Методическая копилка
учебно-методический материал на тему
В реализации программы «Пеший туризм» можно использовать арсенал учебно-методического комплекса, накопленный на протяжении ряда лет педагогами по физической культуре, спортивному ориентированию, краеведению и туризму. Вашему вниманию предлагается подборка такого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка
к программе дополнительного образования
«Пеший туризм»
Задания к теоретическим занятиям):
- Диктанты
№1
- Прочитайте текст.
- Запишите знаки словами.
№2
Замените слова топографическими знаками:
«Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешёл в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая...».(А.Рыбаков «Бронзовая птица»)
№3
Замените слова топографическими знаками:
«Экспедиция продолжала свой путь по тропе через болото. Влажный воздух, насыщенный гнилостными испарениями затруднял дыхание. Но вот под ногами возникла твёрдая почва и болото сменилось редколесьем. Вскоре, пробираясь через густые заросли кустарника, путники совсем выбились из сил. Посовещавшись, решили сделать привал на высоком берегу ручья. Передохнув, переправились через ручей вброд и продолжили путь по узкой лесной тропе». ( Н. Андреев «Северная экспедиция»)
№4
Замените слова топографическими знаками:
«Заблудившиеся путники пробирались сквозь густой хвойный лес. Темнело. Тропинки не было видно и приходилось идти сквозь заросли кустарника. Вдруг все увидели небольшую избушку на опушке леса. Сразу возникло желание немного передохнуть и обдумать сложившееся положение. Охотничий домик оказался давно заброшен и ребята продолжили свой путь. Вскоре густой лес сменился редколесьем и в траве показалась еле заметная тропинка. Глубокой ночью усталые путники вышли на асфальтированную дорогу и добрались в город» ( А. Михайлов «Тайна»)
- Задачи («Географические координаты», «Азимут»)
Определите географические координаты объектов по карте полушарий: |
а) г. Мак-Кинли (Северная Америка) б) г. Косцюшко (Австралия) в) влк. Килиманджаро (Африка) г) влк. Котопахи (Южная Америка) |
Определите географические координаты объектов по карте России: |
а) г. Народная (Урал) б) г. Омск (Западная Сибирь) в) г. Н.Новгород (Восточно-Европейская равн.) г) г. Хабаровск (Дальний Восток) |
Определите расстояние в градусах и километрах по карте полушарий: |
а) от г. Санкт-Петербург до г. Магадан вдоль параллели б) от г. Диксон (север) до государственной границы вдоль меридиана |
Определите расстояние в градусах и километрах по карте России: |
а) протяженность Северной Америки по 40° с.ш. б) протяженность Евразии по 70° в.д. |
Узнайте объект по карте полушарий: |
а) 50° ю.ш. 70° в.д. б) 17° ю.ш. 48° з.д. |
Узнайте объект по карте России: |
а) 64° с.ш. 122° в.д. б) 52° с.ш. 95° в.д. |
Определите направления: |
а) от Каспийского моря до о. Новая Земля б) от о. Мадагаскар до мыса Игольный |
Укажите направление на север и составьте схематический рисунок и определите направление и азимут при движении из дома в школу и из школы – домой: |
дом на ССЗ от школы |
Нарисуйте азимуты: |
а) 70° б) 135° в) 210° г) 305° |
Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов выходного дня, соревнований, слетов служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Немало упражнений для занятий в помещении и на местности позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке. Главная методика, диктуемая возрастными психофизиологическими особенностями – игровая форма и смена видов деятельности.
Спортивно-физическое развитие:
-в воспитании общей выносливости применяются: длительный бег и кроссы различной интенсивности, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, езда на велосипеде (при занятиях на базе одной школы). Основные методы – равномерный, игровой, метод круговой тренировки.
