамики учебных достижений; Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, коллективных и индивидуальных, самооценки и взаимооценки и др.); Сочетание внутренней и внешней оценки; Накопительная система оценки индивидуальных достижений; Использование персонифированной и неперсонифицированной информации, уровневый подход в инструметнтарии , в представлении результатов, оценка методом «сложения»; Интерпретация результатов на основе контекстной информации
В чем проявляется системно- деятельностный подход в оценке образовательных результатов ЛИЧНОСТНЫМИ: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ регуляция коммуникация познавательная деятельность ПРЕДМЕТНЫМИ освоение систематических знаний преобразование, применение и самостоятельное применение знаний способность к решению различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе: освоение опорной системы знаний овладение умением учиться (способности к самоорганизации) индивидуального прогресса во всех основных сферах личностного развития ( мотивационно-смысловой , познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции ) Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом
В чем проявляется уровневый подход в оценке образовательных достижений Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы у учащимися Уровневый подход Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов: Общецелевой блок «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» . Уровневый подход к представлению результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
В чем проявляется комплексный подход к оценке общеобразовательных достижений Оценка трех групп результатов: предметных, метапредметных и личностных Использование контекстной информации (об особенностях учащихся, учебном процессе), для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования Использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной, как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки) Использование разнообразных форм и методов оценки. взаимно дополняющих друг друга
Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории
Метапредметные результаты? Под метапредметными результатами разработчики стандартов понимают освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Объек т и предмет оценки метапредметных результатов способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
Наиболее адекватные оценки метапредметных результатов читательской грамотности - письменной работа на межпредметной основе; ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной ( компъютеризированной частью); сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдени е за ходом выполнения индивидуальных и групповых учебных исследований и проектов. Каждая из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проект а
Особенности формирования метапредметных результатов Формируются только в процесс школьного обучения Не достигаются средствами учебных предметов Формируются при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик образовательной среды школы (требуется создание предметно-исследовательской среды школы поддержки собственной деятельности учащихся, раскрывающей происхождение общих способов задач, специфичных для предмета). Являются, с одной стороны, итогом начального обучения, с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения
Особенности формирования метапредметных результатов Формируются только в процесс школьного обучения Не достигаются средствами учебных предметов Формируются при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик образовательной среды школы (требуется создание предметно-исследовательской среды школы поддержки собственной деятельности учащихся, раскрывающей происхождение общих способов задач, специфичных для предмета). Являются, с одной стороны, итогом начального обучения, с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения
Оценка по результатам выполнения Особенности оценки метапредметных результатов метапредметные действия Коммуни-кативные : речевые средства; Коммуни-кация при взаимодействии Регулятивные: целеполагание планирование способ действия контроль коррекция Чтение Познавательн ые: Работа с информацией: поиск, запись, восприятие, в том числе средствами ИКТ; Использование моделей, знаков, символов, схем; Логические операции: а нализ , синтез, сравнение классификация, подведение по понятие, аналогия суждение Материалы для фиксации данныхтельные Проектно-исследова-тельская деятель-ность ИКТ Чтение Оценка в процессе выполнения
Читательская грамотность Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Из опыта оценки читательской грамотности международные сравнительные исследования PIRLS , PISA ; методика «Тяни - Толкай»; Комплексные работы в начальной школе; оценка читательской грамотности в основной школе
Смысловое чтение и работа с текстом историческая проблематика Детальное понимание содержания и формы текста: анализ, интерпретация и обобщение информации сложные выводы оценочные суждения Научно - популярные тексты Общее понимание и работа с текстом : поиск и выявление разного вида информации; прямые выводы и заключения на основе фактов; понимание основной идеи Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач без привлечения дополнительной информации с привлечением дополнительной информации естественнонаучная проблематика Обществоведческая проблематика
Из опыта оценки познавательной деятельности международные сравнительные исследования TIMSS , PISA ; психолого-педагогические диагностики
Психолого-педагогические диагностики Умение учиться Совместимость Чтение и составление текста Моделирование Логика и анализ Творческие и поисковые задачи Рефлексия Планирование, контроль, оценка
Оценка качества образования,ОШ : метапредметные результаты: инструментарий Итоговый индиви-дуальный проект презентация или иные материалы лист планирования и продвижения по заданию листы самооценки Работа в группе : саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ Карта наблюдений Результаты взаимооценки (голосование) видеозапись Г р у п п о в о й п р о е к т Материалы целенаправленных наблюдений Рабочие материалы групп 2-3 урока
. 4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки метапредметных результатов
Для разработки измерительных материалов необходимо иметь представление о: Цели оценки – оценить способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и дифференцировать их по уровню достижений. Содержание оценки (структуре и содержании планируемых результатов) Особенности заданий для оценки планируемых результатов Общих подходах к принятию решений об уровнях освоения учебного материала (уровне достижения планируемого результата)
Общий алгоритм разработки измерительных материалов Требования ФГОС Кодификатор Планируемые результаты Процедуры Спецификация Демоверсии и измерительные материалы Материалы для фиксации данных Нормативная основа Измерители
Компоненты учебного или проверочного задания Характеристика задания Содержание Условие (информационная часть ) Вопрос (командная часть) Инструкция по выполнению (ответная часть) Мотивационная часть Образец /описание ответа Методический комментарий Критерии ответа Время выполнения задания
Смысловое чтение и работа с текстом историческая проблематика Детальное понимание содержания и формы текста: анализ, интерпретация и обобщение информации сложные выводы оценочные суждения Научно - популярные тексты Общее понимание и работа с текстом : поиск и выявление разного вида информации; прямые выводы и заключения на основе фактов; понимание основной идеи Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач без привлечения дополнительной информации с привлечением дополнительной информации естественнонаучная проблематика Обществоведческая проблематика
Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов Критерии должны описывать реальные результаты. Которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы Они должны дифференцировать и описывать результаты деятельности учащегося на разных уровнях Критерии могут формироваться в связи с оценкой отдельного результата ( одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенции, а также итоговых результатов освоения учебной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"
Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....
Возможные критерии и формы оценки метапредметных результатов на различных этапах урока
Данная статья дает понятие метапредметных результатов и предлагает некоторые возможные критерии их оценки в ходе урока...
Особенности оценки метапредметных результатов
Презентация проекта по теме:"Особенности оценки метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"...
Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Составление метапредметных заданий для уроков биологии и их оценивание....
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Примеры заданий для проверки и оценки метапредметных результатов обучения на уроках математики...
Проектирование диагностической работы по оценке метапредметных результатов на уроках географии в 5 классе
Статья написана в соавторстве с Вшивковой Л.Н. В статье предприняты попытки к разработке диагностической работы на определения уровня сформированности метапредметных результатов...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....