Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
статья
Данная работа посвящена формированию познавательных УУД на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznav._uud.docx | 58.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочноевремя. Предполагается, что школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС ООО.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Основными индикаторами ( показателями) функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
-познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.
В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Все эти действия имеют место, например, на уроках подготовки обучающихся к ГИА.Часть 2 экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА в 9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:
познавательные:
-понимание проблемы;
-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;
-умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;
-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;
-выведение следствий.
Работа проходит с использованием пошаговой инструкции по написанию сочинения – рассуждения.
Предлагаем пошаговую инструкцию по написанию сочинения части 2. | ||
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием | Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова | |
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания | Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. | Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. |
Шаг 3. Оформляем вступление | Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; | Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает разбирает подчёркивает ссылается на... останавливается на ... раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что ... |
выразить своё отношение к ней. | Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... | |
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. | Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. | |
Шаг 4. Пишем основную часть | Основную часть можно начать следующими фразами: | Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... |
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. | Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. | |
Шаг 5. Пишем заключение | В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: | Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. |
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. |
Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ учебной статьи, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, микротемы, занести теоретический материал в таблицу, схему. При выполнении заданий части 1 экзаменационной работы в формате ГИА девятиклассники учатся определять проблему, давать ей комментарий, находить авторскую позицию и способы её выражения, высказывать свою позицию. Так же используем на уроке алгоритм написания сжатого изложения.
Алгоритм написания сжатого изложения
Изложение читают два раза.
УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ
(МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ.
ПИШИТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.
Как писать? Вы можете использовать два варианта «конспектирования» текста. При 1 и 2 прочтении
I
1. Записывать полностью, а потом сокращать, оставляя ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца. | 2. Записывать сразу ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца. |
II. Обозначьте микротемы каждого абзаца (коротко).
III. Соблюдая абзацное членение текста, используйте приемы
исключения, обобщения, упрощения
для «сжатия» записанного текста.
IV. Формулируйте грамотное высказывание, обязательно продумав перед этим синтаксическую структуру ваших предложений (обратите внимание на уместное и грамотное употребление однородных членов, сочинительных и подчинительных союзов в ПП, ССП, СПП в вашем сжатом изложении)
Из чего строить высказывание (текст вашего сжатого изложения)?
1. Используйте для составления предложений те слова, которые остались после «сокращения» текста. | 2. Передавайте мысли своими словами | 3. Используйте предыдущие два способа одновременно. |
V. Проверьте количество абзацев, полностью ли раскрытымикротемы каждого абзаца?
За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили» в текст свою микротему, или, наоборот, не раскрыли микротему в каком- либо абзаце, или объединили по ошибке два абзаца в один.
VI. Сосчитайте количество слов. В изложении должно быть не менее 70 слов!
В сумме в вашем изложении (часть 1) и в вашем сочинении-рассуждении (часть 3) должно быть не менее 140 слов
Пожалуйста, пользуйтесь орфографическим словарём для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!
Будьте внимательны, не спешите!
Одним из путей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроке русского языка является проектная и исследовательская деятельность. Вовлечение обучающихся в творческую работу, развивает у них умение самостоятельно собирать информационно – иллюстрированный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности.
Для обеспечения устойчивой мотивации познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка были выполнены презентация и исследовательские проекты, которые ребята представили на Всероссийском уроке русского языка, посвящённому Дню русского языка «Урок – устный журнал «Великий, могучий, правдивый и поистине волшебный русский язык!» (Презентация « Тайна имени», исследовательские проекты «Имена – это тайна великая», «Я и моё имя»).
Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета «Русский язык» формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.
Приведу ещё примеры формирования у обучающихся познавательных УУД.
1)По любой теме урока можно составить алгоритм. Например, «Употребление Ъ и Ь знака перед Е, Ё, Ю, Я, И»(5кл.)
Алгоритм
- Ъ перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные. ...
- Ь знак пишется в корнях, суффиксах, окончаниях перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
2)По теме «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» (6 кл) совместно с обучающейся был поставлен проблемный вопрос: почему буквы Е,Ё,Ю,Я не являются звуками? А какой звук слышится в словах «пятёрка» и «мяч».
На основе такого примера рождается проблема разногласия написания и произношения слов с буквами Е,Ё,Ю,Я.
3).На уроках русского языка использую различные схемы, таблицы, алгоритмы.
Карточка-алгоритм повторения имени существительного. ( 5-9кл.)
1. Что такое имя существительное?
2. а) Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
б) Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям?
3. Что значит: просклонять имя существительное?
4. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?
5. Что следует помнить об окончаниях имён существительных в родительном падеже единственного числа?
6. Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже единственного числа?
7. Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже единственного числа?
Почему он так называется?
4).Ещё одним эффективным средством считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у обучающихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения обучающихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке была создана памятка «Как работать со словарём».
Памятка работы со словарём.
1.Прочитай слово.
2.Определи, на какую букву оно начинается.
3.Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
4.ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
5). Извлечение информации из учебного текста:
при изучении нового материала( 5кл) «Глагол как часть речи»
Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
при актуализации знаний - обращение к опыту детей: подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
6). Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить(7кл).Заполните таблицу примерами из текста:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Местоимение | Наречие |
|
|
|
|
7)В 8 классе при изучении темы «Словосочетание как синтаксическая единица» на этапе урока мотивация к учебной деятельности были сформированы познавательные УУД:
--понимать информацию;
-- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.