-развитие гибкости – различные упражнения на растягивание с постепенным увеличением амплитуды движений до возможного предела на каждом занятии. Основной метод воспитания гибкости – повторное выполнение упражнений: основные упражнения – элементарные движения из гимнастики, подвижные и спортивные игры, упражнения «в паре»;
-воспитание быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Спортивные и подвижные игры: «Встречная эстафета», «Эстафета с мячом», «Гонка мячей», «Минное поле», «Возьми кегли», «Подхвати палку», «Меж двух огней», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов» и т.д. Современные телепередачи предлагают огромное разнообразие различных эстафет, но большинство из них требует специального снаряжения и очень специализированной подготовки спортплощадки для проведения. Особенностью проведения эстафет и игр для туристов является минимальное оборудование и использование особенностей той местности на природе, где проводятся спортивные занятия;
Пример. Игра «Меж двух огней». Игра проводится на площадке типа волейбольной (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной её половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней. По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передавая его игрокам своей команды. Они должны выбрать удачный момент и осалить мячом игрока команды соперника так, чтобы он не поймал мяч. Игрок, в которого попали мячом. Покидает площадку, но продолжает играть рядом со своим капитаном за лицевой линией. Он, как и капитан, имеет право ловить мяч, передавать его, выбивать противника. Задача владеющих мячом – осалить им игроков команды соперника. Остальные участники должны увернуться от мяча и поймать его, чтобы передать своей команде. Игра продолжается установленное время. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков команды противника.
-воспитание ловкости при туристской подготовке к походам и преодолению препятствий способствуют игры: «Тоннель», «Переправа», «Гонка обручей», « Сквозь обруч», «Через скакалку всей командой», «Живая змейка», «Удержи равновесие», «Вездеход» и т.д.; [29]
Пример. Игра «Удержи равновесие». Играющие становятся на бревно парами лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Каждый пытается нарушить равновесие соперника ударом по ладоням или плечу. Проигрывает тот, кто раньше спрыгнет с бревна.
-общая задача воспитания силы – всестороннее развитие её, обеспечение высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Этой задаче способствуют игры: «Тачка», «Турнир атлетов», «Сильная схватка», «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Борьба ногами», «Борьба всадников», «Перетягивание каната», «Шнурбол», «Силачи», «Бой на переправе», «Воздушный мост»
Пример: Игра «Вытолкни из круга». Поединок проводится в круге диаметром 4-5м. Двое играющих держатся за 3-х метровую палку (шест). По сигналу каждый старается вытолкнуть соперника из круга. Проигрывает тот, у кого ноги окажутся за кругом или кто выпустит шест из рук. Играющим нельзя касаться друг друга.
Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользования картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны игры: «Компас», «Кто наблюдательнее», «По азимутам», «Определи расстояние», «По карте, следам и приметам», «Изучи след», «Поиск пропавшей группы», «По неизвестному маршруту», «Встречный бой», «Прорыв обороны и бой в глубине», «Обнаружить мины», «Задержать нарушителя», «По грибы», «Запомнить позы». Аудиторные игры на воспитание наблюдательности и памяти: «Мозаика», «Морской бой», «Картографический диктант», «Рисунок азимутами и сторонами света» и др.-
-необходимые в туристском походе навыки и умения по установке бивака, разжиганию костра, преодолению естественных препятствий, оказанию доврачебной помощи осваиваются в играх: «Готовься в поход», «Не попадись часовому», «Удочка», «С кочки на кочку», «Транспортировка пострадавшего», «Кольцевая туристская эстафета», «Эстафета узлов».
Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края помогают краеведческие игры:
Игра «Лесные тайны» (для детей 9—11 лет)
Игра проходит в виде соревнований по станциям. Детей делят на группы по 7—10 человек. На каждой станции ребят встречают ведущие, одетые в костюмы или имеющие атрибуты сказочных персонажей. Каждой группе детей выдается маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Задания на каждой станции могут быть самые разнообразные. За каждый правильный ответ группа получает «шишку», «орех» или любой другой атрибут леса. В маршрутном листе ведущий фиксирует, сколько на его станции группой получено «шишек», «орехов» и т.п. Выигрывает та команда, у которой больше всего «атрибутов» леса. Названия станций должны быть загадочными, веселыми или интригующими.
