Немецкая классическая философия (лекция и презентация)
проект (11 класс) на тему

Материал к занятию по дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст лекции42.5 КБ
Файл Презентация1.16 МБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 10.

Философия Возрождения и Нового времени

(Немецкая классическая философия).

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о немецкой классической философии».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Немецкая классическая философия.

2.3. Самостоятельная работа.

3. Повторение пройденного. 

3.1. Опишите эпоху Возрождения.

3.2. Дайте определение гуманизма.

3.3. Дайте определение антропоцентризма.

3.4. Дайте определение индивидуализма.

3.5. Дайте определение рационализма.

3.6. Дайте определение эмпиризма.

4. Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим немецкую классическую философию и ее основных представителей, которые в своих исследованиях нашли новый подход к человеку. Под запись. «Классическая немецкая философия – период в развитии немецкой философии конца 18—начала 19 вв., в течение которого в ней последовательно появились: немецкий классический идеализм (основатель — И. Кант, продолжатели – И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Главным достижением этого периода было создание логики развития — диалектики. Философы этой группы продолжали развитие теории познания, исходя из автономности человека и мира культуры относительно природы. В их трактовке мир культуры вводится из деятельности человеческого духа, при этом мыслящий субъект оказывается основой мироздания.

Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем немецкого классического идеализма. Если докантовская логика фактически рассматривала процесс формального доказывания того, что и так было известно, то логика И. Канта, изучая правила образования суждений, обратилась к взаимоотношениям субъекта и объекта, отношению познающего человека к объективному миру. Процесс познания у Канта оказывается активным процессом творчества, созидания, синтеза нового содержания.

Основа учения И. Канта – понятие «вещи в себе», т.е. вещи, как она существует сама по себе (или «в себе»), в отличие от того, какой она является «для нас» — в нашем познании. Теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе». В области науки это пространство и время (они же – формы созерцания), в философии – это Бог, бессмертие и свобода определения человеческих действий. По Канту, наука, углубляясь в сущность мира, фактически уточняет законы самого познания. Наука может быть и безграничной (отсутствие ограничений для эмпирической науки) и ограниченной (научное знание не может выходить за пределы логических форм, путем которых происходит объективное познание реальности). Кант заложил основы т.н. агностицизма, т.е. учения о непознаваемости мира. Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после упорядочения хаоса формами созерцания и категориями (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.) мы уже имеем дело с собственным опытом. Мы видим внешний мир не таким, каков он есть на самом деле, но таким, как его представляют нам наши впечатления. Следовательно, мир непознаваем.

Основным законом этики Кант провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (или: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству). Кант доказывал, что без свободы нет нравственного поступка. В основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. Но свободу при этом следует отличать от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Нравственность не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения признается только долг. Нравственно человек поступает тогда, когда действует вопреки склонности, расчету и т. п. В учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказывается одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами.

Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью. Существует внешняя целесообразность (предмет познания соразмерен нашим познавательным силам) и внутренняя целесообразность (пригодность предмета или существа для достижения определенной цели; сила и выносливость быка пригодна как людям, так и ему самому). Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного. Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета. Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты. Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, — это и есть «целесообразное без цели».

Георг Гегель (1770 – 1831) перешел от субъективного идеализма И. Канта к объективному идеализму. В соответствии с его теорией, духовная культура человечества есть постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, — развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание» есть не что иное, как логика. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает название абсолютной идеи. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость. В целом Гегель создал философское обоснование религии, выведя доказательство существования Бога.

Г. Гегель является создателем систематической теории диалектики, учения о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Единство противоположностей состоит в том, что существуют полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (если есть левое, должно быть и правое) и исключают один другой (зло имеет иные свойства, нежели добро). Борьба противоположностей состоит в том, что всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие, которое непрерывно разрешается и воспроизводится и осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива. При этом только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Отойдя от гегелевского идеализма, встал на позиции материализма, поставив в центр исследований человека как материального объекта и одновременно мыслящего субъекта. Причина религиозных верований, по Фейербаху, коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религии Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он ее обожествляет.

В своих поздних работах он критикует не религию как таковую, а ложные и отчужденные формы проявления «религиозного чувства», к которым он относил традиционные формы религиозных верований. Но преодоление этих форм, включая христианство, должно привести к возвращению религиозному чувству  «истинной формы». Религиозное чувство, таким образом, оказывается особым высшим чувством человека. Основой подлинной религии, согласно Фейербаху, является любовь к другому человеку.

В теории познания Фейербах выдвигал на первый план опыт как первоисточник знания и подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Он считал, что чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире. Признав изначальную разумность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между чувственной и рациональной ступенями познания. Он увидел универсальный характер чувств человека. Таким образом, своеобразие человеческого чувственного созерцания Фейербах видит в том, что человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но также чувствами понимать воспринятое».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article058616.html, прочитайте текст и запишите в тетрадь достижения И. Канта в «докритический» период его деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Немецкая классическая философия Презентация открытого урока, проведенного 28.02.2017 в группе 1В(11)-16. Автор – преподаватель права, правового обеспечения профессиональной деятельности ГБПОУ СПО КМБ № 48 , к.и.н . Можаев Антон Викторович Приглашенные – преподаватель ГБПОУ СПО КМБ № 48 Савельева Е.Н.

Слайд 2

Организационный момент

Слайд 3

Повторение предыдущей темы

Слайд 4

Изучение нового материала

Слайд 5

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания (новая логика)

Слайд 6

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания («вещь в себе»)

Слайд 7

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания (агностицизм)

Слайд 8

ИММАНУИЛ КАНТ: Этика и Эстетика

Слайд 9

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Объективный идеализм

Слайд 10

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Диалектика

Слайд 11

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ: Антропологический материализм

Слайд 12

Самостоятельная работа на уроке

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"

Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...

Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"

Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и  МХ"...

статья "моя педагогическая философия. опыт работы". презентация для изучения темы Градусная сеть, координаты с заданиями, тестами, вопросами.

Моя педагогическая философия. Из пыта работы" - статья.Презентация, которая наглядно помогает в изучении темы географические координаты....

Тесты по основам философии Тема: Немецкая классическая философия

Работа с тестами охватывает разделы учебного курса «Предмет философии» и «История философии» за период от древности до эпохи Возрождения включительно. Предусматривается проверка усвоения базовых...

Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"

Методическая разработка урока по немецкому языку с использованием мультимедийных презентаций и проектной методики "Помоги немецкому другу"...

Немецкие классические писатели

Презентация " Немецкие классические писатели" используется учителем , как демонстрационный материал при изучении данной темы на уроках немецкого языка....