Методическая копилка
учебно-методический материал на тему

Ковалев Александр Алексеевич

В реализации программы «Пеший туризм» можно использовать арсенал учебно-методического комплекса, накопленный на протяжении ряда лет педагогами по физической культуре, спортивному ориентированию,  краеведению и туризму.  Вашему вниманию предлагается подборка такого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

к программе дополнительного образования

«Пеший туризм»

Задания к теоретическим занятиям):

  1. Диктанты

 №1

  1. Прочитайте текст.
  2.  Запишите знаки словами.10050

№2

Замените слова топографическими знаками:

«Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешёл в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая...».(А.Рыбаков «Бронзовая птица»)

№3

Замените слова топографическими знаками:

«Экспедиция продолжала свой путь по тропе через болото. Влажный воздух, насыщенный гнилостными испарениями затруднял дыхание. Но вот под ногами возникла твёрдая почва и болото сменилось редколесьем. Вскоре, пробираясь через густые заросли кустарника, путники совсем выбились из сил. Посовещавшись, решили сделать привал на высоком берегу ручья. Передохнув, переправились через ручей вброд и продолжили путь по узкой лесной тропе». ( Н. Андреев «Северная экспедиция»)

№4

Замените слова топографическими знаками:

«Заблудившиеся путники пробирались сквозь густой хвойный лес. Темнело. Тропинки не было видно и приходилось идти сквозь заросли кустарника. Вдруг все увидели небольшую избушку на опушке леса. Сразу возникло желание немного передохнуть и обдумать сложившееся положение. Охотничий домик оказался давно заброшен и ребята продолжили свой путь. Вскоре густой лес сменился редколесьем и в траве показалась еле заметная тропинка. Глубокой ночью усталые путники вышли на асфальтированную дорогу и добрались в город» ( А. Михайлов  «Тайна»)

  1.  Задачи («Географические координаты», «Азимут»)

Определите географические координаты объектов

по карте полушарий:

а) г. Мак-Кинли (Северная Америка)

б) г. Косцюшко (Австралия)

в) влк. Килиманджаро (Африка)

г) влк. Котопахи (Южная Америка)

Определите географические координаты объектов по карте России:

а) г. Народная (Урал)

б) г. Омск (Западная Сибирь)

в) г. Н.Новгород (Восточно-Европейская равн.)

г) г. Хабаровск (Дальний Восток)

Определите расстояние в градусах и километрах по карте полушарий:

а) от г. Санкт-Петербург до г. Магадан вдоль параллели

б) от г. Диксон (север) до государственной границы вдоль меридиана

Определите расстояние в градусах и километрах по карте России:

а) протяженность Северной Америки по 40° с.ш.

б) протяженность Евразии по 70° в.д.

Узнайте объект по карте полушарий:

а) 50° ю.ш. 70° в.д.

б) 17° ю.ш. 48° з.д.

Узнайте объект по карте России:

а) 64° с.ш. 122° в.д.

б) 52° с.ш. 95° в.д.

Определите направления:

а) от Каспийского моря до о. Новая Земля

б) от о. Мадагаскар до мыса Игольный

Укажите направление на север и составьте схематический рисунок и определите направление и азимут при движении из дома в школу и из школы – домой:

дом на ССЗ от школы

Нарисуйте азимуты:

а) 70° б) 135° в) 210° г) 305°

Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов выходного дня, соревнований, слетов служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Немало упражнений для занятий в помещении и на местности  позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке. Главная методика, диктуемая  возрастными психофизиологическими особенностями – игровая форма и смена видов деятельности.

  Спортивно-физическое развитие:

-в воспитании общей выносливости применяются: длительный бег и кроссы различной интенсивности, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, езда на велосипеде (при занятиях на базе одной школы). Основные методы – равномерный, игровой, метод круговой тренировки.