Работа с записью на доске:
новый книга/ новая книга/ Книга новая?
--Какие языковые единицы представлены в каждом случае?
--Укажите признаки единиц первого столбика.
--В каком разделе науки о языке изучаются слова как части речи?
--Укажите признаки единиц второго столбика.
-- Назовите все признаки языковой единицы третьей группы.
Как ты считаешь, какой теме урока мы с тобой подошли?
На этапе урока целеполагание – познавательные УУД:
-- осознавать познавательную задачу(Повторим всё, что знаем о словосочетании и сформулируем цели урока(овладение синтаксической единицей языка- словосочетанием; формирование умения выделять словосочетание на основе анализа и учета его признаков).
На этапе урока поиск решения проблемы была поставлена проблема и найдены пути решения проблемы:
--как образовано слово «словосочетание»?
-- какие значения имеют словосочетания?
-- какие словосочетания называются синонимичными?
--как произвести синтаксический разбор словосочетания? (Познавательные УУД-устанавливаются причинно- следственные связи)
На этапе урока применение знаний обучающимисяиспользовался школьный фразеологический словарь русского языка, производился синтаксический разбор словосочетания, выполнялись задания упражнений учебника. (Познавательные УУД:
-- читать и слушать, извлекая нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему;
--осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.)
8)Остановлюсь на одном из главных разделов русского языка «Морфемика и словообразование», который предоставляет богатые возможности для личностного развития обучающихся (прививает интерес к наблюдению за строением и употреблением слов, сознательного отношения к своей речи и контролю за ней) и для формирования у них различных универсальных учебных действий – прежде всего познавательных:
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
– строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задание 1. В словообразовательном словаре изучить словарную статью с исходным словом ВОДА. Сколько слов входит в словообразовательное гнездо? Какие слова образуют словообразовательные цепочки?
От каких слов и какими способами образованы однокоренные слова?(6кл.)
2.Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.
Выделите основы в исходном и образованном слове, покажите словообразующие аффиксы, назовите способ образования каждого слова.
Образец: Земля→земляк→землячество
1. Решить→….→решительность→…
2. Дождь→… →дождевик→…
3. …→грузить→ погрузит→…→… →лесопогрузочный
4. Лицо → … → облицовывать → …
5. Мысль → … → смыслить → смышленый→ …→ несмышленыш.
- ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1. Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?
Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий,сверхлегкий.
Задание 2.(5 класс)Можно ли считать слова луковка, лучник,излучина однокоренными?
Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.
Задание 3. Найдите лишнее слово. Объясните ответ.(5класс)
1) Булочка, козочка, вазочка.
1) Воротник, задачник, ночник.
2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.
3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
Ответ.
1. В слове булочка выделяются корень -булоч- (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.
2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь→ ноч-н-ой→ ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.
3. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.
4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь→ чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.
5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый →скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.
Организуя работу над словами, с точки зрения способов их образования, учитель создает проблемную ситуацию при помощи таких вопросов и заданий(5,6кл.):
1. Для чего разные слова объединены в одной записи? Какую мысль это передает?
2. Какой вывод о словообразовании имен существительных (имен прилагательных, глаголов, наречий) можно сделать, рассмотрев эти слова? Выделите суффиксы.
3. В учебнике найдите правило, которым нужно пользоваться для правильного написания этих слов.
4. Добавьте свои примеры.
При выполнении упражнений этого типа выявляются «орфографические точки», связанные как с повторением ранее изученных орфограмм, так и с освоением написания суффиксов существительных.
Поиск правила по учебнику развивает внимание и память; подбор собственных примеров слов развивает мышление, память, речь, словообразовательные умения и навыки.
Задание 4. Формулирование правила самими обучающимися. Понаблюдайте за правописанием гласных в словах и сформулируй правило.( совместная работа в паре с учителем)
Слова для наблюдения: заря΄, зо΄рька, зарни΄ца, озари΄ть.(6кл)
Задание 2. Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?7кл.
песок → песочный = известь→ ?) известковый
холодный → холодноватый = железный(относ.прил.) → ?не имеет решения
Ответ: 1) бочар, 2, 3), 4) гладильный, 5) балалаечник
- ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ(8кл)
Придумай сказку о жителях страны «Словообразование». Можешь нарисовать их.
Задания творческого характера способствуют запоминанию и осознанию понятий и терминов, развивают творческое воображение, память, мышление, речь.
Эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично- поискового, проблемно- исследовательских методов изучения нового учебного материала. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать обучающихся принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»
Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В ...
Система заданий по разделу "Лексикология" для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5-х классах
Данная методическая разработка к учебнику Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2011 содержит сист...
"Технологии формирования познавательных УУД на уроках русского языка"
Статья посвящена актуальной проблеме формированию универсальных учебных действий. Постановка и решение актуальной и новой проблемы обусловлены ведущими идеями, отражёнными в документах Националь...
Модели диагностических работ по формированию познавательные УУД на уроках русского языка
Для того, чтобы проверить, как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебн...
Модели диагностических работ, по формированию познавательные УУД на уроках русского языка
материал окажется полезным при создании собственных диагностических работ по формированию познавательных УУД на уроках русского языка...
Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы...