Отчет методического объединения учителей русского языка и литературы 2017-2018 учебный год. МБОУ СОШ №2 пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна
материал на тему

Монгуш Светлана Май-ооловна

Проблемная методическая тема МО:

«Инновационные идеи и методические решения в условиях введения ФГОС в основной школе».

Цель работы МО:

Повышение педагогического мастерства учителей русского языка и литературы в процессе обсуждения

актуальных проблем преподавания в связи с переходом на новые государственные стандарты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_shumo.docx74.29 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                             средняя общеобразовательная школа №2 имени Т.Б.Куулар.

                             

                                     Методическое объединение

                                  учителей русского языка и литературы

                                              2017-2018 учебный год.

                                                                          п.г.т. Каа-хем.

Содержание

стр

  Положение о методическом объединении.

1

Приказ о назначении руководителей МО.

2

Должностная инструкция руководителя МО.

3

Анализ работы МО за прошлый учебный год.

4

Проблема школы. Методическая тема школы, задачи методической работы на 2017-2018 учебный год.

5

Проблемы МО.

6

План работы МО на текущий учебный год:

А) план-сетка по месяцам

Б) план проведения недели.

В) перспективный план аттестации учителей.

Г) план работы с молодыми специалистами.

Д) план работы по ОГЭ,ЕГЭ.

Е) план профессионального развития учителя.

Ж) план работы с одаренными детьми.

З) план работы со слабоуспевающими.

7

Циклограмма работы руководителя МО.

8

Банк данных об учителях МО.

9

Сведения о темах самообразования учителей.

10

График открытых уроков.

11

УМК учителей МО.

12

Результаты. Сводный лист успеваемости качества знаний учителей.

13

Результаты олимпиад. НПК., конкурсов.

14

Справки по итогам проверок.

15

Протоколы заседаний МО

16

Анализы работы за прошлые учебные годы.

17

Проблемная методическая тема МО:

«Инновационные идеи и методические решения в условиях введения ФГОС в основной школе».

Цель работы МО:

Повышение педагогического мастерства учителей русского языка и литературы в процессе обсуждения

актуальных проблем преподавания в связи с переходом на новые государственные стандарты.

Задачи:

 Продолжить изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС

 Совершенствование форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся

 Внедрение новых технологий с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса

 Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта учителей-словесников

 Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми

 Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности,

способствующей формированию всесторонне развитой личности;

 Совершенствование методики подготовки обучающихся к выпускному сочинению, к ОГЭ и ЕГЭ

путём широкого использования Интернет-ресурсов.

 Организация индивидуальных занятий с целью коррекции знаний учащихся, нуждающихся в

поддержке, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации

 Подготовить учащихся к олимпиаде и подвести итоги с учетом успехов и недочетов

                                                       Планирование работы

                                                    на 2017-2018гг.

Общешкольная тема: Подготовка обучающихся к ГИА как условие повышения качества образовательного процесса».

Методическая тема: «Применение современных образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»

Цель:         

- непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики и преподавания через систему семинаров, курсы повышения  квалификации, обмен опытом;

- внедрение современных форм и методов организации учебной деятельности с использованием новых педагогических технологий как средства реализации компетентностного подхода;

- совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ОГЭ – и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

Задачи :

- продолжить  изучение  нормативной  и  методической  документации  по вопросам внедрения ФГОС;

 - совершенствовать  педагогическую  подготовку  учителя:  научно-техническую, методическую, исследовательскую;

-   выявлять,  обобщать  и  распространять  положительный  педагогический опыт творчески работающих учителей;

 - продолжить  работу  по  преемственности  между  начальным  и  средним звеном;

 -  организовать  взаимопосещение  уроков  с  последующим  анализом  и обобщением опыта работы педагогов в  рамках  проведения недели  русского языка и литературы;

 - совершенствовать работу с одарёнными обучающимися через олимпиады, творческие конкурсы;

 -  совершенствовать работу по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и (изучать

нормативные документы по организации экзамена, образцы ОГЭ, ЕГЭ, анализировать

результаты экзаменов, корректировать работу с учетом выявления трудностей и проблем,

связанных с формированием компетенций у обучающихся;

 -  усилить работу по разработке методической продукции членами МО (разработки планов,уроков, программ, рекомендаций по различным проблемам для учителей и детей)

• Организация проектной и исследовательской работы учащихся (в рамках программы

«Одарённые дети»)

• Обобщение опыта работы по индивидуальной теме самообразования каждого члена МО в

личном портфолио учителя

Анализ работы ШМО учителей ___русского языка и литературы_____ на 2016—2017 учебный год.

В  2016-2017  учебном году  в состав учителей ШМО РЯЛ   входило  10  учителей.

1.Монгуш Светлана Май-ооловна – председатель МО, СЗД

2.Румянцева Ольга Егоровна – первая квалификационная  категория

3.Хертек Ая Андреевна – СЗД

4.Кужугет Инга Ивановна– первая квалификационная категория

5.Дагаажик Марта Кызыл-ооловна –первая квалификационная категория

6.Маадыр-оол Азия Сууроловна – без квалификационной категории.

7.Кужугет Жанна Октябрьевна – высшая квалификационная категория

8. Долгих Татьяна Игоревна – высшая квалификационная категория

9. ДонгакЧойган Март-ооловна – первая квалификационная категория

10. Монгуш АлдынайНурсатовна - высшая квалификационная категория

Педагоги методического объединения  русского языка и литературы  в 2016-2017 учебном  году работали над проблемой:«Использование современных технологий при личностно-ориентированном обучении».