-развитие гибкости – различные упражнения на растягивание с постепенным увеличением амплитуды движений до возможного предела на каждом занятии. Основной метод воспитания гибкости – повторное выполнение упражнений: основные упражнения – элементарные движения из гимнастики, подвижные и спортивные игры, упражнения «в паре»;

-воспитание быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Спортивные и подвижные игры:  «Встречная эстафета», «Эстафета с мячом», «Гонка мячей», «Минное поле», «Возьми кегли», «Подхвати палку», «Меж двух огней», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов» и т.д. Современные телепередачи предлагают огромное разнообразие различных эстафет, но большинство из них требует специального снаряжения и очень специализированной подготовки спортплощадки для проведения. Особенностью проведения  эстафет и игр для туристов является минимальное оборудование и использование особенностей той местности на природе, где проводятся спортивные занятия;

Пример. Игра «Меж двух огней». Игра проводится на площадке типа волейбольной (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд  - на противоположной её половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней. По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передавая его игрокам своей команды. Они должны выбрать удачный момент и осалить мячом игрока команды соперника так, чтобы он не поймал мяч. Игрок, в которого попали мячом. Покидает площадку, но продолжает играть рядом со своим капитаном за лицевой линией. Он, как и капитан, имеет право ловить мяч, передавать его, выбивать противника. Задача владеющих мячом – осалить им игроков команды соперника. Остальные участники должны увернуться от мяча и поймать его, чтобы передать своей команде. Игра продолжается установленное  время. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков команды противника.

-воспитание ловкости при туристской подготовке к походам и преодолению препятствий способствуют игры: «Тоннель», «Переправа», «Гонка обручей», « Сквозь обруч», «Через скакалку всей командой», «Живая змейка», «Удержи равновесие», «Вездеход» и т.д.; [29]

Пример. Игра «Удержи равновесие». Играющие становятся на бревно парами лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Каждый пытается нарушить равновесие соперника ударом по ладоням или плечу. Проигрывает тот, кто раньше спрыгнет с бревна.

-общая задача воспитания силы – всестороннее развитие её, обеспечение высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Этой задаче способствуют игры: «Тачка», «Турнир атлетов», «Сильная схватка», «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Борьба ногами», «Борьба всадников», «Перетягивание каната», «Шнурбол», «Силачи», «Бой на переправе», «Воздушный мост»

Пример: Игра «Вытолкни из круга». Поединок проводится в круге диаметром 4-5м. Двое играющих держатся за 3-х метровую палку (шест). По сигналу каждый старается вытолкнуть соперника из круга. Проигрывает тот, у кого ноги окажутся за кругом или кто выпустит шест из рук. Играющим нельзя касаться друг друга.

Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользования картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны игры:  «Компас», «Кто наблюдательнее»,  «По азимутам», «Определи расстояние», «По карте, следам и приметам», «Изучи след», «Поиск пропавшей группы», «По неизвестному маршруту», «Встречный бой», «Прорыв обороны и бой в глубине», «Обнаружить мины», «Задержать нарушителя», «По грибы», «Запомнить позы». Аудиторные игры на воспитание наблюдательности и памяти: «Мозаика», «Морской бой», «Картографический диктант», «Рисунок азимутами и сторонами света» и др.-

-необходимые в туристском походе навыки и умения по установке бивака, разжиганию костра, преодолению естественных препятствий, оказанию доврачебной помощи осваиваются в играх: «Готовься в поход», «Не попадись часовому», «Удочка», «С кочки на кочку», «Транспортировка пострадавшего», «Кольцевая туристская эстафета», «Эстафета узлов».

     

  Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края помогают краеведческие игры:

Игра «Лесные тайны» (для детей 9—11 лет)

Игра проходит в виде соревнований по станциям. Детей делят на группы по 7—10 человек. На каждой станции ребят встречают ведущие, одетые в костюмы или имеющие атрибуты сказочных персонажей. Каждой группе детей выдается маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Задания на каждой станции могут быть самые разнообразные. За каждый правильный ответ группа получает «шишку», «орех» или любой другой атрибут леса. В маршрутном листе ведущий фиксирует, сколько на его станции группой получено «шишек», «орехов» и т.п. Выигрывает та команда, у которой больше всего «атрибутов» леса. Названия станций должны быть загадочными, веселыми или интригующими.

