К вопросу формирования орфографической зоркости
методическая разработка по теме

Наумова Галина Анатольевна

 Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников,а лишь один из его методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_formirovaniya_orfograficheskoy_zorkosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу формирования орфографической зоркости

Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической  зоркости младших школьников, а лишь один из его методов. Предлагаемый способ эффективен на этапе отработки навыка.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:
1. письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

2. списывание текста и выделение орфограммы;

3. исправление деформированного текста (текста с ошибками);

4. письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

5. классификация слов  в соответствии с орфограммами;
6. выбор слов из текста с заданной орфограммой ;

7. постановка пропущенных букв в места орфограмм;
8. и прочее

Знаете какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку?  Конечно – «Вставьте пропущенную букву». На наш взгляд, малополезный способ работа в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, «зоркость» кем то уже проявлена, т. е., место, где может быть допущена ошибка найдено и "подсказано". При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать и есть орфографическая зоркость.

 Причем здесь важно отметить, что это умение полезно в том случае. Если оно развито на уровне чутья. А не существует в виде развернутого способа определения орфограммы. Любому учителю известны дети, знающие способ работы с орфограммой (знающие правило), но допускающие большое количество ошибок. Они могут например, поставить ударение, затем выделить корень слова определить слабую позицию гласного, определить в какой части слова он находится, выбрать соответствующий способ проверки, выполнить его и, наконец, правильно написать букву. Только это не навык и не зоркость. При письме им их знание не помогает.

Мы считаем более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом" тексте. Следуя по пути индивидуализации учебного процесса, одним из важнейших условий которого считаем выбор, на разных этапах работы в предмете мы предлагаем ребенку всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы Одних детей привлекает сама форма материала, других - содержание текстов, а третьих облегченность, загруженность текстов или виды заданий. Работа с карточками по выбору позволяет учителю видеть проявление индивидуальных особенностей и стилей детей,индивидуально учитывать объем работы, дает возможность целенаправленно отрабатывать тот материал, который необходим конкретному ученику.

 Специально ставилась задача отбора текстов для карточек. Принципы подбора следующие:

  - Мнемонический характер текста. Это значит, что материал не только впрямую, но и на подсознательном уровне способствовал усвоению орфограмм. Он может быть насыщен родственными словами, может быть словами-антонимами или словами из одного семантического поля (например, для правописания гласного в названиях птиц "воробьи, вороны,сороки, соловьи", текст о том, как эти птицы покупали очки и теперь они "в очках" -0-0).

- Тексты должны быть привлекательны по содержанию. Это могут  быть тексты юмористического плана, "истории" о правописании,тематика, интересная детям данного возраста (о животных, космосе и др.). тематика интересная детям данного класса.

Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условия включения в работу можно большего числа детей с самыми разными способами реагирования на учебный материал.

 Однако все эти виды карточек имеют существенный недостаток. Они требуют непосредственного участия учителя в работе ученика. Выполнив задание, ребенок вынужден ждать, когда учитель проверит и оценит. Иначе смысл в чем? Но этот этап почти всегда отдален по времени, да к тому же, в силу возрастных особенностей психологически ребенок относится к первой части работы с карточкой как к самодостаточной. Он был поглощен интересным для него делом и, выполнив его, испытывает полное удовлетворение. Он даже может избегать проверки и оценивания. Сделанные в такой момент с чужой стороны, они действует разрушающе. Особенно это заметно учителю, когда дети получают свои рабочие тетради после проверки. Они открыв тетрадь, реагируют на наличие отметки, на наличие записи, но почти не обращают внимания на их содержание. Какой учитель не восклицал в отчаянии: "Я ведь тебе каждый день это исправляю (пишу)!"

Предлагаемые нами карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

  1. развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
  2. самостоятельно проверить результат работы;
  3. видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
  4.  если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть" их.

 На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Орфографическая копилка.Дидактический материал для формирования орфографической зоркости в системе ФГОС,

Орфографическая грамотность, являясь составной частью языковой культуры, свидетельствует об уровне образованности человека, поэтому в числе задач, стоящих перед школьным образованием, надо признать ва...