Цель работы методического объединения  учителей русского языка и литературы: повышение качества образования с помощью развития профессиональной компетентности преподавателей, активной работы в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

Перед МО учителей РЯЛ стояли следующие задачи:

1.        Изучать нормативно-информационную документацию и методические письма по вопросам образования и преподавания русского языка, изучать стандарты нового поколения.

2.        Повышать профессионально-методическое мастерство учителей РЯЛ с помощью курсов и чтения методической литературы.

3.        Посещать уроки коллег с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов. Изучать педагогический опыт коллег.

4.        Проводить открытые уроки для обмена опытом, методическими разработками.

5.        Продолжить внедрение современных педагогических технологий в организацию учебной и внеклассной деятельности учащихся.

6. Использовать материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов. Осуществлять систематическую подготовку учащихся в сдаче экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА.

7. Провести школьный тур Олимпиады по русскому языку и литературе, неделю русского языка.

8.Проводить работу по подготовке учащихся к участию в школьных и дистанционных конкурсах и олимпиадах.

          В соответствии с целями и задачами ШМО и школы научно-методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:  

1.        Аналитическая деятельность:

Анализ методической деятельности за 2016 -2017 учебный год и планирование на 2016-2017 учебный год.

Анализ посещения открытых уроков.

Изучение направлений деятельности педагогов (методические темы).

Анализ работы педагогов через МО.

2.        Информационная деятельность:

Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

Пополнение портфолио учителя.

3.        Организация методической деятельности:

Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС ООО, подготовки к аттестации.

4.        Консультативная деятельность:

Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

Консультирование молодых педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом.

К началу учебного года всеми учителями-предметниками были  подготовлены учебные кабинеты 202,301,316, изучены методическаядокументация по предмету, составлены в соответствии с требованиями стандартов и учебных программ УМК. (Учителя – словесники вели обучение русскому языку по УМК, направленным на интенсивное речевое развитие школьников: УМК под редакцией Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Преподавание литературы велось по УМК под ред. Коровина Кроме этого, была организована работа факультативов, а также часы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 9-ых и 11-ых классах).

 Работа ШМО велась по утвержденному плану ШМО.

Состав членов МО по образованию

Все учителя МО РЯЛ  имеют высшее образование.

Учебный год

        2014-2015        %        2015-2016        %        2016-2017        %

Число работающих учителей

        10        100        9        100        10        100

Число учителей с высшим образованием

        10        100        9        100        10        100

Число учителей со средним спец образ-ем

        0        0        0        0        0        0

Вывод:Преподавание предметов РЯЛ осуществляется квалифицированными кадрами. Все учителя имеют высшее филологическое образование. Как в 2015-2016 учебном году, так и в текущем учебном году преподают учителя с высшим педагогическим образованием.

В 2015-2016 уч. г.  в состав МО входило 9 педагогов. Из них все учителя имели категорию. СЗД - 1 человек, первой 6 учителей,  высшую  категорию – 2.По сравнению с прошлым годом  увеличилось количество учителей с высшей категорией: прибыла новый педагог, Кужугет Ж.О. с высшей категорией, из начальной школы в среднюю перешла Монгуш А.Н. с высшей категорией.  Из количества учителей МО РЯЛ один педагог без КК – Маадыр-оол А.С. У двоих СЗД категория: Монгуш С.М. и Хертек А.А..

 Таким образом,  с СЗД-2 учителя, 1 КК – 4, с ВКК – 3 педагога и один учитель без КК.

В 2016-2017 учебном году  состав учителей МО РЯЛ претерпел  кардинальных изменений. В начале года по собственному желанию уволилась Евсюкова З.Б.  Потом приняли 3 новых педагогов – Лапшакова Е.Н., Маадыр-оол А.С., Кужугет Ж.О..  Вышла с декретного отпрускаХертек А.А. В 3 четверти 2017 года по собственному желанию уволилась Лапшакова Е.Н.. Под конец года МО РЯЛ составляет 10 педагогов.

По сравнению с 2015-2016 годом в 2016-2017 учебном году увеличилось количество молодых учителей со стажем до 5 лет. Потому что в текущем году прибыла 1 учитель и вышла с декретного отпуска 1 педагог. Также увеличилось количество учителей со стажем, за счет того что прибыла 1 учитель и перешла из начального звена в среднюю Монгуш А.Н.. Таким образом, количество молодых учителей со стажем до 5 лет – 3 педагога, остальные учителя МО имеют стаж работы от 10 лет и выше.

Прохождение курсов повышения квалификации

Важнейшим направлением работы МО и администрации школы  является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. В 2016-2017 учебном году были направлены на курсы повышения квалификации   7 учителей ШМО:Дагаажик  М.К., Монгуш СМ.,Кужугет И.И., Кужугет Ж.О., Маадыр-оол А.С.,Донгак Ч.М., Румянцева О.Е., Хертек А.А..Темы курсов, семинаров можно посмотреть из данной таблицы. По сравнению с прошлым годом большая часть учителей  посетили курсы по ФГОС.

ФИО

образование

предмет

классы

Курсы повышения

тема

год

часы

1

Дагаажик Марта Кызыл-ооловна

высшее

Русский язык и литература

5б,6а,7а,8а,9б

1. ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области" с 27.08.- 14.09.2016

по программе "Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в образовательных учреждениях"  (72 часа). Рег.номер 18186

2016

72

3. Сертификат №69 ГАОУ ДПО ТИРОиПК участие в работе Республиканского  профессионального конкурса учителей РЯЛ и математики "Современный урок-2017" с докладом "Понятие о БСП". 10 февраля 2017г (16 часов)

2017

72

  1. Сертификат №69 ГАОУ ДПО ТИРОиПК участие в работе Республиканского  профессионального конкурса учителей РЯЛ и математики "Современный урок-2017" с докладом "Понятие о БСП". 10 февраля 2017г (16 часов)

5. ГАОУ ДПО ТИРОиПК по программе "Методы эффективного обучения выполнению заданий итоговой аттестации с кратким ответом. Орфография и пунктуация"

 с 13-15.02.2017 (24 часа). Рег. номер 1295

6. ГАОУ ДПО ТИРОиПК по программе "Развитие профессиональной компетентности экспертов предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку" с 16.02-18.02.2017г (24 часа).