Вот варианты заданий для некоторых станций, их можно сократить, дополнить или изменить, в зависимости от условий проведения игры.

1. «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

  • Из какого растения изготавливают лекарство, улучшающее аппетит? (Корень одуванчика)
  • Сок какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)
  • Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)
  • Расскажи о каком- либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно — покажи).

2. «Старик лесовик»

Примерные вопросы:

  • Определи по листьям виды деревьев и кустарников. (Дуб, береза, осина, рябина, крушина, лещина, бузина и т.д.)
  • Как узнать возраст молодой сосны, не срезая ее? (По числу мутовок, к которому надо прибавить еще 2 года, т.к. только через два года у сосны появляются ветки с мутовками)
  • Сколько лет живет дуб? (До 2000 лет, в среднем 400—500 лет)
  • Назови дикорастущие растения, которым грозит истребление и которые надо охранять (Белые водяные лилии, сон-трава, ландыши и т.д.)

3. «Дятел»

Примерные вопросы:

  • Назови птиц-защитников леса. (Дятел, синица, поползень, иволга, кукушка и др.)
  • Почему нельзя трогать руками яйца в птичьих гнездах? (Птицы могут бросить гнездо)
  • Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
  • Какая птица самая большая в мире? (Страус)
  • Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, киви)

4. «Крот»

Примерные задания:

  • На ощупь, с завязанными глазами определить сосну, березу, ель, осину, рябину, ромашку, мать-и-мачеху.
  • По запаху определить мяту, душицу, ромашку, полынь, пижму и др.
  • Что за трава, которую и слепые знают? ( Крапива)

5. «Белка»

Примерные задания:

  • Назови грибы, которые знаешь.
  • Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)
  • Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, ландыш)
  • Чем ценны плоды шиповника? (В них много витамина С)
  • Какие ягоды растут в наших лесах? (Земляника, черника, малина, клюква, ежевика, брусника)

6. «Цветик-семицветик»

  • Назови цветы в букете (из собранных в лесу цветов)
  • Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Большинство цветов размножаются семенами, если сорвать цветы, то растение утратит возможность размножаться и ему может грозить вымирание)
  • Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? ( Не-за-будка)
  • Какие цветы носят человеческие имена? (Василек, роза, иван-чай, иван-да-марья)

7. «Знайка»

  • Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный и влажный воздух прибивает к земле)
  • Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи тянутся к муравейнику, закрывая его ходы)
  • По каким приметам можно определить ясную погоду? (Утренняя роса на траве, прохладно после захода солнца, утром стелется туман, небо утром серое, вечером квакают лягушки и т.д.)

По каким приметам мы определим, что скоро будет дождь? (Ласточки низко летают, дождевые черви вылезают наружу, овцы просятся в загон, утром нет росы, на восходе небо красное, рыбы выпрыгивают из воды, муравьи бегут к муравейникам и т.д.).

 8. «Песенная»

Ребятам предлагается пропеть строчки из песен, в которых говорится о лесе, цветах, деревьях, и т.п. Побеждает последний (или та группа, которая споет больше).

9. «Загадки»

(для детей 9—12 лет)

Золотист он и усат,                                                  
А в карманах сто ребят.

(Початок кукурузы)

Кругла, желта, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Весной я красный, как кумач.
А летом я похож на мяч.
А осенью в домишке
Живут мои детишки.

(Мак)

Стоит Егорка
В красной ермолке.
Кто ни пройдет
Всяк поклон отдает.

(Земляника)

Сам он алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

(Красная и черная смородина)

Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)

Вверху зелено, внизу красно.

(Морковь)

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай
Почувствуешь, как я сильна.

(Роза)

В желтеньком домишке
Черные детишки,
Среди них есть серые,
Но они незрелые.

 (Семена подсолнуха)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

Винный вкус, каменное сердце.

(Вишня)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середке вкусно,
А в середке сладко.

(Слива)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....