Комплекс физкультминуток для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
компьютерная программа по теме
Комплекс физкультминуток предназначен для нозологических групп инвалидов с нарушением зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата.
Особенностью комплекса является его коррекционная направленность и разнообразие предложенных упражнений с учетом современных достижений в области адаптивной физической культуры.
Для удобного использования, данный комплекс представлен в виде приложения, который можно использовать на каждом занятии, имея мультимидийное оборудование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutka.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
ДЛЯ ОБУЧАЮЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Составители: Н.С. Бутыч, В.А. Важенин,
Л.И. Яркова, Е.Ф. Вохменина
Аннотация
Закон РФ «Об образовании» актуализирует проблему внедрения в практику работы образовательных организаций комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся адекватных условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Двигательные, сенсорные нарушения имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень сохранных функций, что требует постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания и физического развития данной категории обучающихся.
Представленный комплекс физкультминуток предназначен для нозологических групп инвалидов с нарушением зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата.
Особенностью комплекса является его коррекционная направленность и разнообразие предложенных упражнений с учетом современных достижений в области адаптивной физической культуры.
Физкультминутки для лиц с нарушением зрения
Комплекс №1 (сидя)
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с | 5-6 раз | Укрепление мышечной системы глаз |
Быстрые моргания | 30-60 с. | Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения |
Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев | 30-60 с. | |
«Пальминг». Быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 с, положить теплые ладони на закрытые глаза. | 15-20 с. | |
Закрыть глаза и выполнять вращение головой в течение 10-15 секунд в левую сторону; остановиться, посмотреть наверх (5 секунд). Затем то же выполнять в правую сторону. | 1-2 раза | Коррекция функции пространственной ориентировки |
Выпрямить ноги, сильно напрячь мышцы, оттянуть носки. Удерживать напряжение в течение 6-10 секунд, затем расслабить мышцы на 10-15 секунд. | 2-3 раза | Коррекция функций дыхательной системы |
Комплекс №2
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
В течение 10-15 секунд крепко зажмурить глаза, затем открыть их | 2-3 раза | Укрепление мышечной системы глаз |
В течение 15-20 секунд потереть ладони. Затем прижать их тыльной стороной к глазным яблокам, держать 10-15 секунд. | 30-60 с. | Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения |
Опустить голову на грудь и «перекатывать» ее без напряжения из стороны в сторону. | 4-6 раз | Коррекция функций дыхательной системы |
Стоя в равновесии на одной ноге, круги руками. То же на другую | 10-15 с на каждую | Коррекция функции пространственной ориентировки |
Стоя, максимально напрягая мышцы рук и пояса верхних конечностей, кисти сжать в кулаки. Расслабить мышцы, руки свободно «уронить», слегка наклоняясь вперед | 3-4 раза | Коррекция скованности и ограниченности движений |
Глубоко и плавно вдохнуть, задержать вдох до 10-15 секунд | 5-6 раз | Коррекция функций дыхательной системы |
Комплекс №3
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
В течение 10 секунд вращать глазными яблоками в одну, затем в другую сторону | 1-2 раза | Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения |
Кончиками безымянных пальцев левой и правой руки поглаживать веки от переносицы к вискам | 10-15 с. | |
Сконцентрировать взгляд на совмещенных указательных пальцах, находящихся на расстоянии 30-40 см от переносицы; постепенно разводя руки в стороны, фиксировать взгляд правого и левого глаза на соответствующие указательные пальцы | 1-2 раза | Коррекция зрительного восприятия: формы, движения (удаление, приближение); коррекция двигательной функции глаза |
Стоя в равновесии на одной ноге, сгибая другую к груди и опуская плечи, захватить руками голеностоп («группировка»), вернуться в и.п. То же на другую. | 10-15 с на каждую | Коррекция функции пространственной ориентировки |
Стоя, руки вверх. Напрячь мышцы рук и пояса верхних конечностей. Последовательно расслабить мышцы кистей, предплечья, плеч, опуская руки вниз | 1-3 раза | Коррекция скованности и ограниченности движений |
Стоя, руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад | 2-3 раза | Коррекция осанки |
Расправить плечи, сделать вдох. На вдохе максимально втянуть живот, задержать вдох 6-8 секунд. Сделать выдох, расслабиться в течение 10-15 секунд. | 1-2 раза | Коррекция функций дыхательной системы |
Физкультминутки для лиц с детским церебральным параличом
Комплекс №1 (сидя)
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Смотреть прямо перед собой 2-3 с; перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с | 3-4 раза | Коррекция зрительной функции |
Поднимание плеч вверх одновременно, опускать сначала одно, затем другое плечо, стараясь держать плечи отведенными максимально назад | 8-10 раз | Коррекция функции координации движений; улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток |
Правой рукой обхватить локоть левой руки. Притянуть локоть к противоположному плечу. То же левой. | 2-3 подхода по 5 с. | |
Отведение плеч назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на 3-5 секунд, а затем вернуться в и.п. | 2-3 раза | Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела; коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы |
Руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад | 2-3 раза | Коррекция осанки |
Глубоко и плавно вдохнуть, задержать вдох до 10-15 секунд. | 2-3 раза | Коррекция функций дыхательной системы |
Комплекс №2
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение | 30-60 с. | Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения |
Стоя, плавно опустить вниз левое плечо и одновременно наклонить голову к правому. То же влево | 2-3 подхода по 5 секунд | Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток |
Круги руками ладонями вверх, затем ладонями вниз | 8-10 раз в каждую сторону | Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток; коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела |
Стоя лицом к спинке стула и держась руками, приседать, не отрывая пяток от пола | 10-15 раз | Коррекция мышечной гипотрофии; коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы |
Стоя, руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад | 2-3 раза | Коррекция осанки |
На счет «раз» - короткий вдох; на счет «два» - «шесть» - продолжительный выдох. | 2-3 раза | Коррекция функций дыхательной системы |
Комплекс №3
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение | 30-60 с. | Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения |
Стоя, левой рукой обхватить локоть правой за головой. Наклониться влево. То же вправо | 2-3 подхода по 5 с. | Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток |
Стоя, отведение плеч назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на 3-5 секунд, а затем вернуться в и.п. | 2-3 раза | Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела |
Стоя, руки за голову в замок, повороты туловища вправо и влево | 5-6 раз в каждую сторону | Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела; коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы |
Стоя у стола, руки на опоре, поднимание и опускание на носках | 15-20 раз | Коррекция мышечной гипотрофии; коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы; коррекция осанки |
Расправить плечи, сделать вдох. На вдохе максимально втянуть живот, задержать вдох 6-8 секунд. Сделать выдох, расслабиться в течение 10-15 секунд. | 1-2 раза | Коррекция функций дыхательной системы |
Физкультминутки для лиц с нарушением слуха
Комплекс №1
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Стоя на носках, наклоны головы в разных плоскостях | 5 раз в каждую сторону | Коррекция вестибулярной функции |
Повороты на 90° | 3 раза в каждую сторону | |
Кончиком большого пальца правой руки поочередно коснуться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, то же пальцами левой руки; то же одновременно пальцами правой и левой руки | 3 серии | Коррекция моторной сферы |
Написание букв одновременно двумя руками в различных направлениях | 1-2 раза | |
Стоя на левой ноге, правую согнуть в колене и подтянуть к груди, круги стопой | 10 раз в каждую сторону | Коррекция функции динамического равновесия |
То же правой | 10 раз в каждую сторону | |
Стоя на одной ноге, другую согнуть вперед | 8-10 сек. на каждую | Коррекция функции статического равновесия |
Стоя, руки на пояс, глаза закрыты, «нижнее» дыхание | 20 сек. | Коррекция дыхательной функции, статического равновесия |
Комплекс №2
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Стоя на носках, повороты головы вправо-влево | 5 раз в каждую сторону | Коррекция вестибулярной функции |
Повороты на 180° | 3 раза в каждую сторону | |
Кисти обеих рук сжаты в кулаки, движение кистей – кнутри - кнаружи | 10 раз в каждую сторону | Коррекция моторной сферы |
Стоя на одной ноге, махи вперед-назад другой | 8-10 раз на каждую | Коррекция функции динамического равновесия |
Стоя, правая стопа впереди левой (стопы на одной линии) руки на пояс, глаза закрыты, «верхнее» дыхание | 15 сек. | Коррекция дыхательной функции, статического равновесия |
То же, левая впереди, «нижнее дыхание» | 15 сек. |
Комплекс №3
Упражнения | Дозировка | Коррекционная направленность (рисунок) |
Повороты головы при наклоненном туловище | 5 раз в каждую сторону | Коррекция вестибулярной функции |
Повороты на 360° | 2 раза в каждую сторону | |
Рисование круга одной рукой, а треугольника другой | 3 раза | Коррекция моторной сферы |
Стоя на одной ноге, другую согнуть вперед, круги бедром | 8-10 раз на каждую | Коррекция функции динамического равновесия |
То же, круги голенью | 8-10 раз на каждую | |
Стойка на носках | 10-15 сек. | Коррекция функции статического равновесия |
Стимулирующее шипящее дыхание - полный вдох, задержка и растянутый выдох через рот последовательно из живота, груди, верхушек легких как можно медленнее | 2-3 раза | Коррекция дыхательной функции |
Список использованных источников:
Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 448 с.
Частные методикиадаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Работа школьной ППк...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дополнительное образование, призвано помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...