Рег. номер 1417.

7. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 06.03.2017г (8 часов).

2017

72

2

Кужугет Инга Ивановна

высшее

Русский язык и литература

5А,Б, 6Д,7Б

1. ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области" с 27.08.- 14.09.2016

по программе "Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в образовательных учреждениях"  (72 часа). Рег.номер 18186

2016

72

. 2. ГАОУ ДПО ТИРОиПК по программе "Развитие профессиональной компетентности экспертов предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку" с 16.02-18.02.2017г (24 часа).

Рег. номер 1417.

3. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 06.03.2017г (8 часов).

2017

24

4. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 28.04.2017г (8 часов).

2017

8

3

Монгуш Светлана Май-ооловна

высшее

Русский язык и литература

5а,

6б,д,7д

1. . Научно-методический семинар «ФГОС: Стратегии смыслового чтения и формирования читательской грамотности как метапредметный результат образования в основной школе», 27-30.03.2017, Абакан,кол-во часов – 28.

2017

28

2.Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на новые стандарты

2017

40

2. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 28.04.2017г (8 часов).

2017

8

3. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 26.04.2017г (8 часов).

2017

8

4. Сертификат №133 ГАОУ ДПО ТИРОиПК семинар "Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку" 29.03.2017г (8 часов).

5 ЕГЭ: теория и практика»2

2017

2017

8

24

4

Кужугет Ж.О.

высшее

Русский язык и литература

6А,7А,8Б,8Д.

1. «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы», с 14 по 18 ноября 2016г, Кызыл,кол-во часов -40.

2016

40

2. «Концептуальные подходы к преподаванию русского языка и литературы в УМК издательства «Просвещение»,02.03.2017, Кызыл, кол-во часов -6.

2017

6

3. Научно-методический семинар «ФГОС: Стратегии смыслового чтения и формирования читательской грамотности как метапредметный результат образования в основной школе», 27-30.03.2017, Абакан,кол-во часов – 28.

2017

28

5

Румянцева Ольга Егоровна

высшее

Русский язык и литература

6В, 6Г,8В, 8Г.

1.Совершенствование предметной и методической компетентности педагогов при подготовке учащихсяк ЕГЭ по РЯЛ»

2016

24

3. «Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в образовательных организациях»

2016

72

6

ХертекАя Андреевна

высшее

Русский язык и литература

7А,7В,9Г,9Б.

  1. «ФГОСООО.  Ключевые особенности и механизмы реализации»

2017

24

  1. «Реализация ФГОС средствами современных УМК:управленческий и методический аспекты»

2017

8

7

Маадыр-оол Азия Сууроловна.

высшее

Русский язык и литература

6А,7Б,7Г,8А.

  1. Научно-методический семинар «ФГОС: Стратегии смыслового чтения и формирования читательской грамотности как метапредметный результат образования в основной школе», 27-30.03.2017, Абакан.

2017

28

Вывод:По сравнению с прошлым годом большая часть учителей МОРЯЛ  посетили курсы по ФГОС.  Среди них рекомендовано  проходить курсы Румянцевой О.Е. и Долгих Т.И..  А. Хертек А.А. и Дагаажик М.К.  нужно еще   проходить курсы  по ФГОСООО , так как они в следующем году берут 10 классы.  А 10 классы в 2017-2018г переходят ФГОССОО.

Сравнительная динамика за 3 года

Учебный год

2014-2015

%

2015-2016

%

2016-2017

%

Число работающих учителей

10

100

9

100

10

100

Прошли курсовую подготовку

5

50

3

30

9

70

Из них по ФГОС

5

50

3

30

9

70

Выводы: Данные таблицы показывают, что состав методического объединения характеризуется наличием у всех учителей высшего профессионального образования, соответствием высшей и первой квалификационной категориям (70%), что регулярно подтверждается на аттестации. Учителя систематически проходят курсы повышения квалификации.

Аттестация педагогических кадров

Уч.год

Кол-во учителей МО

Высшая категория %

1 категория %

   СЗД %

Без категории %

2014-2015

10

1(10%)

2 (20%)

1 (10%)

2 (%)

2015-2016

9

1 (10%)

7 (70%)

1 (10%)

0

2016-2017

10

3(30%)

4 (40%)

3 (30%)

1 (10%)

По сравнению с прошлым годом  число учителей с  без КК, ВК,СЗД  выросло за счет новых учителей. Если в 2016 году  учителей с ВК было 1, то в текущем году их стало вдвое больше. Число учителей с 1 КК уменьшилось с уволнением учителей стажистов. В  2016-2017 учебном году подала  заявление на прохождение аттестации  ДонгакЧойган Март-ооловна. Но оказалось,  что по графику должна пройти в 2017-2018г. И именно  по этой причине  взяла заявление обратно. Таким образом,  в текущем году ни один педагог не прошел квалификационную категорию.  А в 2017-2018 учебном  планируется пройти категорию первую Донгак Ч.М., Монгуш С.М.

   В 2016 учебном году  распространяли свой педагогический опыт:

ФИО учителя

Тема выступления

уровень

Тема открытого урока

уровень

1

Дагаажик М.К.

республиканский

2

Кужугет Ж.О.

«Языковая политика в области образования»

республиканский

Урок развития речи «Изложение с элементами дополнения по очерку В. Пескова«Володькины журавли»

республиканский

3

Маадыр-оол А.С.

Урок- викторина по сказкам А.С.Пушкина.

республиканский

4

Монгуш  С.М.

«Активные формы обучения на уроках РЯЛ»

муниципальный

5

Донгак Ч.М.

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

муниципальный

Проводились взаимопосещения уроков учителями. Так Кужугет И.И  и  Монгуш А.Н. использовали  в 5 классе дидактические игры на уроках русского языка и литературы, Донгак Ч.М. применяла технологию концентрированного обучения на уроках при изучении новой темы,  Кужугет Ж.О. и Маадыр-оол А.С.  – технологию дифферецированногообучения на уроках комплексного применения знаний,Дагаажик М.К. чаще всего применяла исследовательский метод обучения на уроках.

Учителя  Кужугет Ж.О., Маадыр-оол А.С. и Дагаажик М.К. активно приняли участие в распространении педагогического опыта на районном и республиканском уровне. Все учителя МО по плану провели открытые уроки, а также уроки были даны в рамках школьного этапа конкурса «Учитель Года -2016». На уроках применялись ИКТ – технологии, технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии. По типам уроки были: уроки открытия нового знания,уроки систематизации и обобщения знаний и умений. Положительными результатами уроков можно считать то, что учащиеся в большинстве активны на уроках, стараются применять полученные знания на практике открытого урока, показывая тем самым, что работа учителя идет в системном режиме. В течение года учителя посещали уроки коллег, где обращали внимание на удачные моменты организации уроков, неординарные способы введения, закрепления и активизации лексики, игровые моменты и другое для использования на своих уроках. Индивидуальные консультации учителей друг с другом и с председателем МО по методическим и организационным вопросам, что также способствовало росту педагогического мастерства учителей.

Количество взаимопосещений: 15.

Выводы:  Открытые уроки учителей МО в основном даются на оптимальном уровне, что является положительным моментом. Хочется отметить, что многие учителя применяют УУД. При проведении анализа уроков, самоанализа и самооценки достигнутых результатов образовательного, воспитательного и развивающего характера были сделаны заключения о том, что все уроки соответствовали принципам оптимальной организации обучения и всем необходимым требованиям, учителя продемонстрировали разнообразные, эффективные формы работы по активизации деятельности учащихся на уроке. Хочется отметить уроки Дагаажик М.К. и Кужугет Ж.О. Именно они применили все формы  и методы ФГОС.

Рекомендации: Учителям, Монгуш С.М. и Маадыр-оол А.С., применять больше активные формы работы, проводить больше смену деятельности учащихся на уроке.

Участие педагогов в конкурсах

В 2016-2017 учебном году 4 учителя МО участвовали в школьном этапе конкурса «Учитель Года». 2 урока прошли на оптимальном уровне, 2 урока – на допустимом уровне. По итогам конкурса Iм-Кужугет Ж.О., IIм – Донгак Ч.М. На муниципальный этап конкурса прошлаКужугет Ж.О.  Остальные педагоги были удостоены различных номинаций. Положительным является то, что большинство конкурсантов являлись учителя МОРЯЛ.  В основном отрицательных моментов при проведении уроков не наблюдалось, за исключением  пассивностью ребят  на уроке учителей. В итоге,  на муниципальном этапе конкурсаКужугет Ж.О. заняла 2 место.

За 2016-2017 учебный год проведено 4 заседаний.

На первом первом заседании рассматривались следующие вопросы:

1. Анализ работы за 2015-2016 учебный год.

2. Обзор нормативно-правовых документов в преподавании русского языка и литературы. Совершенствование современного урока в условиях личностно – ориентированного подхода.

3. Утверждение рабочих программ по русскому языку и литературе на 2016-2017 учебный год.

4. Утверждение плана работы МО учителей русского языка и литературы на 2016-2017учебный год.

5. Подготовка и проведение школьной и районным олимпиадам по русскому языку и литературе.

6. Анализ успеваемости за Iч

На втором заседании рассматриваемые вопросы:

1. Методы и приёмы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

2. Единые требования к ведению тетрадей.

3. Корректировка тематических планов учителей – предметников.

4. Подготовка и проведение предметной недели и методических недель.

5.  Анализ успеваемости за IIч.

На третьем  заседании рассматривались  вопросы:

1. Методическое сопровождение работы по подготовке к единому государственному экзамену.

2. Организация работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

3. Изучение новых требований ФГОС.

4. Выступление наМО «Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

(Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории Кужугет Ж.О.)

5.        Анализ успеваемости за IYч

6.        На четвертом  заседании рассматривались  вопросы:

1. Результаты пробного ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку в9- 11 классах

2. Сообщение «Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку и литературе»

3 . Выступления на МО «Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС» (Румянцева О.Е.), «Технология критического мышления» (Дагаажик М.К.), «Использование компьютерных технологий на уроках» (Хурбе А.А)

4  Годовой отчет МОРЯЛ за 2016-2017 учебный год.

Тематика рассматриваемых на заседаниях вопросов наглядно демонстрирует приоритеты в работе МО.

Анализ методической работы позволяет сделать вывод о том, что план методической работы МО РЯЛ  в целом выполнен:

1. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед педагогами.

2. Все педагоги работали и работают над созданием системы обучения, удовлетворяющей потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

3. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Большое внимание уделялось использованию новых технологий педагогами при подготовке к урокам, использовании их на уроках и во внеурочной деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

4. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней, была направлена на кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса.

С 14-18 ноября проводилась Неделя РЯЛ, посвященная 195-летию Н.А.Некрасову. Намеченные в плане мероприятия:

1.        «Своя игра» по творчеству Н.А.Некрасова.