Вот варианты заданий для некоторых станций, их можно сократить, дополнить или изменить, в зависимости от условий проведения игры.
1. «Лечебница Айболита»
Примерные вопросы:
- Из какого растения изготавливают лекарство, улучшающее аппетит? (Корень одуванчика)
- Сок какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)
- Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)
- Расскажи о каком- либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно — покажи).
2. «Старик лесовик»
Примерные вопросы:
- Определи по листьям виды деревьев и кустарников. (Дуб, береза, осина, рябина, крушина, лещина, бузина и т.д.)
- Как узнать возраст молодой сосны, не срезая ее? (По числу мутовок, к которому надо прибавить еще 2 года, т.к. только через два года у сосны появляются ветки с мутовками)
- Сколько лет живет дуб? (До 2000 лет, в среднем 400—500 лет)
- Назови дикорастущие растения, которым грозит истребление и которые надо охранять (Белые водяные лилии, сон-трава, ландыши и т.д.)
3. «Дятел»
Примерные вопросы:
- Назови птиц-защитников леса. (Дятел, синица, поползень, иволга, кукушка и др.)
- Почему нельзя трогать руками яйца в птичьих гнездах? (Птицы могут бросить гнездо)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус)
- Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, киви)
4. «Крот»
Примерные задания:
- На ощупь, с завязанными глазами определить сосну, березу, ель, осину, рябину, ромашку, мать-и-мачеху.
- По запаху определить мяту, душицу, ромашку, полынь, пижму и др.
- Что за трава, которую и слепые знают? ( Крапива)
5. «Белка»
Примерные задания:
- Назови грибы, которые знаешь.
- Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)
- Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, ландыш)
- Чем ценны плоды шиповника? (В них много витамина С)
- Какие ягоды растут в наших лесах? (Земляника, черника, малина, клюква, ежевика, брусника)
6. «Цветик-семицветик»
- Назови цветы в букете (из собранных в лесу цветов)
- Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Большинство цветов размножаются семенами, если сорвать цветы, то растение утратит возможность размножаться и ему может грозить вымирание)
- Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? ( Не-за-будка)
- Какие цветы носят человеческие имена? (Василек, роза, иван-чай, иван-да-марья)
7. «Знайка»
- Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный и влажный воздух прибивает к земле)
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи тянутся к муравейнику, закрывая его ходы)
- По каким приметам можно определить ясную погоду? (Утренняя роса на траве, прохладно после захода солнца, утром стелется туман, небо утром серое, вечером квакают лягушки и т.д.)
По каким приметам мы определим, что скоро будет дождь? (Ласточки низко летают, дождевые черви вылезают наружу, овцы просятся в загон, утром нет росы, на восходе небо красное, рыбы выпрыгивают из воды, муравьи бегут к муравейникам и т.д.).
8. «Песенная»
Ребятам предлагается пропеть строчки из песен, в которых говорится о лесе, цветах, деревьях, и т.п. Побеждает последний (или та группа, которая споет больше).
9. «Загадки»
(для детей 9—12 лет)
Золотист он и усат, (Початок кукурузы) Кругла, желта, да не луна, (Репа) Весной я красный, как кумач. (Мак) Стоит Егорка (Земляника) Сам он алый, сахарный, (Арбуз) Две сестры летом зелены, (Красная и черная смородина) Сидит дед, (Лук) | Вверху зелено, внизу красно. (Морковь) Царицей цветов я зовусь, (Роза) В желтеньком домишке (Семена подсолнуха) Не огонь, а жжется. (Крапива) Винный вкус, каменное сердце. (Вишня) Синий мундир, (Слива) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....