Личностно - деятельностный подход в преподавании математики.
статья на тему

Желтова Ольга Николаевна

Главной целью в преподавании для меня является залог успешности каждого урока, чтобы  дети полученные знания применяли не только на уроках математика, но и в жизни. Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях взаимопонимания и сотрудничества, развивать творческий потенциал учащихся, индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно технология  деятельностного  помогает решить эту проблему.  Дело в том,  что деятельностный метод -  это метод, который обеспечивает возможность системного включения детей в процесс самостоятельного построения ими нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно - деятельностный подход в преподавании математики.

“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”                                                      

                                                 Китайская мудрость

Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.

Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики, вычислительной техники. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.

Что значит "деятельность"?

  • Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.
  • Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
  • В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Главной целью в преподавании для меня является залог успешности каждого урока, чтобы  дети полученные знания применяли не только на уроках математика, но и в жизни. Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях взаимопонимания и сотрудничества, развивать творческий потенциал учащихся, индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно технология  деятельностного  помогает решить эту проблему.  Дело в том,  что деятельностный метод -  это метод, который обеспечивает возможность системного включения детей в процесс самостоятельного построения ими нового знания.

Технология деятельностного метода требует подробного планирования уроков. В основном эту технологию я применяю на уроках  «открытия» новых  знаний, так как этот тип урока требует полного включения учащихся в деятельность. Остановлюсь более подробно на структуре урока «открытия» нового знания.

  • Этап самоопределения (мотивирование) к деятельности. Целью  является включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Способы формирования положительной мотивации учебной деятельности:

1. Для учащихся 5 – 6 классов на уроках математики должна стать игра; для учащихся 7 – 11 классов - деловая игра.

2.Создание проблемной ситуации.

Способов создания  проблемных  ситуаций много. Всё зависит от изучаемой темы, от состава класса, да и от возможностей самого учителя.

В своей работе я использую такие методические приёмы создания проблемной ситуации:

  • побуждение учащихся делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
  • ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • подведение к противоречию и самостоятельному нахождению способа его разрешения.

Приведу некоторые примеры.

Проблемы могут быть совсем малыми в виде вопросов:

  • Почему «треугольник» назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название?
  • Как можно объяснить название «развёрнутый угол»?
  • Как можно объяснить название «смежные углы»?

При изучении теоремы о суммы углов треугольника ребята, измеряют градусные меры их углов и находят сумму. Возникает вопрос: а для каждого ли треугольника выполняется это свойство?

При изучении формулы длины окружности ребята из меряют диаметр и длину окружности  у моделей (например, крышка). Возникает вопрос: чему равно отношение длины окружности к ее диаметру и для всех ли окружностей оно одинаково?

3. Использование исторического материала.

При использовании исторического материала в качестве способа формирования   положительной мотивации я поступаю следующим образом:

  • тщательно отбираю исторический материал, учитывая то, что он должен органически сливаться с фактическим материалом;
  • учитываю возрастные особенности учащихся ;
  • учитываю требования, предъявляемые к исторической справке:
  1. Показать возникновение математического понятия из нужд и потребностей человека;
  2. Показать процесс развития математического понятия;
  3. Показать область применения этого понятия в настоящее время.

4. Выявление практической значимости изучаемого материала и его прикладное применение.

Этот способ мотивации учебной деятельности позволяет мне воздействовать на сферу сознания и убедить, что без данных знаний трудно ориентироваться в окружающей жизни, нельзя позитивно и в своих интересах влиять на неё.

5.Нестандартные задачи и задания творческого характера.

Творческое задание – это задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда ранее в школе не применимые. Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность, выполнять анализ и синтез, сравнение, аналогию, классификацию и одновременно развиваем их.

  • Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.

Целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действий. Для этого я считаю необходимым воспроизведение  знаний,  умений  и  навыков учащимися, которые достаточны  для построения нового способа действий; активизацию соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т. д.: выполнение  индивидуальных заданий, требующих  новых способов действий; фиксирование возникших затруднений.

  • Этап выявления причин затруднения и постановки цели деятельности. Целью является выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока. Для реализации этой цели  требую, чтобы учащиеся соотнесли свои действия с используемым способом и определили место затруднения; выявили и зафиксировали в речи причину затруднения, то есть ответили на вопрос «Почему оно возникло?»; на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки темы урока.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения.

 Цель - построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. Для реализации этой цели я подвожу учащихся к тому, чтобы они выбрали метод построения нового способа действий; выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи — определение понятия, свойство, алгоритм; на основе выбранного метода обосновывали гипотезы; использовали предметные действия с моделями, схемами; зафиксировали новый способ действия в речи и знаках; преодолели возникшее затруднение.

  • Этап первичного закрепления во внешней речи.

 Целью является усвоение учащимися нового способа действия. Для реализации этой цели организую работу так, чтобы учащиеся решали типовые задания на новый способ действия,  проговаривая вслух определения, алгоритма, свойства.

  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Целью является использование нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.

 Целью является включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для реализации этой цели я предлагаю учащимся задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными

  • Этап рефлексии деятельности.

Цель этапа— самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели организую рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке; учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать  деятельность, позволяющую получить требуемый результат.  Учащиеся при этом учатся  высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства  переживания, умение  жить и трудиться в коллективе, умение  уважать себя.

 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава.   «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...

Деятельностный подход в преподавании математики

Статья посвящена методике деятельностного подхода в преподавании математики...

Системно-деятельностный подход в преподавании математики

Технология равивающего обучения.Актуалиация Знаний. Постановка учебной задачи.Конкретизация понятия и т.д....

Публикация "Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС"

Реферат на тему: "Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС"...

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС

Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

«Методика реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики»

Тема:«Методика реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики»СОДЕРЖАНИЕ    ВведениеАктуальность опыта………………………………………………………...3Новизна опыта……………………………………………...