2.        Викторины с 5 по 10 кл.   по творчеству Н.Некрасова.

3.        Народный диктант по русскому языку для учителей.

4.        Открытые уроки учителей  по творчеству Н.Некрасова.

5.        Конкурс рисунков.

6.        Конкурс чтецов для учителей и учащихся.

7.        Литературный вечер, посвященный  музам Н.Некрасова.

Выбор мероприятий определялся возможностью реализации метопредметных связей. Программа Недели разрабатывалась на заседании ШМО: составлялся план мероприятий, продумывалось художественное оформление мероприятий и способы поощрения активных участников и победителейконкурсов (грамоты, поощрения).  Затем  осуществлялась  непосредственная  подготовка учащихся    к  участию   под руководством учителей.

Неделя РЯЛ  была организована и проведена на допустимом  уровне, педагоги и учащиеся ежедневно активно участвовали в различных мероприятиях, что повысило мотивацию к обучению учащихся, а так же поспособствовало профессиональному росту учителей.При организации и проведении предметной недели учителя РЯЛ  руководствовались интересами и потребностями учащихся, учитывали их возрастные и психологические особенности.

Таким образом, намеченные цели и задачи уроков были достигнуты. Были и моменты, над которым учителям нужно еще поработать.

 В завершениипредметной недели проведен литературный вечер, посвященный музам Н.Некрасова, который прошел не на должном уровне. Потому что учителя ста

В целом  Неделя РЯЛ  позволила  активизировать   деятельность   учащихся, стимулировать их дальнейшую работу,  приобрести  новые и совершенствовать уж приобретенные навыки самостоятельной работы. Неделя РЯЛ была насыщенной и содержательной, все запланированные мероприятия были проведены на  методическом уровне.

Завершилась неделя награждением самых активных участников и победителей грамотами.

Вывод: проведение конкурсов показало, что есть некоторые недоработки у учителей РЯЛ. Но также они создают благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств учащихся. Общая оценка уроков учителей РЯЛ положительная. Были достигнуты цели и задачи уроков, но тем менее есть недостатки, над которыми нужно еще работать.

В 2016-2017  учебном году качество знаний по русскому языку  на конец года  составил 44%, что является хорошим результатом. В прошлом учебном году  качество знаний составил 40% . КЗ выросло по предмету  на 4%.  Рекомендации учителю или учителям: необходимо объективно оценивать знания учащихся, не завышая или не занижая оценки. Хочется отметить учителей, чьи проценты КЗ увеличиваются с каждой четверти: Кужугет Ж.О., Дагаажик М.К., ДонгакЧ.М.,и Румянцева О.Е..

Участие в олимпиадах за 2015-2016 у.г.

Согласно плану МО РЯЛ 8 октября проводился школьный этап  олимпиады по русскому языку и литературе.  Он проводился по единым олимпиадным заданиям, разработанным муниципальной комиссией Всероссийской олимпиады школьников. Всего в олимпиаде участвовало 32 участника, а по литературе 23 участника. Из них 1-3 места заняли:

ФИО участника, класс

ФИО руководителя

уровень

результат

1

Монгуш Хорагай (9В)

Дагаажик М.К.

школьный

2 место

2

Монгуш Менги (7Д)

Маадыр-оол А.С.

школьный

1 место

3

Монгуш Александра (8)

Кужугет Ж.О.

школьный

3 место

4

Салчак Лилия (8Б)

Кужугет Ж.О.

школьный

1 место

5

Монгуш Долума(7)

Кужугет Ж.О.

школьный

2 место

6

ОндарЭчис (8)

Кужугет Ж.О.

школьный

2 место

7

Монгуш Артыш (10А)

Дагаажик М.К.

школьный

2 место

8

Мендот Ай-Суу (10А)

Дагаажик М.К.

школьный

3 место

9

Зюзина Валентина (11б)

Евсюкова З.Б.

школьный

1 место

10

Дивин Сенденмаа (7)

Евсюкова З.Б.

школьный

3 место

11

Хомушку Яна

Кужугет Ж.О.

муниципальный

12

Наговицина Евгения

Дагаажик М.К.

муниципальный

призер

13

Салчак Лилия

Кужугет Ж.О.

муниципальный

призер

Анализ результатов показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Но не все умеют применять полученные теоретические знания на практике. Трудности вызвали работа с текстом. Трудно поддаются выполнению и задания по теории литературы: ученики не знают определений и терминов.

 Выводы:  В олимпиадах принимают одни и те же учащиеся. И, к сожалению,  в муниципальном этапе олимпиады по литературе   ни один педагог  не отправил своего ученика. Это говорит от безответности учителей РЯЛ.   Учителям – предметникам активизировать работу по подготовке  учащихся к муниципальному этапу олимпиады по РЯЛ.

Рекомендации: В следующем учебном году делать упор на подготовку на победу на муниципальном и республиканском уровне олимпиады.

Участие в НПК за 2016-2017у.г.

ФИО участника, класс

ФИО руководителя

Название  НПК

уровень

результат

уровень

1

Сарыглар Чингиза

Монгуш С.М.

Образ зеркала в русской литературе

школьный

2 место

муниципальный

2

Монгуш Надежда

Донгак Ч.М.

школьный

1 место

муниципальный

1 место

3

МижитАрияна

Дагаажик М.К

«Влияние интернет ресурсов»

школьный

призер

муниципальный

4

КууларВероника

Дагаажик М.К

Влияние зарубежной литературы на современных подростков»

школьный

3 место

муниципальный

5

Мендот Ай-суу

Дагаажик М.К

«Роль обращений в русском языке»

школьный

Вывод:  По сравнению с прошлым годом количество участников возросло. На будущее учителям рекомендуется активнее вовлекать учащихся в исследовательскую работу.

Участие детей в различных конкурсах за текущий год    

В текущем году также учащиеся принимали участие  и в различных конкурсах.

ФИО участника, класс

ФИО руководителя

Название конкурса

уровень

результат

1

Монгуш Аюжана Артуровна

Монгуш С.М.

«Первое перышко»

республиканский

2

Серен-оолАйслана

Дагаажик М.К.

Эссе «Зачем я люблю русский язык»?

республиканский

1место

3

ДонгакКульдегин

Кужует Ж.О

«Первое перышко»

республиканский

4

Матонина Софь

я

Маадыр-оол А.С.

«Первое перышко»

республиканский

5

Трубеко Софья

Маадыр-оол А.С.

Конкурс чтецов

муниципальный

2место

6

ОндарАйдасай

Маадыр-оол А.С.

Конкурс чтецов

муниципальный

3 место

Выводы: Не все активно принимают участие  в различных конкурсах. Не вовлекают детей учителя Румянцева О.Е., Монгуш А.Н. и Долгих Т.И.. Рекомендуется  учителя МОРЯЛ активнее вовлекать учащихся в различные конкурсы.

В начале учебного года с молодым специалистом была проведена консультация по вопросу оформления школьной документации (единые требования к составлению календарно-тематического планирования, к заполнению классного журнала, составлению технологической карты урока) В течение учебного годы наставником  Долгих Т.И. и руководителем МО Монгуш С.М.,  посещались уроки молодого педагога с целью оказания помощи в овладении методами преподавания предмета и воспитание школьников, такжевыявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи.  На начало учебного года молодой специалист  показал себя в республиканском конкурсе «Молодежные игры»,  заняв 2 место. К концу учебного года посещение уроков Маадыр-оол А.С.   показал, что учитель овладел на достаточно хорошем уровне методикой преподавания предмета и воспитания учащихся. На уроках учащиеся активны. Сам учитель активно использует ИКТ-технологии, игровые методы.

По итогам научно-методической работы ШМО за 2016 -2017 учебный год можно сделать выводы:

Учебный план на 2016-2017 учебный год выполнен, учебная программа (теоретическая и практическая части) пройдена. Все учащиеся успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Об этом свидетельствует 100% успеваемость, выполнение обязательного минимума, текущие контрольные работы, контрольные срезы. Методическое объединение учителей РЯЛ с поставленными задачами, в основном, справилось. Работу МО учителей РЯЛ  можно признать удовлетворительной. В течение учебного года систематически проводился обзор методической литературы и периодики; все учителя имеют темы для самообразования и регулярно отчитываются на заседаниях МО по методическим вопросам, накапливают материалы для оформления портфолио учителя.

Подводя итоги деятельности учителей МО РЯЛ за 2016-2017 учебный год, необходимо отметить, что скоординированная работа учителей позволила выполнить те задачи, которые ставились в начале учебного года.Активная деятельность всех членов методического объединения учителей РЯЛ обеспечила успешность обучения и формирования знаний.

Вместе с тем имеются следующие недостатки в работе МО:

  1. Недостаточное количество взаимопосещений открытых уроков педагогов.
  2. На заседаниях МО мало рассматривались вопросы, связанные с работой с одарёнными детьми, с систематической подготовкой таких детей к олимпиадам разного уровня.
  3. Недостаточная активность педагогов в проектно-исследовательской деятельности.
  4. Хотелось бы больше уделять внимания взаимопосещению уроков и проведению открытых уроков и творческих мероприятий по внеклассной работе для расширения кругозора учащихся.

Приоритетные направления научно-методической  работы ШМО на 2017 – 2018 учебный год:

Цель: повышение качества образования при сохранении  и укреплении здоровья обучающихся на основе внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ООО, СОО.

 1. Работа с одаренными детьми.

       2. Повышение уровня профессиональной подготовки учителей.

3.  продолжить активное использование в педагогической практике проектных, проблемных, исследовательских  методов обучения, ИКТ;

  1.  способствовать повышению качества обучения русскому языку и литературе с учетом требований, предъявляемых к выпускникам 9 и 11 классов на ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивать усвоение государственного стандарта, совершенствовать систему мониторинга;
  2.  продолжать работу по повышению интереса учащихся к изучению и сохранению русского языка, по формированию положительной мотивации к учению, активно используя для этого возможности внеклассной работы и внешкольного образовательного пространства, взять на особый контроль классы, показавшие низкий результат обучения. Решение этих задач позволит нам реализовывать основные направления деятельности школы, заложенные в Программе развития

Задачи на 2016 – 2017 учебный год:

  1. Продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс требований ФГОС;
  2. повысить уровень участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах школьников по предмету;
  3. продолжить работу с одарёнными и неуспевающими обучающимися;
  4. повышать качество преподавания РЯЛ  путём разнообразия форм и использования передового педагогического опыта, привлечения современных методов обучения;
  5. продолжить системную подготовку обучающихся к Единому государственному экзамену по русскому языку..

                                                                                    Руководитель МОРЯЛ  Монгуш С.М.

                                            Планирование работы

                                                на 2017-2018гг.

Общешкольная тема: «Подготовка обучающихся к ГИА как условие повышения качества образовательного процесса».

Методическая тема: «Применение современных образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»

Цель: 1.        

внедрение современных форм и методов организации учебной деятельности с использованием новых педагогических технологий как средства реализации компетентностного подхода;

- совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ОГЭ – и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

Подготовка к государственной (итоговой) аттестации учащихся;

2.        Повышение уровня профессиональной подготовки учителей;

3.        Работа с способными, одаренными учащимися;

4.        Работа со слабоуспевающими учащимися.

Литература, русский язык играют важную роль в системе школьного гуманитарного образования.

Цель данной образовательной области – становление духовного мира человека, формирование

коммуникативной и лингвистической компетенций.

Проблемная методическая тема лицея:

«Технологические подходы к созданию и развитию центра гражданско-патриотического воспитания в

муниципальном образовании».

подход в обучении и воспитании.

 Совершенствовать формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся. Осваивать и

активно внедрять в учебный процесс технологии развивающего обучения с целью развития

личности обучающегося:

 считать приоритетными направлениями совершенствования методики преподавания

русского языка и литературы дифференциацию и индивидуализацию обучения ;

 обеспечивать высокий методический уровень всех видов занятий;

 ориентироваться на вариативность обучения;

 совершенствовать методику использования на уроках и во внеурочной деятельности

компьютерных технологий и интернет-ресурсов;

 осуществлять диагностические исследования (срезовые работы, промежуточная

аттестация, пробные экзамены, оптимизация учебной нагрузки, дозировка домашних

заданий); активно внедрять инновационные формы контроля;

 расширять творческую учебно-исследовательскую деятельность;

 совершенствовать работу с одаренными и слабоуспевающими детьми;

 шире внедрять в практику интегрированные уроки;

 совершенствовать работу по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и (изучать

нормативные документы по организации экзамена, образцы ОГЭ, ЕГЭ, анализировать

результаты экзаменов, корректировать работу с учетом выявления трудностей и проблем,

связанных с формированием компетенций у обучающихся;

 усилить работу по разработке методической продукции членами МО (разработки планов,

уроков, программ, рекомендаций по различным проблемам для учителей и детей,

Интернет-ресурсы, электронные приложения)

II. Учебные

 развивать у школьников общеучебные умения и навыки (анализировать, сравнивать,

классифицировать, выделять главное, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

 вырабатывать у обучающихся умения составлять план ответа, тезисы, конспекты, писать

рефераты, доклады, аннотации, рецензии, составлять деловые бумаги, проводить

исследовательские работы;

 обучать умению вести диалог, задавать вопросы, доказывать, аргументировать;

 вырабатывать навыки работы со словарями, справочной литературой, Интернет-связью.

III. Воспитательные

 повышать у обучающихся интерес к русскому языку и литературе, прививать осмысленное,

уважительное отношение к общенациональным культурным ценностям;

 формировать у обучающихся твердые нравственные позиции(любовь к Родине, толерантность,

коллективизм, интернациолизм, эстетический вкус, культуру речи и общения;

 повышать общую и читательскую культуру обучающихся

IV. Организационные

 обобщать и распространять творческий опыт членов МО;

 принимать активное участие в работе школьного методического совета, РМО, в конкурсах

муниципального, регионального и всероссийского уровня; развивать творческие способности

детей путем включения их во внеклассную учебную деятельность; создавать в школе

развивающую творческую среду.

Направления деятельности МО

 Повышение качества преподавания и качества обучения

 Совершенствование педагогического мастерства

 Совершенствование воспитательного процесса

 Совершенствование методов и приёмов подготовки учащихся к итоговой аттестации по

русскому языку и литературе в формате ЕГЭ, овладении методикой выполнения сложных

заданий тестов для ЕГЭ, а также методикой написания развёрнутого ответа (части С)

 Организация проектной и исследовательской работы учащихся (в рамках программы

«Одарённые дети»)

 Обобщение опыта работы по индивидуальной теме самообразования каждого члена МО в

личном портфолио учителя

Развитие инновационного потенциала педагогов - ключевая задача методической работы.

Направления инновационной деятельности МО:

- освоение ФГОС второго поколения;

- реализация вариативности содержания образования, формирование комплексной системы оценки

качества образования на основе применения инновационных технологий;

- применение современных технологий и цифровых образовательных ресурсов;

- индивидуальная работа с «одарёнными» детьми в плане развития их творческого потенциала;

- участие учителей в работе конференций муниципального, регионального и Всероссийского уровней.

Формы деятельности МО

Курсы повышения квалификации

Проблемные семинары

Предметные недели

Индивидуальное наставничество

Конкурсы различного уровня

Ярмарки-выставки инновационных образовательных проектов

Перспективный план аттестации учителей русского

План подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

и литературе на 2015-2016 уч.г.

п/п

Мероприятие

Сроки

1

Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ за прошлый год

Сентябрь 2015 г.

2

Диагностическая работа № 1 в форме ОГЭ по русскому языку для 9 классов

Октябрь 2015 г.

3

Изучение нормативно-правовой базы: инструкций и методических материалов, регулирующих проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме

Октябрь 2015 г.

4

Знакомство учащихся с аттестацией в новой форме ЕГЭ и ОГЭ: с «Положением о проведении ЕГЭ и ОГЭ», формой свидетельства о результатах сдачи экзамена, информацией о результатах сдачи в прошлом году и разбор типичных ошибок.

Октябрь 2015 г.

5

Диагностическая работа № 1 в форме ЕГЭ по русскому языку для 11 классов

Октябрь 2015 г.

6

Широкое внедрение текстовых технологий в образовательный процесс. Практические занятия с обучающимися (работа с текстами на уроках, индивидуальных консультациях)

В течение года

7

Участие в секциях РМО учителей по подготовке к  ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе

В течение года

8

Групповые и индивидуальные занятия, консультации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

9

Психологическая подготовка к ОГЭи ЕГЭ

Организация психолого-педагогического тренинга «Как подготовить себя к экзамену».

В течение года.

Май 2016 г.

10

Подготовка и обновление справочных и учебно-тренировочных материалов

В течение года

11

Диагностическая работа ИДК в форме ЕГЭ по итогам первого полугодия в 11 классах

Декабрь 2015 г.

12

Диагностическая работа ИДК в форме ГИА по итогам первого полугодия в 9 классах.

Декабрь 2015 г.

13

Знакомство, проработка и анализ методических рекомендаций ШМО по результатам диагностической работы

Декабрь 2015 г.

14

Разработка для 11-9классников инструкций «В помощь учащимся»

В течение года

15

Диагностическая работа ИДК в форме ЕГЭ по итогам третьей четверти в 11 классах.

Март 2016 г.

16

Диагностическая работа ИДК в форме ЕГЭ по итогам третьей четверти в 9 классах.

Март 2016 г.

17

На ШМО рассмотрение и анализ результатов диагностической работы ИДК в форме ОГЭ и ЕГЭ по итогам третьей четверти в 9 и 11 классах.

Апрель 2016 г.

18

Информирование классных руководителей по проблемам подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

В течение года

19

Обучение заполнению бланков ответов: типичные ошибки при заполнении бланков

Март-май 2016 г.

20

Проведение репетиционных тестирований

В течение года

21

Проведение мониторинга качества образования на основе результатов репетиционных тестирований

Апрель-май 2016 г.

22

Проведение ЕГЭ и ОГЭ, анализ и отчёт по результатам экзаменов

Май-июнь 2016 г.

                                                                            Руководитель ШМО — Загнетина О.А.

Планирование работы учителей ШМО

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Заседание ШМО №1

август

 

Коновалова Л.М.

Моисеев П.А.

Кирсанова А.Е.

Мазурик Т.И.

 

1.     Анализ преподавания предметов гуманитарного цикла, качества знаний учащихся по этим предметам за предыдущий год.

2.      Обсуждение рабочих программ и учебных планов предметов гуманитарного цикла.

3.     Определение основных задач методического объединения. Разработка плана работы МО.

4.     Изучение итогов ГИА по русскому языку, литературе за 2015-2016 учебный год.

5.  Обсуждение графиков открытых уроков и предметной недели.

5.     Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников.

7.  Подготовка материалов входных контрольных работ по русскому языку и литературе в 5-11 классах.

2.

Межсекционная работа:

октябрь

 

Коновалова Л.М,

члены ШМО

1.     Производственное совещание методического объединения по вопросам проведения Всероссийской олимпиады школьников по предметам.

2.     О результатах проведения входных контрольных работ.

3.

Заседание ШМО №2

ноябрь

 

Коновалова Л.М.

 

Мазурик Т.И.

 

Кирсанова А.Е.

 

Моисеев П.А.

1.     Применение современных педагогических технологий в рамках ФГОС.

2.     Результаты обученности учащихся по предметам гуманитарного цикла за I четверть.

3.  Организация подготовки учащихся к ГИА.

4.  Подведение итогов школьного тура олимпиады.

4.

Межсекционная работа:

декабрь

 

Коновалова Л.М,

члены ШМО

1.     Организация подготовки учащихся к ГИА.

2.     Итоги проверки рабочих тетрадей по русскому языку.

3.     Подготовка к предметной неделе русского языка и литературы.

5.

Заседание ШМО №3

январь

 

Коновалова Л.М.

Кирсанова А.Е.

Мазурик Т.И.

Моисеев П.А.

 

1.     Обобщение опыта работы по формированию регулятивных, учебно-логических, учебно-информационных и коммуникативных умений при работе по ФГОС.

2.     Итоги обученности учащихся по предметам гуманитарного цикла в I полугодии.

3.     Анализ проведённых олимпиад по предметам гуманитарного цикла и итогов участия в творческих конкурсах.

4.     Организация подготовки учащихся к ГИА.

6.

Межсекционная работа:

 

Коновалова Л.М,

члены ШМО

1.     Организация подготовки учащихся к ГИА.

7.

Заседание ШМО №4

май

 

Коновалова Л.М.

Кирсанова А.Е.

Моисеев П.А.

Мазурик Т.И.

 

1.     Анализ деятельности МО за 2016-2017 учебный год.

2.     Обобщение опыта и анализ работы по формирофанию регулятивных, учебно-логических, учебно-информационных и коммуникативных умений при работе по ФГОС на уроках предметов гуманитарного цикла.

3.     Отчёт учителей по программам самообразования.

4.     Планирование работы на 2017 – 2018 учебный год.

 

 

Анализ работы за прошлый год.

Справка

По результатам диагностического замера по федеральному проекту «Я сдам ОГЭ»

Учащихся МБОУ СОШ №2 им.Т.Б.Куулар.

Дата проведения:

Цели:

- отработать процедуру  организации и проведения ОГЭ;

- проверить уровень подготовки к ОГЭ по русскому языку.

  В целях  подготовки обучающихся к ГИА выпускников был проведен диагностический замер по федеральному проекту «Я сдам ОГЭ».  Задания подготовлены Федеральным институтом педагогических измерений.

Классы: 9А,9Б,9В

По списку -     , выполнили работу-

Проблемная методическая тема МО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №85

Этот документ позволяет познакомиться с этапами деятельности нашего м/о в этом учебном году....

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...

Отчет методического объединения учителей русского языка и литературы за 1 полугодие 2016-2017 учебного года Выступление на школьном педсовете Презентация

Отчет методического объединения учителей русского языка и литературы за 1 полугодие 2016-2017 учебного года  Выступление на школьном педсовете Презентация...

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2017-2018 учебный год

План работырайонного методического объединения учителей русского языка и литературына 2017-2018 учебный год...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...